- Общее описание
- Технико-эксплуатационные показатели
- Фото
- Гидравлика и приводы
- Характеристики рыхлительного оборудования
- Характеристики бульдозерного оборудования
- Силовые агрегаты
- Технические характеристики трактора Т — 130
- Модельный ряд и модификации
- Варианты навесного оборудования
- Трансмиссия трактора
- Отзывы
- Механизаторы — об опыте эксплуатации бульдозера Т-130
- Техническое обслуживание
- Технические характеристики бульдозера Т-130
- Преимущества и недостатки
- Плюсы
- Минусы
- Отличительные особенности
- Модель Т-130 обладала и рядом недостатков, к сожалению, не устраняемых, например:
- Производитель
- Инструкция по эксплуатации
- Техническое обслуживание
- Основные неисправности и способы их устранения
- Об особенностях и назначении
Общее описание
Т-130 — гусеничный трактор, который в основном используется как бульдозер. Вес составляет примерно 12 тонн, Т-130 отличается повышенной производительностью, устойчивостью к механическим и другим нагрузкам. Один трактор может заменить несколько машин одновременно, благодаря чему можно сократить финансовые затраты на приобретение спецтехники, техническое обслуживание и содержание. Конструкция трактора проста, при необходимости ремонт и обслуживание не занимают много времени. Дополнительное оборудование устанавливается без особых усилий, управление осуществляется из кабины.
Особенности трактора модельного ряда Т-130 производства Челябинского завода:
- сцепления требуют пристального внимания и тщательного ухода;
- при отрицательных температурах воздуха трактор Т-130 требует предварительного прогрева;
- связь коробки передач и рычагов прямая, то есть при любой работе с 8-ступенчатой четырехосной коробкой передач возникают вибрации.
Но такие недостатки относительны. Бульдозер Т-130, характеристики которого позволяют использовать его в сложных условиях, остается одним из самых популярных для сельскохозяйственных работ. Тракторы имеют повышенный ресурс, мощностные показатели 4-тактного турбированного двигателя отличные. Системы бульдозера запускаются автоматически, конструкция двигателя значительно улучшена по сравнению с ранее выпускаемыми тракторами.
Для бульдозеров модельного ряда Т-130 доработаны технические характеристики. Линейка оснащена механической коробкой с замкнутой муфтой. Система состоит из 4 высоконадежных дисков, из которых два неизвестных и два подчиненных. Тормоз плавающий, ленточный. Он прост в обслуживании, выдерживает интенсивную эксплуатацию и не требует частой замены или ремонта.
Модель Т-130 представляет собой трактор с качественной гидравликой отдельного типа, включающей такие узлы, как распределитель, насос, внешний цилиндр, бак большого объема, задний мост с надежной балансировочной поперечной рессорой. С целью улучшения технических параметров трактор может дополнительно комплектоваться агрегатами разной жесткости и назначения.
Кабина трактора модели Т-130 расположена сзади, в ней могут одновременно находиться два оператора. Для повышения комфорта эксплуатации бульдозера кабина надежно звукоизолирована и имеет эффективную теплоизоляцию.
Управление Т-130 простое и не требует специальных навыков. При выполнении работ наблюдаются вибрации рычагов управления бульдозером. Но для технических характеристик машины и функционала это не имеет значения.
Установленное шасси оснащено сложной рамой. Он выполнен в виде балки и приварен к корпусу бульдозера, а значит, выдерживает интенсивную эксплуатацию. Подвеска полужесткая, на каждую гусеничную машину приходится пять опорных катков и пара катков.
Т-130 — бульдозер, выпускаемый в виде нескольких модификаций (всех годов выпуска). Основные технические характеристики бульдозера являются общими для всех тракторов. Но при необходимости работы на водонасыщенном, подвижном, сложном грунте рекомендуется модель Т-130Б. Это вид спецтехники с увеличенной гусеничной поверхностью, что повышает маневренность на болоте, снижает общее давление на грунт. В особых случаях конструкцию бульдозера дополняют гусеницами, позволяющими передвигаться по льду и насту. Для асфальтового покрытия иногда используют специальную обувь для увеличения скорости передвижения.
