- Самодельная блокировка на мтз 80
- Устройство механизма
- Принцип работы
- Самодельная блокировка
- Необходимые материалы
- Основные виды поломок
- Механическая блокировка на МТЗ 80 своими руками
- Устройство и работа механизма
- Механизм муфты блокировки
- Датчик автоматической блокировки дифференциала — АБД
- Работа блокировки с АБД
- Блокировка с ГОРУ
- Механическая блокировка заднего моста МТЗ 80
- Основные неисправности системы автоматической блокировки дифференциала (АБД)
- Передний ведущий мост трактора МТЗ 82 схема
- Конструкция переднего ведущего моста МТЗ 82
- Тюнинг кабины МТЗ 80, 82
- Улучшение характеристик техники
- Устройство гидравлической системы автоматической блокировки дифференциала МТЗ-80 (МТЗ-82)
- Управление
- Привод блокировки дифференциала трактора МТЗ
- Как собирают КПП мотоблока МТЗ
- Рычаги гидравлики и силового регулятора
- Полезные советы
- Принцип переделки
- Основные поломки и ремонт
- Почему не работает блокировка
Самодельная блокировка на мтз 80
Дифференциал является важной частью трансмиссии и обеспечивает передачу крутящего момента на ведущие колеса при движении в правильном направлении. Заблокированный дифференциал повышает проходимость трактора и уменьшает пробуксовку колес. Это особенно важно при движении по пашне или заснеженным дорогам. Блокировка МТЗ 80 включается вручную. Это увеличивает риск заноса, поэтому устройство используется только на скорости ниже 10 км/ч. Кроме того, не следует включать его при движении по дорогам с твердым (асфальтовым или бетонным) покрытием, так как это приводит к повышенному износу шин.
Устройство механизма
Тракторы Минского завода комплектуются механической или гидравлической станцией блокировки. Гидравлический механизм блокировки дифференциала МТЗ 80 более эффективен и прост в эксплуатации, но несколько менее надежен. Поэтому покупателям подержанных тракторов часто достаются экземпляры, вообще не оснащенные этим механизмом, и возникает вопрос, как сделать блокировку на МТЗ 80, чтобы безопасно использовать технику для вспашки и уборки снега. При наличии небольшого опыта устройство можно собрать и установить самостоятельно. На старых тракторах для этого узла имеется специальная шлицевая резьба.
Принцип работы
Механическая блокировка основана на двух кулачковых муфтах. Они расположены на внутренних концах валов конечных передач. Первая муфта установлена неподвижно, вторая перемещается по гусеницам. Управляется толчком, от которого в кабину выводится отдельная педаль. При нажатии на педаль муфта перемещается и кулачки входят в зацепление с кулачками неподвижного узла, в результате чего валы главной передачи входят в зацепление. При отпускании педали блокировка снимается.
Гидравлический привод основан на одинарной муфте фрикционного типа, установленной на левой оси главной передачи в коробке передач. Диски сцепления соединены со шлицами на валу главной передачи и специальной резьбой на картере сцепления, причем корпус закреплен между блокирующим валом и узлом дифференциала.
Жидкость подается через гидроусилитель руля. Управление осуществляется переключающим клапаном с датчиком. Также поддерживает постоянное давление в системе (0,8 МПа). Когда клапан открывается, жидкость подается в полость сцепления, давя на диски и соединяя ведущее колесо, блокирующий вал и узел дифференциала. По мере снижения давления крестовина дифференциала начинает вращаться. При закрытом кране сцепление постоянно подключено к бачку гидроусилителя и блокировка дифференциала невозможна.
Гидравлический привод начали устанавливать на тракторы «Минск» в конце 1980-х годов, когда это было новаторским решением. К сожалению, владельцы тракторов быстро столкнулись с негативной стороной новости: подтекала жидкость, некорректно работал датчик. В результате механизмы стали сниматься или заменяться более простыми и надежными механическими. Более новые модели (после 2014 года) имеют собственный насос-дозатор и новый датчик.
Самодельная блокировка
Переделка замка МТЗ 80 на механику своими руками – достаточно простой, но трудоемкий процесс. Но это окупается – простая и надежная конструкция поможет в условиях нехватки запчастей (кран для гидромеханизма не везде достать) или в случаях отсутствия засора.
