Основные характеристики
Машина имеет металлический корпус, сваренный из нескольких частей. Кабина расположена спереди, рассчитана на водителя и пассажира, сзади находится металлическая платформа. Для управления внедорожником используются рычаги и педали. В более поздней модификации «Ирбиса» несколько изменили органы управления, что приблизило их к классическим автомобилям. Коробка герметична, но на борту установлен насос, установленный в моторном отсеке. Кроме того, в кабине расположен сливной клапан.
В качестве силового агрегата использовался дизельный двигатель Д-245-12С на 4-тактном цикле. Благодаря использованию турбокомпрессора мощность двигателя составляет 109 л.с при 2400 об/мин. Дизель построен на базе распространенного 4,75-литрового 4-цилиндрового блока, который используется на сельскохозяйственных машинах и грузовиках. Ранняя модификация ГАЗ-34031 оснащалась 115-сильным бензиновым двигателем, позаимствованным у гражданских грузовиков.
Для хранения топлива используются 4 бака по 92,5 л жидкости в каждом. Контейнеры соединены друг с другом в единую систему. На магистралях стоят краны, с помощью которых водитель может отключить любой танк. В стандартную комплектацию входит предпусковой подогреватель, работающий на низкосортном бензине.
К системе жидкостного охлаждения двигателя подключены 2 отопителя, оснащенных электровентиляторами. Внутри панели приборов размещены гибкие воздуховоды, обеспечивающие обогрев поверхности ветрового стекла. Стандартное оборудование включает стиральную машину и регулируемый вручную солнцезащитный козырек.
Трансмиссия включает постоянно замкнутый фрикцион и 5-ступенчатую механическую коробку передач.
Для удлинения тяги используется дополнительная коробка передач с 2-мя понижающими скоростями. Описание функций управления коробкой передач имеется на информационных табличках в кабине.
Крутящий момент передается через конический редуктор на бортовые передачи, оснащенные многодисковыми муфтами. Внутри установлены ленточные тормоза, которые используются для остановки и поворота машины. На стоянке автомобиль удерживается рабочими механизмами.
ГАЗ-34039 размеры и технические характеристики:
- длина — 5720 мм;
- ширина — 2550 мм;
- высота (с тентом) – 2175 мм;
- расстояние между осями гусениц – 2180 мм;
- расстояние между центрами крайних опорных катков — 3600 мм;
- дорожный просвет – не менее 400 мм;
- напряжение сети — 24В;
- скорость по шоссе – до 60 км/ч;
- снаряженная масса – до 4900 кг;
- грузоподъемность — 1100-1500 кг;
- количество пассажиров — до 10 человек;
- разрешенная масса прицепа — 2000 кг.
Ходовая часть включает опорные катки с внешними резиновыми шинами, установленными на торсионной подвеске. Внешние опорные колеса оснащены гидравлическими амортизаторами. Задние ходовые колеса также имеют резиновое внешнее кольцо и используются для натяжения 92-звенного рельса. Ведущее колесо расположено спереди, снабжено 2 зубчатыми венцами.
Модификации транспортного средства
Производитель позаботился о том, чтобы у потенциальных владельцев вездехода была полная возможность приобрести ГАЗ с военной консервации с необходимым оборудованием. В зависимости от варианта компоновки машина предназначена для перевозки грузов или людей. В некоторых конфигурациях реализованы оба варианта:
- ГАЗ-34039 12 — пассажирский кузов, оборудованный двойным утепленным тентом. Используется в районах с экстремально низкими температурами. Для поддержания комфортных условий имеется автономный отопитель. Гусеницы предназначены для езды по твердым покрытиям.
- ГАЗ-34039 13 — техника аналогична 34039-12, только тип гусениц другой, они предназначены для движения по мягкому покрытию.
- ГАЗ-34039-22 — модификация предназначена для перевозки пассажиров и грузов. Усиленный металлический корпус.
- ГАЗ-34039 32 — пассажирская версия, оснащенная автономным отопителем и усиленным кузовом.
- ГАЗ-340394 – отличается максимальной мощностью, предназначен для преодоления болотистых и заснеженных мест. Гусеницы установлены на резинометаллической шарнирной обойме.
Представленные модификации адаптированы к потребностям заказчика. Если каталог готовой продукции не помог найти интересующий вариант, производитель формирует новое техническое задание. Пример тому – спецавтомобили, основой для которых стал вездеход ГАЗ-34039.