Преимущества трактора Т-130:
- наличие 4-тактного двигателя с электростартером для эффективного запуска и турбонаддувом;
- пусковое устройство для подогрева воды и масла при включении силового агрегата;
- полужесткая подвеска бульдозера снабжена поперечным балансиром;
- рама сварная, выдерживает повышенные нагрузки;
- ленточный тормоз.
Бульдозер Т-130, технические характеристики которого расширяют область применения спецтехники, может эксплуатироваться с навесным оборудованием различного назначения и типа. Это снижает затраты на покупку нового оборудования, повышает эффективность работы.
Технико-эксплуатационные показатели
Технические характеристики агрегата, выполненного на базе ранее выпускавшегося трактора Т-10.01, зависят от выпускаемой модификации — стандартного ЧТЗ-130 и болотного 130Б, с удлиненными, специальными гусеницами. Тракторы Т-130 многофункциональны, отличаются повышенной ремонтопригодностью, могут эксплуатироваться в сложных погодных условиях. Это связано с установкой двигателя Д 160/180 с отличными характеристиками для бульдозеров Т-130.
Технические характеристики бульдозера Т-130:
- масса — 12 700 кг;
- расстояние до земли – 415 мм;
- база – 2 478 мм;
- значение тягового класса для Т-130 – 10;
- ширина колеи – 1 880 мм.
Характеристики топливных баков бульдозера Т-130:
- бак на 290 л;
- охлаждение Т-130 — 60 л;
- объем контейнера для смазки 32 л;
- восстановители — 12 л;
- общий объем гидравлики 100 литров.
Для повышения эффективности многозадачные тракторы Т-130 оснащаются навесным оборудованием, расширяющим функциональные возможности спецтехники. Чаще всего это грейферы (используются для подготовки и уборки), рыхлители различного типа, лопаты-отвалы.
Технические характеристики дополнительного оборудования для тракторов Т-130 (лопаты):
- Величина объема призмы, м куб.: лопасти полусферической формы — 4,75, прямой — 4,28.
- Ширина, м: полусферический отвал — 3,31, прямой — 3,42.
- Регулировка угла (в градусах): 10.
- Глубина, м: 0,44.
- Высота отвала при рабочем угле 55: 1,31.
- Высота, м: Не более 1,02.
- Ошибка установки (перекос): 10 градусов (0,63 м).
Конструкция трактора устойчива к различным негативным факторам, поэтому выбор трактора Т-130 – оптимальное решение. Эта модель может использоваться в разных условиях, а также может быть дополнена различными типами навесного оборудования. При этом затраты на спецтехнику остаются разумными. Бульдозеры можно обслуживать, для модели Т-130 можно использовать запчасти от тракторов предыдущего или последующего выпуска.
Фото
Благодаря конструктивной преемственности моделей Т-130, Т-170, Т-10, Т-11 запчасти на более старую модель можно найти даже в наше время. Этот факт, несомненно, порадует потребителей, так как позволит ремонтировать и продолжать эксплуатацию модели Т-130, которая уже давно снята с производства. Кроме того, на старое оборудование можно установить усовершенствованные узлы, сделав его более удобным и производительным. Модели Т-130, Т-170, Т-10, Т-11 имеют практически одинаковые габариты и массу.
Гидравлика и приводы
Тракторы Т-130 изготавливаются с раздельными гидравлической и навесной системами. Навесная система позволяет подключать к машине различные агрегаты (навесные манипуляторы, прицепные механизмы, полунавесные конструкции), что расширяет область применения трактора. Гидравлическая система управляет всеми подключенными орудиями.
Для возможности работы в промерзшем или слишком плотном грунте было осуществлено принудительное заглубление рабочего механизма. Короткое время нахождения на полном обороте снижает потери времени при работе с собранными и полусобранными узлами. Все части гидросистемы соединены трубопроводами. Раздельная агрегатная гидросистема состоит из:
- Насос;
- Трубопровод;
- Нефтяные баки;
- Крафт-труба;
- Редуктор привода гидронасоса;
- Оборудование;
- Механизмы включения насосов;
- Гидравлический распределитель;
- Рычаги управления;
- Гидравлические цилиндры.
