- ГТ-Т «Изделие 21» — техника истинной реальности
- Особенности вездехода
- Грузопассажирский гусеничный вездеход ГТТ для армейских и гражданских нужд
- Вездеход ГТТ: история создания и развития
- Создание машины
- Конструкция корпуса и ходовой части
- Модификации и развитие
- Гтт вездеход: технические характеристики, руководство по эксплуатации
- Дизайн ГТ-Т
- История
- Вездеход ГТТ: модификации и предназначение
- Трансмиссия тягача
- Гусеничный транспортер ГТТ с консервации в Томске – «Янтарь-Т»
- Гусеничный вездеход ГТТ в Томске
- ГТ-Т: история создания и описание
- История создания
- Конструкция
- Рамка
- Двигатель и коробка передач
- Шасси
- Технические характеристики
- Технические характеристики
- Конструкция корпуса и ходовой части
- Конструкция
- Создание машины
ГТ-Т «Изделие 21» — техника истинной реальности
Большая часть территории нашей страны требует транспорта гораздо серьезнее, чем заполнявшие ее города Гелики и Прадики, и Пинцгауэр, о котором мы недавно говорили, здесь будет бесполезен. Ленточные конвейеры — единственное подходящее средство передвижения на земле для бескрайних лесных просторов, тундры и арктической зоны.
Советская промышленность разрабатывала и выпускала такие машины серийно для гражданских и военных нужд. Список моделей гусеничных внедорожников мы оставим для следующей статьи, а сегодня кратко расскажем об одной из них — GT-T.
Один из самых удачных советских амфибийных ленточных тягачей ГТ-Т или «Изделие 21» было разработано к 60 году на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ) в начале 60-х годов. В 1962 году производство началось на Рубцовском машиностроительном заводе, а в 1977 году оно было переведено на филиал в Семипалатинске (Казахстан), где продолжается и по сей день.
В начале девяностых в ходе модернизации двигатель С6А был заменен на более мощный ЯМЗ-238М2, что позволило увеличить грузоподъемность и максимальную скорость. Кроме того, для повышения устойчивости моторный отсек был перемещен в центр автомобиля.
В 2007 году запущено производство модификации ГТ-ТБУ. «У» — «расширенный». Добавлены седьмые катки, увеличена длина груза, грузоподъемность и вес.
Особенности вездехода
В первую очередь стоит отметить способность передвигаться по глубоким водоемам и заболоченным участкам. С помощью специальных гусеничных движителей вездеход ГТТ легко передвигается по водной глади и заросшим вязким плоскостям. Убедиться в этом можно, просмотрев фото и видео, где автомобилисты-экстремалы проводят собственные испытания гусеничного трактора. Для развития скорости на воде используются специальные гидродинамические щиты, значительно увеличивающие общую мощность аппарата. На некоторых версиях ГТТ щитки могут сниматься, и этот момент нужно уточнять сразу при покупке.
На самом деле помимо трех основных моделей снегоболотохода существует еще множество модернизированных вариантов с дополнительным оборудованием. Как было сказано выше, еще во времена Советского Союза был разработан специальный каротажный прибор на базе ГТТ. Очень важным показателем является год выпуска автомобиля, был ли он законсервирован или нет, и если да, то насколько хорошо он был законсервирован.
Устройство предусматривает установку различного оборудования, что значительно расширяет его технические возможности. Например, внедорожники GTT могут быть оснащены буровыми инструментами, погрузочными кранами, механизмами для ремонта линии и другими интересными установками. По сути, вы можете укомплектовать БТР всеми деталями, которые помогут вам эффективно работать в конкретной местности. Многие изобретатели-любители самостоятельно придумывают всевозможные приспособления для внедорожника в зависимости от рода деятельности, а заядлые охотники превращают автомобиль в настоящий дом на колесах.
Несмотря на то, что многие модели внедорожников давно сняты с производства, купить большинство из них не составит труда. Если вы подумываете о покупке ГТТ с консервации, обязательно обращайтесь в надежные компании, которые проведут проверку качества автомобиля и определят, пригоден ли он к дальнейшей эксплуатации. В среднем стоимость такой машины обойдется в 2 миллиона рублей в зависимости от года выпуска. Новая модель с дизелем ЯМЗ-238БЛ-1 обойдется в 2 260 000 рублей, а комплектация 2007 года обойдется в полтора миллиона. Что касается старых подержанных моделей БТР, то цена составляет около 200-400 тысяч рублей.