Следует сказать, что если трактор используется исключительно на твердом грунте, можно свободно управлять без блокировки. Но если водитель часто работает на вспаханных полях, вязком песке, глубоком снегу или на обледенелых дорогах, этот механизм поможет сэкономить массу времени и сил, при этом защитив детали и узлы от чрезмерных нагрузок.
Необходимые материалы
Для работы нужно:
- Связь. Его удобно делать из заднего редуктора или другого подходящего размера.
- Шлицевой вал
- Металлическая крышка. Ставится на герметик вместо датчика гидропривода, если он есть.
Основные виды поломок
Даже при бережной эксплуатации система нуждается в периодическом ремонте. Ошибки чаще всего возникают из-за:
- заедание катушки. Для приведения системы в рабочее состояние снимите датчик подключения, тщательно промойте его в дизельном топливе. Если проблема повторяется регулярно, лучше заменить элемент на новый;
- падение давления в приводе. Причиной ошибки чаще всего является повреждение пружины, заклинивание самого клапана. Поскольку элемент складной, его можно регулировать прямо на подставке. Падение давления также может происходить из-за утечки жидкости через поврежденные прокладки. В этом случае без замены датчика не обойтись;
- сцепление пробуксовывает. Это связано с износом, замасливанием вкладышей. Аккуратно разберите устройство, внимательно осмотрите диски. Если элементы покрыты слоем смазки, их необходимо очистить обезжиривателем. В случае износа рекомендуется заменить запчасти на новые;
Важно! Найдите и устраните зазоры, через которые протекает рабочая жидкость. Это поможет сократить частоту чистки и тем самым уменьшить вероятность поломки.
- неполное включение сцепления. Отрегулируйте длину штока, уберите люфт в соединениях. Если в систему попали посторонние предметы, мелкие камни, удалите их.
Своевременное техническое обслуживание системы гарантирует долгий срок службы запорной системы. При надлежащем уходе, замене деталей и очистке работает как положено, не доставляя проблем операторам или владельцам трактора.
Механическая блокировка на МТЗ 80 своими руками
Дифференциал является важной частью трансмиссии и обеспечивает передачу крутящего момента на ведущие колеса при движении в правильном направлении. Заблокированный дифференциал повышает проходимость трактора и уменьшает пробуксовку колес. Это особенно важно при движении по пашне или заснеженным дорогам. Блокировка МТЗ 80 включается вручную. Это увеличивает риск заноса, поэтому устройство используется только на скорости ниже 10 км/ч. Кроме того, не следует включать его при движении по дорогам с твердым (асфальтовым или бетонным) покрытием, так как это приводит к повышенному износу шин.
Устройство и работа механизма
Система блокировки дифференциала заднего моста МТЗ 82 (80) состоит из двух частей:
- Блокировка фрикционной муфты
- Системы управления срабатыванием сцепления
Сразу хочу уточнить, что тракторы МТЗ 80(82) в зависимости от комплектации могут быть оборудованы устройством с датчиком автоматической блокировки дифференциала заднего моста (АДА) в конструкции гидроусилителя руля ГУР или запорный клапан в сочетании с насосом-дозатором для гидростатического управления ГСК.
Механизм муфты блокировки
Блокирующий рабочий фрикцион расположен с левой стороны корпуса штатного штатного тормоза трактора, функция которого заключается в осуществлении непосредственной механической блокировки дифференциала.
Он состоит из корпуса 1, расположенного на шлицах вала главной передачи, где установлены:
- мембрана 3 с прижимной пластиной 4
- блокирующий вал 14 с подпружиненным прижимным диском 6
- два ведомых фрикционных диска 10 со шлицевыми ступицами и установленный между ними промежуточный металлический диск 7
Сам корпус закрыт крышкой 8, через которую к мембране проходит выходной штуцер 2. Сцепление включается за счет поступления масла под давлением в полость между корпусом и диафрагмой от встроенного в рулевую колонку датчика АБД — ГУР или от запорного клапана в составе ГСК, в зависимости от типа мощности трактора рулевое управление.