Передняя планка соединяет орудия, установленные на шарнирной раме. В его состав входят два гидроцилиндра и опорное устройство.
Характеристики рыхлительного оборудования
Вид | Один зуб | Многосторонний |
Максимальная глубина, см | 65 | 65 |
Максимальное количество зубьев, шт | 1 | 3 |
Количество положений зубьев по вертикали | 3 | 3 |
Вес (кг | 1155 | 2245 |
Угол выпуска с коротким башмаком, град | 45 | |
Угол выпуска с длинным башмаком, град | тридцать |
Характеристики бульдозерного оборудования
Тип листа | Прямой | Полусферический |
Ширина листа, см | 342 | 331 |
Максимальный подъем, см | 102 | |
Объем призмы чертежа, м3 | 4,28 | 4,75 |
Высота при угле резания 55 градусов | 1,31 | |
Максимальный уклон на 10 градусов, см | 63 | |
Регулировка угла резания, град | 10 | |
Максимальная глубина, см | 44 | |
Вес (кг | 2240 | 2313 |
Силовые агрегаты
Значительно улучшены эксплуатационные и тяговые характеристики гусеничного бульдозера за счет установки более мощных двигателей. С начала производства до 1981 года трактор оснащался двигателем Д130. Это четырехтактный дизельный агрегат мощностью 130 лошадиных сил. Включение произошло за счет бензинового двигателя — так называемого стартера.
С 1981 года на новые модели стали устанавливать усовершенствованный тип силовой установки Д160. Его отличительной чертой является функция турбонаддува. Благодаря этому мощность возросла до 160 лошадиных сил. Как и его предшественник, этот двигатель работает в паре со стартером.
Оба двигателя отличаются своей надежностью. Кроме того, они относительно экономичны – за счет наличия камеры сгорания, электростартера и стартерного двигателя. В основной двигатель заливают дизельное топливо, в бензин заливают любую подходящую смесь. Подойдет даже газовый конденсат и керосин. Удельный расход – 180 литров (в зависимости от интенсивности работы).
Читайте также: Самодельные снегоходы на базе отечественных мотоциклов «Минск», ИЖ, «Урал» и мотоблоков
Технические характеристики трактора Т — 130
Этот трактор является наследником знаменитой модели Т-100, которая даже в семидесятые годы выглядела устаревшей. Задача инженеров состояла в том, чтобы разработать гусеничную машину, которая сохранила бы основные характеристики своего предшественника, но при этом значительно увеличила мощность и производительность.
Трактор Т-130 — технические характеристики:
- класс оборудования — 6;
- длина — 5,2 м;
- ширина — 2,5 м;
- высота — 3 м;
- расстояние между гусеницами (гусеницами) — 1,8 м;
- основной бак – 290 литров;
- бак для гидросистемы – 100 л;
- баки для рабочих жидкостей — от 12 до 60 литров.
Масса трактора в заводской комплектации составляет примерно 14,5 т. Несмотря на внушительную цифру, удельное давление на грунт не превышает допустимых значений — именно из-за использования гусеничной платформы.
Вес модели трактора Т-130 существенно различается в зависимости от установленного на нем навесного оборудования. При работе на мягких типах грунта этот фактор учитывается в обязательном порядке.
Модельный ряд и модификации
В отличие от своего предшественника Т-100, трактор Т-130 выпускался всего в двух модификациях:
- флагманская модель (прямой Т-130);
- болотоходная модель Т-130Б (характерные особенности — увеличена площадь гусеницы, чтобы техника не застревала в болотах и на неустойчивых поверхностях болотистой местности).
Варианты навесного оборудования
Бульдозер характеризуется наличием оптимальной возможности комплектации широким выбором навесного оборудования. Среди основных вариантов оснащения можно отметить установку специального водомасляного нагревательного агрегата, теплового обогревателя, культиватора для почвенных работ, мобильных гусениц специального размера для эффективной работы на автомобильных дорогах в зимнее время года.