Грузопассажирский гусеничный вездеход ГТТ для армейских и гражданских нужд
Ремень повышенной проходимости ГТТ был изготовлен в конце 50-х годов прошлого века для военных и гражданских заказчиков (внутренний код «изделие 21»). В процессе производства машина несколько раз модернизировалась, с 2007 года собирают модификацию с увеличенной грузовой платформой. Техника обладает повышенной маневренностью и может эксплуатироваться в условиях пересеченной местности с водными преградами.
Вездеход ГТТ: история создания и развития
В 1950-е годы в СССР происходило интенсивное освоение различных отдаленных районов страны. Существовавшие колесные машины, несмотря на постоянное совершенствование, не подходили для передвижения в сложных климатических и дорожных условиях. Стране и армии требовалась исправная машина, способная выдерживать эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от минус 45 градусов до плюс 45 градусов.
Создание машины
В таких условиях оказалось, что наиболее подходящим транспортным средством является вездеход специального назначения. Разработка универсального гусеничного трактора велась на ХТЗ (Харьковский тракторный завод) под обозначением «проект 21». Стадия проектирования заняла около четырех лет, и в 1961 году были собраны первые два изделия. Машина получила обозначение ГТТ и серийно производилась с весны 1962 года на Рубцовском машиностроительном заводе. Основным заказчиком трактора была армия.
Характеристики вездехода ГТТ позволили отказаться от эксплуатации ряда негусеничных тягачей, упростив тем самым обслуживание и снабжение запасными частями автопарков в отдаленных районах страны. Машина при снаряженной массе чуть более 8 тонн могла перевозить до 2 тонн груза. В грузовом отсеке размером 3,5 м * 1,8 м при необходимости мог разместиться 21 человек. Вездеход оснащался сцепным устройством для буксировки прицепов общей массой до 4 тонн.
Конструкция корпуса и ходовой части
Кузов вездехода ГТТ имел несущую схему и изготавливался методом сварки. Корпус имел силовой каркас, к которому крепились наружные листы. Поскольку одним из требований заказчиков было обеспечение плавучести, нижняя часть машины была герметизирована.
Внутри находились две переборки, разделявшие корпус на три отсека — отсеки для силовой установки, пассажирский и грузовой. Коробка передач и бортовые муфты располагались в носовой части вездехода ГТТ, двигатель располагался ближе к центральной части пассажирского салона кузова. Слева от кожуха двигателя находилось место водителя. Он был отделен от носовой перегородкой. Позади механика и справа от двигателя находились еще три пассажирских места.
Грузовой отсек располагался за двигателем и не имел перегородки с пассажирами. Комната была открыта и могла быть накрыта брезентовым тентом.
Ходовая часть вездехода ГТТ имела по шесть опорных катков на борт. Катки имели внешнее демпфирование в виде резинового кольца на внешней стороне катка. Ведущее колесо с зубчатым венцом располагалось спереди. Личинка состояла из 92 следов, соединенных плавающими штифтами. Натяжение гусениц осуществлялось с помощью подвижного руля, расположенного сзади.
Подвеска опорных катков торсионная. Движение жидкости обеспечивалось вращением гусениц и облегчалось специальными съемными щитками.
Модификации и развитие
Первые годы производства шли ускоренными темпами. В середине 60-х завод собирал до 120 машин в месяц. В конце 60-х годов появился гражданский вариант вездехода ГТТ — бревно-сплавная машина. Кроме него существовал вариант ГТТС, оснащенный седельно-сцепным устройством от седельного тягача ЗИЛ-157В.
В конце 70-х годов производство ГТТ было полностью переведено в Семипалатинск (Казахстан) на филиал Рубцовского завода.
В 90-е годы велись работы по модернизации машины. В частности, был установлен более экономичный и современный дизель ЯМЗ-238. Машина получила обозначение ГТТБ. Сам двигатель был немного смещен назад, что увеличило условия для приема пассажиров. Но благодаря новому двигателю грузоподъемность увеличилась до 2500 кг, а максимальная скорость до 50-55 км/ч.
При этом материал амортизирующих колец опорных катков был изменен на более прочный полиуретан.
В 2007 году появилась удлиненная версия с семью опорными катками под обозначением ГТТБУ. Эта версия машины находится в производстве.