Датчик автоматической блокировки дифференциала — АБД
Устройство встроено в корпус ГУР и взаимодействует с его механической частью и отдельной гидросистемой.
Управление осуществляется рукояткой, установленной на щите управления трактора, которая связана тросом с маховиком крана, снабженным возвратной пружиной. Датчик автоматической блокировки имеет три рабочих положения крана:
- «Выкл» — внешнее положение рукоятки управления по часовой стрелке
- «Auto Lock» — повернуть на 90˚ от крайнего левого положения по часовой стрелке
- «Принудительная блокировка» крайнее правое положение
Два рабочих положения удерживаются неподвижным подпружиненным шариком в конструкции маховика сенсорного крана, кроме принудительного режима. Принцип автоматического режима работы заключается в реакции катушки датчика на перемещение рейки и сектора рулевой колонки при повороте. При установке крана в принудительное положение блокировка осуществляется независимо от положения колес трактора. Агрегат дополнительно снабжен нерегулируемым редукционным клапаном 6 (на схеме), обеспечивающим давление масла в системе блокировки от 0,7 до 0,9 МПа.
Работа блокировки с АБД
Используя штатный замок в комплекте с рулевой колонкой с гидроусилителем, агрегат при включении работает в автоматическом режиме. В положении «Вкл» клапана 8 давление подается на датчик-распределитель, если катушка 9 при прямолинейном движении подает давление на фрикционный механизм и удерживает дифференциал в заблокированном состоянии. Масло, подаваемое под давлением в картер сцепления, воздействует на диафрагму 3 и, перемещая нажимной диск, ведомый 2 прижимает к механизму трение промежуточного ведущего диска 13.
Конструктивно ведомые диски сцепления соединены с ведущей шестерней с главной передачей 12 на левом мосту, промежуточный диск с корпусом блокировки и блокирующий вал соединены шлицами с дифференциальным узлом. Диски механизма в заторможенном состоянии соединяют все детали в единую жесткую конструкцию, не позволяющую сателлитам вращаться относительно левой полуосевой шестерни. Таким образом, работа дифференциала и карданных валов бортовых передач сравнивается с работой жесткого моста.
При повороте колес более чем на 8˚ катушка распределителя 9, взаимодействующая с вращающейся малькой через сектор гидроусилителя руля, перекрывает выпускную магистраль и направляет рабочую жидкость на слив в полость корпуса колонки. При повороте канал катушки блокируется перемещением рейки 11 в корпусе ГУР, за счет проникновения упорного шарика 10, перемещающего катушку-распределитель 9 в датчике АБД. При этом масло из полости диафрагмы 3 блокировочной муфты поступает также в дренажную полость 4 корпуса рулевой колонки. Отсутствие давления на мембрану рабочего механизма отключает фрикционные диски 2 и освобождает блокирующий вал 1. Так система работает в автоматическом режиме.
АБД рекомендуется использовать при движении трактора со скоростью не выше 10 км. Каждый час, так как при превышении заданной скорости при включенном АДА может произойти аварийный режим работы трактора.
В положении «Выкл» АБД клапан переключения займет положение, при котором масло будет стекать в слив, а дифференциал будет работать в штатном режиме, дифференциально подавая крутящий момент на опорные катки, реагируя на угловые скорости левого и правые колеса при маневрировании.
Режим принудительной активации используется кратковременно, пока положение рукоятки управления удерживается в правильном положении. Отключение при отпускании рукоятки происходит автоматически под действием возвратной пружины рулевого привода.
Особенностью АБД является возможность обеспечения промежуточных блокировочных свойств в зависимости от разности сил, препятствующих вращению полуосей, в отличие от режима полной блокировки дифференциала, где вращение колес полностью уравнивается. С учетом особенностей применения МТЗ 80 механизм автоматической блокировки значительно улучшает ходовые качества и производительность трактора при работе с почвообрабатывающими агрегатами, а также при движении под нагрузкой по склонам и пересеченной местности.
Блокировка с ГОРУ
При оснащении HSC блокировка активируется педалью, соединенной с регулирующим клапаном, и работает только при нажатии педали в «прямое» положение управляемых колес. Клапан крепится к гидробаку гидроусилителя руля с помощью кронштейна, выходной трубопровод подключается к насосу-дозатору.