Трансмиссия трактора
На эти трактора устанавливалась механическая коробка передач со следующими функциями:
- 8 шагов;
- 2 ведомых и 2 ведущих диска сцепления;
- закрытое сцепление;
- наличие встроенного редуктора;
- четыре передачи заднего хода и восемь передач переднего хода.
Подвижные шестерни гарантируют плавное переключение передач. Конструкция коробки передач позволяет изменять скорость на разных передачах независимо от того, в каком направлении движется трактор. Это так называемый поворотный механизм. Установка вызывает сомнения. Кроме того, что не предусмотрен другой радиус поворота, конструкция обуславливает наличие большого количества быстро изнашивающихся подвижных частей. А это частый ремонт трактора, который влечет за собой финансовые и временные затраты. В современных модификациях гусеничных бульдозеров механизмы поворота не используются.
Несмотря на достоинства, трансмиссия на гусеничный трактор этой модели все же считается ее недостатком. В основном потому, что он механический. В более поздних модификациях уже устанавливалась гидромеханическая трансмиссия, но это решение не привело к существенному улучшению технических параметров.
Отзывы
Многие пользователи трактора Т 130 считают своим долгом оставить отзыв о качестве и особенностях этой машины. Вот несколько отзывов:
- Машина имеет хорошую ремонтопригодность и доступность запчастей. Устройство неприхотливо к качеству российского топлива. Технические характеристики трактора Т 130 позволяют эффективно использовать его как в строительной отрасли, так и в ресурсной отрасли.
- У Т 130 просторная кабина с хорошим обзором. На кузове установлены блоки переднего и заднего освещения, обеспечивающие хорошую видимость в темное время суток и в плохую погоду. Из минусов — слабая механическая коробка передач, что ослабляет управляемость и снижает общую экономичность машины.
- Вес трактора-бульдозера Т 130 довольно большой, как и комплектующих. Поэтому без грузоподъемного оборудования менять элементы силового оборудования или ходовой системы достаточно проблематично.
Механизаторы — об опыте эксплуатации бульдозера Т-130
Одно дело использовать Т-130 в Советском Союзе, когда дизель стоил копейки и был вообще «казенным», и совсем другое дело в новой России, где топливо стоит больших денег и покупается за копейки собственные «кровно заработанные» средства. В связи с этим нынешние владельцы Т-130 отмечают, что этот бульдозер обладает высокой производительностью, но требует и больших объемов земляных работ, иначе его использование будет просто нерентабельно.
Если сравнивать эту модель с бульдозером на базе ДТ-75, то Т-130 работает гораздо эффективнее и производительнее. Однако дизель «кушает» более чем в два раза больше. Поэтому имеет смысл использовать его в первую очередь на крупных и «результативных» стройках: возведении дамб, дорожных развязок, расчистке и планировке больших участков земли под крупномасштабное строительство, прокладке трубопроводов и так далее
Механики, работавшие на Т-130 в условиях Крайнего Севера, подтверждают сложность запуска двигателя при экстремально низких температурах. Однако человек ко всему приспосабливается, и по словам одного из механизаторов, «конечно, процедура эта на первый взгляд непростая, но со временем она происходит автоматически и становится не сложнее, чем поворот ключа зажигания и запуск двигателя в машине».
Существенная проблема двигателей Т-130 в том, что они (вернее, их турбина) «боятся» длительной работы на холостом ходу. Если часто и долго запускать двигатель на холостом ходу, турбина начинает подтекать маслом и в итоге выходит из строя.
Дело в том, что если двигатель работает на малых оборотах, в него практически перестает поступать масло для смазки. Турбина начинает работать всухую, поэтому увеличивается износ деталей и могут возникнуть поломки.
Важным недостатком является также то, что башмаки гусениц крепятся болтами, которые периодически расшатываются и перекручиваются. Поэтому необходимо постоянно следить за креплениями обуви, проверять их целостность и подтягивать.
Но в целом, за исключением мелких недостатков, все отмечают замечательную неприхотливость и надежность бульдозера в сочетании с его поистине «чудовищной» мощностью и производительностью. Это подтверждают и сохранившиеся с далеких советских времен данные о заключении государственной комиссии по приемке новой модели трактора Т-130, в котором говорилось: трактор прошел все испытания сверх всех заявленных показателей и превзошел все ожидания.