Гтт вездеход: технические характеристики, руководство по эксплуатации
Гусеничный трактор-транспортер, также известный под обозначением «Изделие 21», был создан в СССР в конце 1950-х годов и широко использовался в Советской армии и в народном хозяйстве. Начало серийного производства ГТ-Т послужило причиной прекращения разработки в Советском Союзе ряда колесных вездеходов (например, ЗИЛ-Э167). Создание такой универсальной машины с прекрасными характеристиками проходимости и умением плавать вывело советское машиностроение на новый уровень. Спустя более полувека снегоболотоходы ГТ-Т, различные модификации и модернизации этой машины по-прежнему годны к эксплуатации и востребованы на российском рынке. Этот прием широко применяется в различных производственных районах, особенно на Крайнем Севере.
Идеей создания нового плавающего гусеничного тягача-транспортера в СССР занялись в конце 1950-х годов. В 1958-1960 годах машина была разработана конструкторами Харьковского тракторного завода. Модель получила обозначение «изделие 21», производство планировалось развернуть на недавно построенном Рубцовском машиностроительном заводе (сегодня филиал Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод»). Первые два конвейерных корпуса были построены на новом предприятии в конце 1961 года. В марте 1962 года был успешно сдан в эксплуатацию главный конвейер по их сборке, а первые два изделия были смонтированы и запущены в работу.
В течение всего 1962 года была изготовлена дополнительная опытная партия, состоящая из пяти машин. В следующем году производство транспортеров ГТ-Т составляло уже 10 машин в месяц, а к концу 1966 года достигло стабильной цифры 110-120 вездеходов в месяц.
В 1968 г был организован филиал РМЗ по производству плавающих вездеходов ГТ-Т в г. Семипалатинске, а с 1977 г производство этих автомобилей, которых было собрано более 10 тыс штук, окончательно передано в филиал . В период с 1983 по начало 1990-х годов в Семипалатинске ежегодно собиралось и продавалось около 600-700 гусеничных транспортных тягачей ГТ-Т.
В 1990-е годы были предприняты усилия по модернизации машины, в частности дизельный двигатель В-6А был заменен на более совершенные и мощные ярославские двигатели ЯМЗ-238. Моторный отсек был перенесен в среднюю часть трактора, что позволило добиться более равномерной развесовки машины. Также были разработаны ролики с максимально прочным полиуретановым покрытием.
Дизайн ГТ-Т
Тягач-тяжеловоз Caterpillar — скоростной вездеход, умеющий плавать, с несущим кузовом и передними ведущими колесами. Этот транспортер-тягач с независимой торсионной подвеской предназначен для перевозки людей и различных грузов по бездорожью в лесо-болотистой местности и заснеженной целине Крайнего Севера и Арктики с одновременной буксировкой специальных колесных лыжных прицепов или других систем с общий вес не более 4 тонн. Грузоподъемность самого транспортника 2 тонны или 23 человека, экипаж 2 человека. Движение транспортера по воде обеспечивал гусеничный движитель. Для увеличения скорости движения носителя на плаву при преодолении различных водных преград на передние обшивки корпуса ГТ-Т могут устанавливаться быстросъемные гидродинамические щиты.
Конвейер ГТ-Т был оборудован водоотливными устройствами, которые состояли из механического центробежного насоса, а также ручного поршневого насоса. К стандартному набору запчастей и аксессуаров для этого вездехода прилагались средства для повышения прозрачности. Например, для улучшения сцепления транспортерных лент с землей могут использоваться дополнительные уши, а для самостоятельного подтягивания при застревании — специальные цепи и «легендарное» бревно, без которого трудно представить модели советской бронетехники сегодня.
Эксплуатация этого автомобиля в условиях бездорожья, пересеченной местности с малой растительностью и глубокими водными преградами не вызывала никаких нареканий. Зимой трактор-транспортер можно использовать и при экстремально низких температурах окружающей среды. Благодаря своим качествам ГТ-Т широко использовался в Советской Армии вплоть до распада Советского Союза. Помимо армии, машина была востребована и народным хозяйством. Гусеничный трактор-транспортер ГТ-Т смог в полной мере разделить славу первопроходцев освоения Севера, успешно прошедших с помощью этой машины дремучие леса и неустойчивые торфяники (мари).