При раскачивании насос-дозатор направляет поток масла под давлением в соответствующую полость гидроцилиндра, соединенного с рулевой трапецией машины, а на блокировочный распределитель масло не подается. При правильном положении колес дозирующий золотник открывает проход масла к блокировочному клапану, при этом поступающее масло свободно проходит через корпус клапана в гидробак ГСК. При нажатии на педаль привода замка с одновременным вращением маховика золотник клапана перекрывает слив и открывает выпускной канал, подающий масло под давлением к рабочему механизму замка.
В описываемой комплектации устройство не обеспечивает режим автоматической блокировки и используется кратковременно при преодолении сложных участков трассы.
Механическая блокировка заднего моста МТЗ 80
На некоторых ранних модификациях МТЗ 80 использовалась конструкция блокировки МТЗ 50 (52), работа которой заключается в механическом соединении полуосей заднего моста посредством кулачковой муфты, установленной на шлицах внутренних торцов деталей . Работа сцепления осуществляется с помощью тяг, соединенных одним концом с подвижной половиной сцепления, а другим концом с педалью управления на полу кабины. Сцепление включается нажатием на педаль и автоматически выключается под действием усилия возвратной пружины, установленной на тяге привода сцепления.
Основные неисправности системы автоматической блокировки дифференциала (АБД)
Основными неисправностями, при которых не работает автоматическая блокировка дифференциала, являются:
- Заедание катушки 3 к датчику угла поворота рулевых колес. Необходимо снять датчик и промыть его в чистом дизеле или заменить датчик.
- Низкое давление рабочей жидкости в трубопроводе к запорной муфте. Может быть вызвано нарушением регулировки редукционного клапана, повышенной утечкой рабочей жидкости в датчике. В первом случае необходимо отрегулировать редукционный клапан и уплотнить седло клапана, а во втором случае заменить датчик.
- Неудовлетворительная работа фрикциона блокировки дифференциала. Сцепление плохо работает по двум причинам: диски сцепления замаслены или износились фрикционные накладки на дисках сцепления. В первом случае необходимо устранить течь рабочей жидкости и промыть диски сцепления в бензине, а во втором случае заменить фрикционные накладки на новые.
Читайте также: Минитрактор Исеки: инструкция по эксплуатации
Передний ведущий мост трактора МТЗ 82 схема
1 — механизм регулировки колеи; 2 — настил мостика; 3 — корпус манжеты; 4, 20 и 21 — прокладки; 5, 23 и 25 — подшипники; 6 и 28 — гайки; 7 — ведомая шестерня; 8 — приводной диск; 9 — напорный стакан; 10 и 11 — корпуса дифференциала; 12 — ведомый диск; 13 — передышка; 14 — корпус моста; 15 — бортовая шестерня; 16 — вилка полуосевой передачи; 17 — болт дифференциала; 18 — ось сателлитов; 19 — сателлит; 22 — стакан ведущего колеса; 24 — приводное оборудование; 26 — регулировка шайб; 27 — соединительный фланец; 29 — клин; 30 — балка полурамы; 31 — втулка тяги; 32 — стопорная тяга; 33 — поворотная ось.
Конструкция переднего ведущего моста МТЗ 82
Конструкция переднего ведущего моста МТЗ 82 точно такая же, как и у неприводного, портального типа (балка расположена над колесной осью). Это позволяет получить высокий (650 мм) агротехнический просвет, что является незаменимым помощником при междурядной обработке высокорослых пропашных культур.
Главная передача на переднем мосту трактора МТЗ 82 представлена парой конических шестерен. Для повышения плавности зацепления и бесшумности передачи конические шестерни выполнены с косозубыми зубьями.
Дифференциал дает разную скорость вращения ведущих колес при повороте трактора, а также при проезде различных неровностей.
Кроме того, дифференциал может ослабить тяговое усилие трактора при упрощении поворота. Чтобы избежать такой проблемы, на тракторах этого типа используется автоматический привод.
Тюнинг кабины МТЗ 80, 82
Все изменения внутри трактора были сделаны для повышения комфорта в кабине. В модификациях тракторов, выпущенных достаточно давно, отсутствуют такие практичные устройства, как магнитола, дополнительное освещение и навигационный прибор.