Армейская модификация
Бронированный вездеход (толщина брони — 6 мм) ГАЗ-71 десантирования, мобильный, высокоманевренный, с минимальными габаритами, лучше всего подходит для эксплуатации в военных условиях. У конвейера есть только один относительный недостаток: гусеницы быстро изнашиваются, а отдельные гусеницы приходится заменять. В остальном автомобиль считается технически совершенным, запчасти ГАЗ-71 нужны не часто.
Кабина оборудована двумя сиденьями – для водителя и сопровождающего автомобиль сопровождающего. Кузов рассчитан на 10 человек.
Корпус транспортера не бронирован снизу и достаточно уязвим, но машина создавалась не для наступательных боевых действий, а лишь как надежный грузовой транспорт в условиях бездорожья.
Читайте также: Тюнинг салона УАЗ «Буханка»
Особенности конструкции
Основными характеристиками советского снегоболотохода можно считать следующие:
- Минимальное количество конструктивных элементов;
- Малооборотный тракторный дизель от Минского моторного завода ММЗ Д24512С;
- верхние люки в кабине, чтобы можно было выбраться при затоплении вездехода;
- Остекление с двойным остеклением. Все двойные стекла, включая два ветровых стекла, сделаны плоскими, чтобы снизить затраты на замену;
- Кабина и салон утеплены легким полимерным утеплителем;
- Для механической защиты кабины установлен трубчатый каркас;
- Коробка передач и главная передача объединены в одном картере;
- Привод на передние передачи, что дало значительное уменьшение количества элементов трансмиссии;
- Независимая торсионная подвеска с минимальным количеством деталей.
Шасси ГАЗ-34039 используется для производства автомобилей повышенной проходимости с большим количеством модификаций. Выпускается около двух десятков вариантов кузова: 34039-22, -32, -33, -13, -12 и другие. Платформа салона сделана универсальной и легко переоборудуется под любые задачи.
Возможные функциональные варианты исполнения
В последние годы из стен Горьковского автозавода вышли различные технические решения по вездеходу. Во-первых, это взрывоопасная станция, используемая в сейсморазведке.
С его помощью можно доставить необходимое оборудование, общий вес которого составляет 800 кг. Машина выдерживает перепады температур от -45 до +40°С. Максимальная влажность 75%.
Самоходная гидравлическая установка для бурения технических или геологических скважин. В технических характеристиках сказано, что модель построена на базе 34039. Максимальная глубина бурения до 100 м. Работает при температуре до +40°С нужд МЧС. В нормальных условиях производительность до 10 л/мин.
Внешний вид автомобиля сформирован прочной краской, способной выдерживать длительное воздействие высоких температур. В качестве дополнительной комплектации поставляется насос и оборудование для ручного пожаротушения и уборки мусора.
Для нужд МЧС был разработан усиленный вариант этой модели — «Пурга-120». Применяется для тушения лесных пожаров, проведения дезактивации и дегазации. Использовалась «Пурга-120» после аварийных ситуаций. Производительность модели — до 120 л/сек. Благодаря этому показателю вездеход способен проникать вглубь леса для ликвидации последствий аварийной ситуации.
Модификации
Версия ГАЗ-34039-32 рассчитана на перевозку 8 сидячих пассажиров, оснащена закрытым тентовым кузовом с уменьшенной до 920 мм погрузочной высотой. Пространство позволяет перевозить грузы весом до 1100 кг. В стандартную комплектацию входит откидной стол, который размещается в передней части кузова. Кроме того, установлен воздушно-автономный отопитель типа Webasto, обеспечивающий комфортные условия в кабине. Ходовая часть оснащена гусеницами с резинометаллическими шарнирами.
Для перевозки грузов используется автомобиль упрощенной формы ГАЗ-34039-22, оборудованный грузовой платформой, накрытой брезентовым тентом. Помещение оборудовано съемным реечным полом из дерева. Есть 2 откидных сиденья в полумягком исполнении, которые предназначены для перевозки сопровождающего персонала. Использованы гусеницы с резиновыми элементами в шарнирах. Модификация грузовика со стандартными стальными гусеницами получила обозначение 34039-23.
Выпускается усовершенствованная модель, оснащенная 12 пассажирскими местами, которые можно трансформировать в 4 спальных места. Салон автомобиля оборудован откидным люком, улучшающим вентиляцию в летнее время. Машина получила обозначение ГАЗ-34039 «Ирбис», оснащена гусеницами с резинометаллическими соединениями, что обеспечивает повышенный ресурс. Внешне кузов и лобовое стекло защищены дополнительными арками из стального профиля.
Кабина получила приборную панель от грузовика «Газель». Сиденье регулируется в нескольких направлениях, для изменения направления движения используется штатная рулевая колонка. Силовой агрегат перенесли в салон, что упростило процедуру обслуживания. Лобовое стекло и элементы кузова идентичны применяемым на автобусах «Газель.