Несущий кузов тяжелого тягача-транспортера представлял собой сварную металлическую рамную конструкцию. Днище корпуса было герметичным, корпус открытым. Кузов вездехода делился на три отсека: моторный отсек, кабину и кузов. В передней части находилось МТО, которое отделялось от кабины специальными перегородками и защитой двигателя, расположенной посередине кабины. Слева от двигателя находилось место водителя ГТ-Т с органами управления шасси. В средней части корпуса вездехода находилась четырехместная кабина, а в корме — кузов. Кузов и кабина не отделялись друг от друга. Сверху кузов можно было закрыть специальным брезентовым тентом.
Сердцем тягача-транспортера был 6-цилиндровый четырехтактный дизель жидкостного охлаждения В-6А, он развивал максимальную мощность 200 л.с при 1800 об/мин. Двигатель работал в паре с механической двухрядной коробкой передач с двумя поворотными механизмами с планетарным трением. Коробка передач имела 5 передач переднего хода и одну передачу заднего хода.
Максимальная теоретическая скорость TG-T по дорогам с твердым покрытием на пятой передаче составляла 45,5 км/ч, максимальная скорость заднего хода ограничивалась 6,54 км/ч. При этом, согласно технической документации и инструкции по эксплуатации, средняя техническая скорость трактора ТГ-Т при движении по сухой грунтовой дороге среднего качества с грузом и прицепом составляла 22-24 км/ч. Средний расход топлива составлял 90-110 литров на 100 километров, что давало автомобилю запас хода около 500 км.
Ходовая часть конвейерного трактора ГТ-Т состояла из шести пар обрезиненных опорных катков. Ведущие колеса располагались впереди машины, а руль располагался сзади. Гусеничный ремень включал 92 малых звена с шарнирно-сочлененными плавающими шпильками и фонарную шестерню. Подвеска вездехода была независимой торсионной. Движение машины на плаву обеспечивал гусеничный движитель, максимальная скорость ГТ-Т на тихой воде не превышала 6 км/ч.Для увеличения скорости на плаву могут применяться быстросъемные гидродинамические щиты.
В настоящее время Рубцовский филиал ОАО «НПК «Уралвагонзавод» предлагает своим заказчикам гражданскую версию снегоболотохода на гусеничном транспортере под обозначением ГТ-ТМ. Этот снегоболотоход предназначен для перевозки вахтовых и ремонтных бригад, доставки крупногабаритных грузов в районы со сложными почвенно-климатическими условиями. В передней части ГТ-ТМ расположена виброизолированная кабина для водителя и двух пассажиров, в задней части — грузопассажирский тентовый кузов. Вездеход с рулевым колесом гусеничного типа с гидрообъемным рулевым механизмом. Моторный отсек расположен в закрытом помещении, в которое при необходимости обеспечивается свободный доступ. Конструкция гусеничного тягача позволяет буксировать спецтехнику и прицепы. При этом носитель способен преодолевать водные преграды с ходу.
Вездеход оснащен более мощным 8-цилиндровым V-образным дизельным двигателем жидкостного охлаждения ЯМЗ-238БВ рабочим объемом 14,86 л. Этот двигатель Ярославского моторного завода развивает мощность 310 л.с. (228 кВт). Собственная масса ГТ-ТМ достигает 11,6 тонны. Грузоподъемность кузова увеличилась до 2500 кг, масса прицепа — до 5000 кг. Как сообщает официальный сайт Рубцовского машиностроительного завода, максимальная скорость вездехода благодаря установке более мощного дизеля увеличилась до 60 км/ч, запас хода на топливе составляет 600 км. Температурная эксплуатация снегоболотохода гусеничного трактора ГТ-ТМ возможна в диапазоне от -45 до +45 градусов Цельсия.
На российском рынке сегодня можно найти и другие модернизации знаменитого советского тягача-транспортера. Например, в составе группы компаний «ГИРТЕК» за более чем 15 лет своей деятельности отремонтировано и модернизировано более 1000 различных снегоболотоходов советского производства, в том числе ГТ-Т. В настоящее время компания предлагает транспортную модель с 8-цилиндровым двигателем ЯМЗ-238В мощностью 240 л.с. Максимальная скорость для такого вездехода составляет 55 км/ч. Кроме того, компания может изготовить и установить на вездеход металлический утепленный купе (кинг) на 12 человек.