Дополнительные устройства легко найти в продаже. Это значительно расширяет возможности настройки салона МТЗ 80 в части использования диодов в подсветке, установки удобного сиденья и тонировки стекол.
Улучшение характеристик техники
Одним из самых популярных направлений внутреннего тюнинга трактора является улучшение проходимости и тяговых параметров машины.
Интересным вариантом является установка моста ГАЗ-66. При проведении таких работ следует учитывать, что:
- Необходимо будет изготовить промежуточный редуктор, обеспечивающий передачу оборотов;
- Для крепления к трактору к мосту необходимо приварить специальную втулку;
- Редуктор главной пары нового моста необходимо укоротить так, чтобы он стоял посередине.
В любом случае такую работу лучше доверить специалистам. Своевременное техническое обслуживание помогает сохранить мощность тракторного оборудования. Увеличить мощность можно заменой турбины или всего двигателя на более мощный.
Часто при тюнинге МТЗ оправдывает себя установка лучших агрегатов от тракторов других марок.
Но эти работы должны быть легализованы путем регистрации в уполномоченных органах. Также помните, что цену «новоделки» можно сравнить с ценой нового автомобиля.
Устройство гидравлической системы автоматической блокировки дифференциала МТЗ-80 (МТЗ-82)
Гидравлическая система автоматической блокировки дифференциала (АБД) предназначена для блокировки и разблокировки дифференциала заднего моста трактора МТЗ-80 (МТЗ-82) в зависимости от положения управляемых колес. Он состоит из гидродатчика, расположенного на упоре рейки 30, усилителя рулевого управления и фрикционной муфты, установленных на блокировочном валу заднего моста трактора. Датчик, рабочая напорная камера фрикциона и сливная магистраль соединены трубопроводами 28 и 6.
Рис. Датчик блокировки дифференциала трактора МТЗ-80 (МТЗ-82): 1 — упор рейки (корпус датчика); 2 — толкатель; 3 — катушка; 4 — регулирующий клапан; 5 стопорное кольцо; 6 — стопорная пружина; 7 — шародержатель; 8 — маховик гидрораспределителя; 9 — крышка датчика; 10 — уплотнительные кольца; 11 — винтовая пружина; 12 — этикетка; 13 — щуп.
Датчик блокировки дифференциала состоит из следующих частей:
- корпус 1, роль которого выполняет упор рулевой рейки ГУР;
- катушку 3, удерживаемую в определенном положении пружиной 11 и толкателем 2, к регулирующему клапану 4 с маховиком 8;
- крышка 9, на которой установлены стопорное устройство (шарик 7, пружина 6 и заглушка) для установки клапана 4 в положения «Вкл» и «Выкл» и щуп 13 для правильной установки направляющих колес при регулировке схождения.
Катушка 3 имеет полую конструкцию и два отверстия перпендикулярно оси. На внешней стороне катушки имеются две кольцевые канавки. На конце толкателя 2 в специальную выемку рейки 31 вдавливается шарик. При повороте трактора рейка перемещается, и шарик выходит из выемки и смещает катушку в осевом направлении.
Распределитель 4 имеет внутри цилиндрическую полость, закрытую на конце пробкой. В полой части клапана в диаметральном направлении выполнены три отверстия. В части крана 4, помещаемой в крышке, профрезерованы две выточки по диаметру под удерживающий шар 7. Крышка 9 и кран 4 уплотнены в корпусе резиновыми кольцами. На внешней поверхности маховика 8 имеется метка (вырез) 12, служащая для установки клапана в нужное положение.
Рис. Механизм автоматической блокировки дифференциала заднего моста: 1 — ведущая шестерня главной передачи; 2 — левая полуось; 3 и 4 — уплотнительные кольца; 5 — соединитель трубопровода; 6 — мембранная крышка; 7 — диафрагма; 8 — соединительный диск в сборе; 9 — промежуточный диск; 10 — блок картера сцепления; 11 — блокировочный вал; 12 — левая ведущая шестерня главной передачи; 13 — дифференциальный узел; 14 — ведомая шестерня ведущей шестерни; 15 — полость подвода рабочей жидкости к муфте блокировки дифференциала.