Модификация ГАЗ-34039-33 оснащена открытой платформой, позволяющей монтировать специальный утепленный тент. Пол в грузовом отсеке выполнен из многослойной фанеры, которая является дополнительным теплоизолятором. Внутри установлены откидные сиденья для 2 человек, над которыми есть места для отдыха и сна. Помещение обогревается за счет подачи горячего воздуха от автономной электрогорелочной установки, подключенной к бортовой сети.
Основные параметры
- Геометрические размеры станка составляют 5 720 х 2 570 х 2 130 мм.
- Колея — 2180 мм, а грунт — 3600 мм.
- Кузов выполнен с максимально возможным для данной машины удобством, длина составляет 2700 мм, ширина — 1670 мм и высота — 1400 мм.
- Количество мест для пассажиров в кузове — восемь, из них четыре спальных места.
- Полная масса гусеничного трактора составляет 5,0 тонн, а грузоподъемность до 1500 кг. Тягач может тянуть прицеп общей массой 2,0 тонны.
Рядный четырехцилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом развивает мощность 110 л.с., крутящий момент составляет 350 Нм. Коробка передач пятиступенчатая, главная передача выполнена в моноблоке с дополнительной передачей. Запас топлива в баке составляет 370 литров. Максимальная скорость по дороге составляет 65 км/ч. Скорость движения по воде 6 км/ч, средний расход дизельного топлива 50 литров на 100 километров. Дорожный просвет составляет 400 мм. Радиус поворота составляет всего 2,2 метра, на дальние расстояния эту транспортную единицу можно перевозить на КамАЗе или МАЗе.
Преимущества и недостатки
Основные преимущества автомобилей ГАЗ-34039:
- высокая проходимость по неустойчивому грунту;
- герметичный корпус, позволяющий преодолевать водные преграды;
- в пассажирском салоне можно разместить до 4-х спальных мест;
- есть возможность установить автономный отопитель или кондиционер;
- в ходовой части применены торсионы повышенной прочности;
- низкая цена на запчасти (кроме оригинальных агрегатов).
К недостаткам вездехода можно отнести малый ресурс гусениц с открытым шарниром, которые разрушаются через 5,5-6,0 тыс км пробега. Установка гусениц с резинометаллическим шарниром позволяет увеличить срок службы деталей в 2 раза. Зимой металлическая гусеница покрывается слоем льда и снега, что увеличивает нагрузку на ходовую часть и коробку передач. Ремень с резиновыми элементами лишен такого дефекта, но при движении по каменистым дорогам детали могут преждевременно рваться.
Модификация Irbi обеспечивает дополнительный комфорт водителю и пассажирам. Спереди предусмотрена установка 3-точечных инерционных ремней для предотвращения травм при резких остановках или столкновениях. Двигатель отличается повышенным крутящим моментом, что позволяет двигаться по снежной целине или болотам на малых скоростях без риска остановки дизеля. Главный недостаток модификации – стоимость, которая начинается от 4,5 млн рублей за базовую версию (установка опций увеличивает ценник на 1-1,5 млн руб.).
История создания и конструкция
Разработкой многоцелевой гусеничной техники на Горьковском автозаводе впервые занялись в начале 50-х годов. В этой работе помог опыт, полученный во время войны при разработке и серийном производстве легких танков Т-60 и Т-70. Результатом стал многоцелевой транспортер GT-S, выпускавшийся до середины 60-х годов.
На смену ГТ-С пришел модернизированный ГТ-СМ, в конструкции которого использовались агрегаты от знаменитого грузовика ГАЗ-66. Усовершенствованный снегоболотоход несколько десятков лет успешно участвовал в различных работах на севере, но в конструкции оставалось место для дальнейших усовершенствований. Результатом работ по замене неэкономичного бензинового двигателя на дизельный стал автомобиль повышенной проходимости следующего поколения – ГАЗ-34029.
Вездеход ГАЗ-34039 – по снегу как по асфальту
Географическое положение России таково, что ее значительные территории занимают труднопроходимые и малонаселенные территории. Все-таки люди в тундре живут и работают, и войска тоже служат. И им нужен транспорт.
«Обычные» грузовики в таких условиях имеют очень ограниченную применимость. На помощь приходит снегоболотоход ГАЗ-34039 – представитель третьего поколения гусеничных вездеходов, разработанных в Нижнем Новгороде. Производство базовой машины и ее модификаций (в том числе легковых ГАЗ-34039 «Ирбис») осуществляется заводом гусеничных тягачей в Поволжье.