Кроме того, компания предлагает глубоко модернизированный грузопассажирский вариант вездехода ГТ-Т с удлиненным на каток шасси (его стало 7) и с двигателем ЯМЗ-238БЛ-1 мощностью 310 л л.с. Грузоподъемность этой версии увеличилась до 4000 кг (на 1500 кг больше, чем у МТЛБ). Общее количество пассажиров в новом увеличенном салоне, утепленном «пенопластом» и обшитом фанерой, составляет 8 человек. Также была установлена система обогрева салона.
К достоинствам снегоболотоходов гусеничных тракторов ГТ-Т, которые позволяют им оставаться востребованными на рынке в 21 веке, можно отнести их уникальные особенности. Этот снегоболотоход считается одним из самых проходимых, среди всех моделей, представленных на отечественном рынке. Масса меньше МТЛБ, а гусеница шире — 560 мм. В совокупности это дает удельное давление на грунт на уровне менее 0,25 кгс/см2.
Тактико-технические характеристики ГТ-Т: Габаритные размеры: длина — 6340 мм, ширина — 3140 мм (по гусеницам), высота — 2160 мм. Масса — 8,2 тонны (заправленный, с запчастями, без груза в кузове и экипажа). Грузоподъемность кузова — 2 тонны. Масса буксируемого прицепа – 4 тонны. Количество мест — 4 (в кабине), 21 (сзади). Силовая установка — четырехтактный дизель жидкостного охлаждения В-6А мощностью 200 л.с. (при 1800 об/мин). Максимальная скорость составляет 45,5 км/ч. Максимальная скорость на плаву 6 км/ч (в стоячей воде). Емкость топливного бака – 550 л.Запас хода – 500 км.
История
Первый гусеничный трактор был представлен в 1958 году, но окончательная модернизированная версия была выпущена только в 1960 году. За производство агрегата взялся Харьковский тракторный завод, который всего за несколько лет стал одним из основных поставщиков тяжелой техники. Например, ГТТ полностью заменил такие модели, как ЗИЛ-Э167 и многие другие.
Вскоре после презентации вездеход поступает на конвейер и начинает использоваться в различных сферах. Правда, Рубцовский машиностроительный завод, построенный в конце 50-х годов, уже занимался серийным производством автомобилей. Руководство СССР приняло решение о переносе производства в Алтайский край в связи с созданием нового модернизированного завода, отвечавшего на тот момент всем современным требованиям.
Первоначально гусеничный трактор поставлялся в очень небольших количествах, и, например, в 1963 году было выпущено всего 120 машин. Для сравнения, Рубцовский завод уже в 1966 году вышел на стабильный уровень 110 машин в месяц. В 70-е годы на базе вездехода была даже разработана специальная лесосплавная машина, которая широко использовалась на ВДНХ. В 1980 году Семипалатинский завод также взялся за серийное производство гусеничных тягачей, которым быстро удалось достичь скорости 700-800 автомобилей повышенной проходимости в год.
Если рассматривать современную историю автомобиля, то последний вездеход ГТТ новой серии был поставлен на конвейер в 2007 году. На сегодняшний день сохранилось множество агрегатов, как советского производства, так и российских модернизированных моделей.
Вездеход ГТТ: модификации и предназначение
Идея создания нового вездехода заключалась в том, чтобы полностью победить условия бездорожья, особенно характерные для северных районов России. Вездеход ГТТ предназначен для перевозки грузов и пассажиров при экстремально низких температурах и экстремальных погодных условиях. Машине не страшны болота, глубокие озера и заснеженные леса, из-за чего военное руководство СССР часто использовало БТР для нужд армии. Болотоход до сих пор можно встретить в эксплуатации в некоторых странах, например в Казахстане, который вместе с Россией участвовал в разработке и сборке машины.
Появление устройства на гусеничной платформе решило проблему в таких регионах, как Сибирь, Крайний Север и Заполярье, где нельзя было использовать модели тракторов с колесами. В народе вездеход ГТТ прозвали «амфибией» из-за уникальной конструкции, позволяющей беспрепятственно пересекать водоемы и даже заросшие болота. Также бронетранспортеру не страшны сугробы, песчаные бури и густые леса. Несмотря на сравнительно крупную конструкцию, машина отличается отличной маневренностью между деревьями и быстро преодолевает труднопроходимые заросли.