Управление
Мощность тракториста передается от рулевого колеса на насос дозатора. Рулевая колонка имеет трубку, приваренную к вилке. Он крепится к кронштейну винтами. Сам руль стоит на шлицах полого вала. В пустоте — винт, соединенный с маховиком.
Устройство механизма предусматривает два положения регулировки руля. Имеется регулировка положения руля в осевом направлении и регулировка угла наклона по горизонтали в четырех возможных положениях. Гаджеты не позволяют валу двигаться вдоль оси. Их затяжка должна быть такой, чтобы вал не имел люфта, а вращение было свободным.
В состав рулевой колонки также входят вспомогательный вал, гайки и крепежные детали, винт маховика, шкворень, пружина, замок со штоком, втулки, карданный шарнир с шарниром и амортизатор.
Привод блокировки дифференциала трактора МТЗ
Блокировка дифференциала управляется гидравлически. Он относится к системе управления и имеет узлы:
Ограничение. Он находится на верхней части кронштейна под приборной панелью. Управляется ручкой в кабине запорного клапана. Он расположен в крышке гидравлического блока управления. ГПМ — гидравлическая хомутовая муфта. Он блокирует дифференциал. Блокировочный сепаратор соединен с нагнетательной линией насоса с помощью труб. (Сервонасос). А также с бачком гидросистемы трактора и хомутовой муфтой, блокирующей дифференциал. Корпус сепаратора оснащен змеевиком. Прижимается пружиной к рычагу. К корпусу прикреплена крышка с расположенным редукционным клапаном. Пружина толкает шарик — это тип предохранительного клапана.
Рычаг имеет фиксирующий выступ. Захват может быть в центре или в другом повернутом положении. Редукционный клапан регулирует давление в системе до 0,985 ± 0,188 МПа. При размещении рукоятки в центре доски и соединении с ней рычага золотник пытается занять положение, при котором полость не соединяется с патрубками редукционного клапана, а сообщается с общим дренажным каналом. Описанное положение рукоятки управления соответствует положению замка, входящего в комплект поставки.
Если вы переместите рукоятку управления назад, рычаг опустится в положение, в котором зацепится шарик катушки. В этот момент он находится напротив самого крайнего положения рычага. В этом случае катушка переместится на пару миллиметров выше. При этом полость совмещена с отводящими патрубками с редукционным клапаном и каналом запорного клапана. Она больше не имеет связи с дренажным каналом. Это положение штифта соответствует положению «Автоблокировка дифференциала».
В этот момент блокируется дифференциал или наоборот. Все зависит от геометрии поворота передних колес. Это делается путем воздействия на блокировочный клапан, расположенный в крышке рулевого управления. Когда сошка поворачивается на 11 градусов от своего нормального положения, клапан остается в поднятом положении. Канал, выходящий из сепаратора, не соединен со сливным каналом.
Запорная муфта находится под давлением масла. Смазка поступает от редукционного клапана, после чего блокируется дифференциал. Если сошки поворачиваются более чем на 10 градусов от центральной точки, золотник опускается на поверхность штока. При этом каналы соединены с полостью механизма поворота. А слив есть и подключается к емкости гидросистемы.
При этом давление в отсеке сцепления падает до 0,048 МПа. Масло подается от редукционного клапана через отверстие радиусом 0,5 мм. Если вы переместите джойстик вперед (вдоль оси трактора), золотник переместится вниз из центрального положения. Между полостью и каналами подачи от редукционного клапана будет соединение. При этом эта полость будет отделена от линии слива и канала запорного клапана.
Это положение ручки соответствует положению Force Lock. В этот момент задний дифференциал заблокирован независимо от положения поперечного рычага. Это положение рукоятки не фиксируется, после отпускания рукоятка приходит в среднее положение с помощью пружины. Это положение соответствует положению «Блокировка дифференциала отключена».