Техническое обслуживание
Для поддержания трактора в исправном техническом состоянии и снижения износа всех узлов и деталей необходимо проходить периодическое техническое обслуживание. Он включает в себя проверку работоспособности всех органов управления и узлов, замену всех жидкостей, смазку узлов, а также очистку элементов от загрязнений.
- Ежемесячно необходимо осматривать и чистить, проверять на герметичность все болтовые соединения и гидравлическую систему. Эти процедуры следует проводить каждые 10 часов.
- Первое техническое обслуживание проводится через 100 часов работы. Помимо всех процедур, выполняемых при ежемесячном обслуживании, необходимо заварить появившиеся трещины, смазать все узлы.
- После 500 часов работы проводится новое техническое обслуживание. К нему добавлен контроль всех шарнирных соединений.
- Третье ТО проводится через 1000 часов и включает в себя все вышеперечисленные процедуры, а также замену жидкостей гидросистемы трактора.
- При переходе от одного сезона к другому следует проводить сезонное техническое обслуживание, включающее в себя все процедуры третьего ТО.
Основные ошибки и способы их устранения
- При эксплуатации Т-130 возможен чрезмерный нагрев двигателя. Это может быть вызвано низким уровнем охлаждающей жидкости, обрывом ремня вентилятора или чрезмерной нагрузкой. Все возможные причины должны быть проверены и устранены.
- Расход масла может увеличиться при выходе из строя поршневых колец и некоторых других элементов. Поврежденные детали необходимо заменить.
- Если при работе двигателя слышен стук, необходимо отрегулировать угол опережения подачи топлива и проверить зазор в коленчатом валу.
- Подача масла осуществляется под низким давлением. Необходимо проверить уровень масла, работу датчика, а также наличие пробоины в бачке, устранить неисправность.
Технические характеристики бульдозера Т-130
Сам бульдозер имеет следующие технические характеристики:
- Мощность двигателя бульдозера Т-130 составляет 117,7 кВт (140 лошадей).
- Удельный расход топлива данной модели составляет 244,3 г/кВт*ч (180 г/л.ч). Что касается топливного бака, то он вмещает максимум 290 литров топлива, лучше всего использовать дизель. Производительность бульдозера Т-130 достаточно высока.
- При конструктивной массе бульдозера 14,32 т удельное давление на грунт составляет 0,5 кг/1 см2. Это означает, что вес бульдозера Т 130 довольно большой.
- Габаритные размеры бульдозера Т-130: 5193 х 2475 х 3085 мм.
- Дорожный просвет модели составляет 415 мм,
- Ширина гусеницы – 1880 мм.
- Мощность двигателя бульдозера Т-130 высокая, у него четырехтактный дизельный двигатель. Д 160 или Д 180 с турбонаддувом.
Также стоит обратить внимание на заправочные емкости:
Топливный бак, л | 290 |
Система охлаждения, л | 60 |
Система смазки двигателя, л | 32 |
Итоговый ход (каждый), л | 12 |
Гидравлическая система, л | 100 |
Также необходимо учитывать ключевые характеристики гидроконтура бульдозера Т-130 и другие основные параметры:
Тип листа | Полусферический | Прямой |
Изменение угла резания и угла перекоса лезвия | Винтовые и гидравлические скобы | |
Объем призмы чертежа, м3 | 4,75 | 4,28 |
Ширина отвала, м | 3.31 | 3,42 |
Высота при угле резания 55 | 1,31 градуса | 1,31 градуса |
Максимальный подъем, м | 1,02 | 1,02 |
Максимальная глубина, м | 0,44 | 0,44 |
Максимальный перекос, (10 градусов) м | 0,63 | 0,63 |
Контроль угла резки | 10 градусов | 10 м |
Вес (кг | 2313 | 2240 |
Преимущества и недостатки
Как и положено любой технике, трактор оснащен своими плюсами и минусами.
Плюсы
- Возможна эксплуатация при любой погоде и температуре;
- Легкая сборка;
- Большой выбор запчастей в наличии;
- Надежный;
- Высокая эффективность;
- Безопасная работа;
- Низкий расход дизельного топлива, бензина и масла;
- Высокая стабильность.