Существует всего три типа бронетранспортеров, которые отличаются мощностью двигателя и дополнительным оборудованием. Рассмотрим их подробнее:
- Гусеничный трактор ТБ работает на дизеле Ярославского завода мощностью 240 л.с.
- Модель 2007 г. ГТ-ТБУ с увеличенной грузоподъемностью и габаритами грузового отсека.
- Своеобразный гибрид ЗИЛ-157В и ГТГ, получивший название ГТ-ТС и способность преодолевать болота средней глубины и сильно заснеженные участки.
Трансмиссия тягача
В качестве силового агрегата на гусеничном вездеходе ГТТ использовался 200-сильный дизельный двигатель модели В6А. Рядный шестицилиндровый двигатель был половиной знаменитого танкового двигателя В2. Благодаря танковому происхождению двигатель имел комбинированную систему запуска — от электростартера и сжатого воздуха. Расход топлива был довольно большим – до 110 литров на 100 км.
Двигатель комплектовался пятиступенчатой механической коробкой передач. Для совершения поворота на вездеходе ГТТ использовалось частичное или полное торможение одной из гусениц с помощью фрикционов. Бортовые передачи были оснащены планетарными редукторами. Максимальная скорость не превышала 45 км/ч вперед и до 6,5 км/ч назад.
Гусеничный транспортер ГТТ с консервации в Томске – «Янтарь-Т»
Гусеничный вездеход ГТТ в Томске
Вездеход ГТ-Т (ГТТ) предназначен для перевозки людей и грузов в условиях бездорожья, сугробов, по пересеченной местности с глубокими водными преградами.
Ремень внедорожный ГТТ приспособлен для эксплуатации зимой при экстремальных температурах в районах севера и Сибири. Возможность уверенно передвигать внедорожники ГТТ по пересеченной местности на высокой скорости обеспечивает независимая торсионная подвеска. Гусеничный тягач-транспортер ГТТ обладает высокой маневренностью при движении в условиях бездорожья с крутыми склонами и боковыми валами, а также плавно преодолевает водные преграды.
Вездеход ГТ-Т может использоваться как базовое шасси для монтажа различного технологического оборудования.
Характеристики GTT (транспортер тяжелых личинок)
Двигатель | Б-6А |
Власть | 240 л.с |
Вес нетто | 8,5 ч |
Максимальная скорость движения по сухим дорогам и дорогам с твердым гравием | 53 км/ч |
Плавающая скорость | 6 км/ч |
Расход топлива на 100 км | 90-110 л |
Диапазон топлива | 500 км |
Емкость бензобака | 720 л |
Внутренние размеры кузова | 3×2,7×1,8 |
Сиденья в салоне | 3 |
Места на платформе | 16 |
Грузоподъемность для перевозки без прицепа | 2,5 ч |
Масса буксируемого прицепа | 5 ч |
Количество опорных катков с каждой стороны | 6 шт |
Следы | 2,6 м |
База | 4385 м |
Дорожный просвет | 0,48 м |
Длина | 6,82 |
Ширина | 3.15 |
ГТ-Т: история создания и описание
История создания
Трактор «Транспортер» был разработан в 1958–1960 годах специалистами Харьковского тракторного завода. Было решено разместить производство на недавно введенном в эксплуатацию машиностроительном заводе в Рубцовске. Первые два конвейерных корпуса сошли с конвейера уже в 1961 году. Весной следующего года был запущен в работу основной конвейер по производству корпусов, также были изготовлены первые два образца. Кроме того, изготовлена установочная партия из пяти машин. Уже в 1963 году выпускалось 10 ГТ-Т в месяц. К концу 1966 года эта цифра увеличилась в 11-12 раз. В последующие годы (до 1970 года) на базе ГТ-Т была создана сплавная машина, которая экспонировалась на ВДНХ СССР.
В конце 60-х годов РМЗ приступил к созданию в Семипалатинске филиала по производству ГТ-Т. В конце 70-х производство тракторов и коробок передач было полностью передано Семипалатинскому филиалу. Первый собранный здесь автомобиль прошел ходовые испытания. В 1981 году кафедра приступила к серийному выпуску гусеничных тракторов. С 1983 по начало 90-х ежегодно выпускалось и продавалось 600-700 экземпляров.
В 90-е годы ГТ-Т был модернизирован. Двигатель В-6А заменен на более мощный ЯМЗ-238М2. Двигатель переместили в середину автомобиля, это привело к равномерной развесовке.
В 2007 году началось производство семивальцового трактора-транспортера. Автомобиль ГТ-ТБУ имеет удлиненную грузовую площадку.
Конструкция
Рамка
ГТ-Т имеет цельнометаллическую раму сварной конструкции. База герметична. Открытый тип кузова. В кузове три помещения: кузов, кабина и моторно-трансмиссионное. Последняя комната находится в передней части корпуса. Кабина на четыре места находится посередине. Корпус размещен в корме.
Двигатель и коробка передач
На ГТ-Т установлен четырехтактный шестицилиндровый дизельный двигатель В-6А мощностью 200 л.с.
Двухпоточная механическая трансмиссия оснащена парой планетарных фрикционных механизмов поворота. Коробка передач имеет одну передачу заднего хода и пять передач переднего хода. Максимальная конструктивная скорость автомобиля на пятой передаче переднего хода достигает 45,5 км/ч, скорость движения задним ходом – максимальная 6,54 км/ч.
Шасси
Шасси трактора включает шесть пар опорных катков с резиновым покрытием. Рулевые колеса расположены сзади машины, ведущие — спереди. Гусеничный ремень включает 92 малых звена, которые имеют шарнирно-сочлененные плавающие грунтозацепы и фонарные шестерни. GT-T оснащен независимой торсионной подвеской. Гусеничный трактор обеспечивает плавное движение. Для увеличения скорости на плаву используются гидродинамические съемные щиты.
Технические характеристики
- Внутренние размеры кузова автомобиля 3500×1800 мм
- Температура эксплуатации от −45°С до +45°С
- Запас хода 500 км
- База 3914 мм
- Количество передач 5 (вперед) +1 (назад)
- Вес прицепа 4000 кг
- Расход топлива 96–110 литров на 100 км
- Удельный расход топлива 185 г/л
- Объем системы охлаждения двигателя 42 л
- Объем системы смазки двигателя 48 л
- Аккумуляторы: 2 6СТЭН-140М, 2 6СТ-190, 2 6МСТ-140
Технические характеристики
Кузов вездехода сварен из стального листа, внутри предусмотрены шпангоуты для установки дизельного двигателя и редукторов. На машинах используются атмосферные 240-сильные версии дизеля ЯМЗ-238, на некоторых модификациях используется наддувная модификация, развивающая до 310 л.с. Поток мощности передается через муфту сухого трения на 5-ступенчатую коробку передач, которая валами соединена с бортовыми передачами.
Ведущее колесо расположено впереди, для соединения гусениц используется зубчатый венец, который можно заменить своими руками.
Для охлаждения двигателя используется антифриз, циркуляция осуществляется насосом. Нагретая жидкость используется для обогрева салона, предусмотрена установка автономных отопителей. Ходовое оборудование включает ременные ролики с монолитным резиновым кольцом на концевой кромке. Катки установлены на торсионах, на концевых осях предусмотрены гидравлические амортизаторы. Натяжение гусеницы регулируется рукояткой, на которой установлено заднее промежуточное колесо.
Основные технические параметры (на примере буровой установки «Аргут»):
- снаряженная масса – 14200 кг;
- количество мест — 3;
- длина машины – 7900 мм;
- ширина — 3150 мм;
- высота — 3100 мм;
- максимальная скорость на суше — 45 км/ч, на плаву — до 6 км/ч;
- мощность дизеля ЯМЗ-240БЛ – 300 л.с.;
- дорожный просвет – 450 мм;
- запас хода без дозаправки — 700 км.
На вездеход крепится буровая установка с комплектом шнеков диаметром 118 или 135 мм. При бурении геофизических скважин используется сжатый воздух давлением до 1,5 МПа, который подается компрессором, установленным на станке. Рабочая глубина достигает 100 м.
Конструкция корпуса и ходовой части
Кузов вездехода ГТТ имел несущую схему и изготавливался методом сварки. Корпус имел силовой каркас, к которому крепились наружные листы. Поскольку одним из требований заказчиков было обеспечение плавучести, нижняя часть машины была герметизирована.