Минусы
- Трудности с координацией;
- Быстрая поломка фрикционов;
- Механическая коробка передач.
Отличительные особенности
- простой дизайн;
- умеренная стоимость по сравнению с моделями, выпускаемыми в то же время (или дефицитными в СССР зарубежными аналогами);
- простой режим управления;
- большой вес, мощность, хорошая проходимость (в том числе наличие болотоходной модификации, актуальной для эксплуатации в тайге, тундровой местности и различных странах, которые разрабатывались впервые).
Модель Т-130 обладала и рядом недостатков, к сожалению, не устраняемых, например:
- механическая трансмиссия;
- полужесткая подвеска;
- короткий срок службы встроенных муфт;
- заводит дизель за счет пуска бензинового двигателя;
- сильная вибрация, известная в кабине.
Производитель
Трактор Т130 выпускается на крупнейшем Челябинском заводе по производству гусеничных тракторов (ЧТЗ) с 1969 года, в 1988 году выпуск этих мощных машин прекратился. Завод переключился на сборку более современных моделей.
Инструкция по эксплуатации
Правила ухода за бульдозером Т-130 и функции во время эксплуатации описаны в руководстве пользователя. Ниже приведены выдержки из правил обслуживания и исправления основных проблем.
Техническое обслуживание
Гусеничные тракторы Т-130 в основном используются в тяжелых условиях и с большими нагрузками. Чтобы оборудование функционировало максимально долго и эффективно, необходимо проводить техническое обслуживание в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
Трансмиссионное масло необходимо менять один раз в год, перед эксплуатацией или после 1000 часов работы.
Перед каждой поездкой проверяйте наличие и достаточное количество топлива, проверяйте работу тормозной и рулевой систем, осматривайте машину на наличие ненормальной деформации или чрезмерного износа каких-либо деталей.
Основные неисправности и способы их устранения
Самым уязвимым местом трактора Т-130 являются гусеницы. Они обеспечивают возможность передвижения по тяжелому грунту, поэтому выдерживают огромные нагрузки. Поэтому периодически необходимо осматривать и подтягивать соединения с гусеницами.
Многие владельцы жалуются, что коробка передач не фиксируется, в этом случае нужно выполнить следующие действия:
- Смажьте имеющиеся механизмы консистентной смазкой;
- Залить масло в коробку передач;
- Отрегулировать положение сцепления.
Если двигатель не запускается, к этому могут привести следующие причины:
- Отсутствие дизельного топлива;
- Забиты топливный или воздушный фильтры;
- Проблемы с системой запуска или подачи топлива;
- Неправильная настройка топливной смеси в карбюраторе;
- Попадание воздуха в топливную систему.
Об особенностях и назначении
Гусеничный трактор является уникальной машиной благодаря широкому спектру применения:
- перемещение грунта в отвалы;
- засыпка канав и ям;
- мелиорация;
- макет сайта;
- выравнивание и рыхление почвы;
- вспашка почвы;
- уборка строительного мусора;
- очистить территорию.
Сегодня гусеничный трактор работает в частном пользовании, часто на расчистке территорий со зданиями, либо на свалках и вспашке необработанных земель.
Благодаря простой конструкции, недорогим и недорогим запчастям ЧТЗ Т-130 стал самым массовым гусеничным трактором еще с советских времен. Несмотря на большой износ узлов и агрегатов, трактор выдерживает все необходимые нагрузки.
К недостаткам можно отнести слабое сцепление и несовершенный дизайн. Сравнивая отечественную технику с зарубежной — он проигрывал им по всем категориям и параметрам. Трактор не был готов к работе в условиях низких температур, так как двигатель не запускался. Но благодаря простой «топорной» конструкции и отличной ремонтопригодности техника распространилась по СССР. Существенным недостатком является развитие конструкции в 30-х годах прошлого века, что негативно сказалось на ресурсе узлов, агрегатов и экономичности бульдозера. Масса также не позволяет эксплуатировать шасси без грузоподъемников, а мощность двигателя не позволяет раскрыть весь потенциал техники.