Внутри находились две переборки, разделявшие корпус на три отсека — отсеки для силовой установки, пассажирский и грузовой. Коробка передач и бортовые муфты располагались в носовой части вездехода ГТТ, двигатель располагался ближе к центральной части пассажирского салона кузова. Слева от кожуха двигателя находилось место водителя. Он был отделен от носовой перегородкой. Позади механика и справа от двигателя находились еще три пассажирских места.
Грузовой отсек располагался за двигателем и не имел перегородки с пассажирами. Комната была открыта и могла быть накрыта брезентовым тентом.
Ходовая часть вездехода ГТТ имела по шесть опорных катков на борт. Катки имели внешнее демпфирование в виде резинового кольца на внешней стороне катка. Ведущее колесо с зубчатым венцом располагалось спереди. Личинка состояла из 92 следов, соединенных плавающими штифтами. Натяжение гусениц осуществлялось с помощью подвижного руля, расположенного сзади.
Подвеска опорных катков торсионная. Движение жидкости обеспечивалось вращением гусениц и облегчалось специальными съемными щитками.
Конструкция
В основе корпуса машины ГТТ (расшифровка обозначения — ленточный конвейер-трактор) используется сварная рамная конструкция с герметичными соединениями. Внутри установлены переборки, разделяющие пространство на моторный отсек, кабину управления и грузовую платформу. Силовой агрегат частично размещен в рубке управления, по бокам расположены подвесные сиденья для водителя и 3 пассажиров. Для доступа в кабину используются распашные двери, снабженные замками и сплошным стеклом.
Управление машиной осуществляется педалями и рычагами, соединенными со встроенными муфтами. Для переднего обзора используются 3 плоских стекла, в комплекте есть электроочиститель. Над передним пассажирским сиденьем круглый люк с металлической крышкой (наследие военного прошлого внедорожников). Стандартные сиденья не имеют регулировки спинки по углу наклона, на металлическом каркасе установлены подушки с поролоновым наполнителем. Система притока и обогрева с подачей воздуха через электровентилятор.
Особенностью конструкции является отсутствие герметичной перегородки между салоном и грузовым отсеком, закрывающейся сверху брезентовым тентом с откидным задним бортом. Первоначально машины оснащались рядным атмосферным дизелем В-6А (составляющим половину танкового агрегата В-2), развивавшим до 200 л.с.
Двигатель оснащен сухим фрикционным сцеплением и 5-ступенчатой механической коробкой передач (предусмотрена дополнительная скорость для маневрирования задним ходом).
Для поворота установлены встроенные муфты, позволяющие частично затормозить или остановить гусеницу. Двигатель охлаждается циркулирующей жидкостью, радиатор расположен в передней части внедорожника. На модернизированной модели ГТТ-Б установлен гражданский V-образный дизель ЯМЗ мощностью 240 л.с. За счет уменьшения длины двигателя удалось высвободить дополнительное пространство в кабине. Применение агрегата ЯМЗ обеспечило улучшение экономичности, максимальная скорость вездехода была увеличена до 55 км/ч.
Шасси включает 6 пар опорных катков с внешними резиновыми ободами, которые установлены на торсионной подвеске. Крутящий момент передается на передние колеса, оснащенные сменными зубчатыми венцами. Заднее колесо предназначено для управления движением гусеницы и регулировки натяжения (с помощью винта и рукоятки). Гусеница состоит из 92 шарниров, соединенных шкворнями из высокопрочной стали. Машина может передвигаться по воде, для увеличения скорости используются подвижные экраны.
Создание машины
В таких условиях оказалось, что наиболее подходящим транспортным средством является вездеход специального назначения. Разработка универсального гусеничного трактора велась на ХТЗ (Харьковский тракторный завод) под обозначением «проект 21». Стадия проектирования заняла около четырех лет, и в 1961 году были собраны первые два изделия. Машина получила обозначение ГТТ и серийно производилась с весны 1962 года на Рубцовском машиностроительном заводе. Основным заказчиком трактора была армия.
Характеристики вездехода ГТТ позволили отказаться от эксплуатации ряда негусеничных тягачей, упростив тем самым обслуживание и снабжение запасными частями автопарков в отдаленных районах страны. Машина при снаряженной массе чуть более 8 тонн могла перевозить до 2 тонн груза. В грузовом отсеке размером 3,5 м * 1,8 м при необходимости мог разместиться 21 человек. Вездеход оснащался сцепным устройством для буксировки прицепов общей массой до 4 тонн.