Как собирают КПП мотоблока МТЗ
Рассмотрим коробки передач других сельскохозяйственных машин. Белорусская машиностроительная компания, производящая тракторы, постоянно совершенствует комплектацию техники, оснащая ее новыми устройствами и приспособлениями. КПП МТЗ-1221, схема включения МТЗ-320, КПП МТЗ-50 аналогичны схеме, которая рассматривалась ранее на КПП МТЗ-80 и МТЗ-82. Устройство коробки передач на всех сельскохозяйственных машинах от производителя мало чем отличается. При должном уходе и правильном обращении с техникой ремонт коробки передач МТЗ-320, как и ремонт 82 и 80 модели, может просто не понадобиться.
Но при выполнении сельскохозяйственных работ часто используют не трактора, а колесные от того же Минского завода. Коробки передач у них несколько отличаются от тракторных.
Некоторым умельцам удается собрать коробку для трактора МТЗ своими руками, не говоря уже о самостоятельной разборке агрегата и т.п тягач своими руками разобрал агрегат, проделал некоторые другие действия с разобранной КПП, собрал ее и установил отремонтированный редуктор обратно на мотоблок.
Основной функцией коробки передач является создание управляемого крутящего момента и передача его от двигателя через коробку передач на ведущие колеса трактора. Коробка передач позволяет изменять скорость движения трактора, что дает возможность выполнять различные технологические операции и работы от транспортных до различных задач в сельском, строительном, коммунальном, лесном хозяйстве и других отраслях промышленности. Механизм переключения передач МТЗ-80 устроен таким образом, что диапазон передаточных чисел удобно вписывается в выполнение всех рабочих процессов при использовании всевозможной спецтехники. Включение понижающей передачи позволяет получить 18 передач вперед и 4 назад.
Рычаги гидравлики и силового регулятора
Три ручки для замены катушек распределителя 27,28,29 расположены с правой стороны панели управления возле лобового стекла трактора. Каждый рычаг имеет четыре положения. Рычаги постоянно находятся в нейтральном положении, при котором рабочая жидкость, подаваемая насосом к змеевикам, подается в дренажную полость, а рабочие полости гидроцилиндров запираются змеевиком и находятся в фиксированном положении. Перемещение рычага вверх соответствует команде «Подъем» — золотник открывает подачу масла в полость гидроцилиндров подъема. Первая нижняя позиция соответствует команде «Вниз». Второе крайнее положение соответствует гидравлическому режиму «Плавающий». Рычаг 29 крайний справа штатного распределителя управляет гидроцилиндром задней навески, два свободных предназначены для подключения к дополнительному оборудованию в сборе с трактором.
На тракторах, оснащенных гидромуфтой увеличения массы трактора ГСВ, кроме трех рычагов на гидрораспределителе, была снята рукоятка управления.
С правой стороны сиденья, на той же панели, что и рукоятка ручной подачи топлива, имеется фиксатор положения рукоятки 43 регулятора мощности и рычага самого регулятора 45. После подъема рукоятка освобождается — она перемещается и фиксируется в положении «транспортная нейтраль». Промежуточное положение вперед от «транспортной нейтральности» — «зона регулирования». Крайнее переднее положение — «принудительное опускание».
После завершения опускания ручка автоматически помещается в начало зоны контроля. Маховик муфты клапана регулятора положения 52 расположен под сиденьем водителя и имеет три положения: правое положение — «управление положением»; слева — «регулировка мощности»; средний — «выкл.». Маховик 53 регулирует скорость коррекции регулятора мощности. Внизу сиденья водителя, ближе к правому борту, имеется лямка 40 для управления устройством крепления в транспортном положении.
Полезные советы
Гидравлическая система блокировки используется при полевых работах и движении по заснеженным дорогам. Использование блокировки рекомендуется при вспашке почвы на склонах, так как система обеспечивает сохранение прямой траектории движения.
При движении по дорогам с твердым покрытием блокировка дифференциала вызывает повышенный износ шин, поэтому блок следует отключить.
Использование заблокированного дифференциала на скользких дорогах допускается при скорости не более 10 км/ч (из-за опасности заноса автомобиля).
Принцип переделки
В самодельном варианте перевода штатного замка МТЗ 80 на механическое зацепление используется принцип работы скользящей шлицевой муфты, которая при включении замыкает вал замка с левым приводным валом заднего моста. То есть узел остается на том же обычном месте, только для реализации наружный конец вала блокировки снабжен шлицевой частью в соответствии со шлицами левой полуоси главной передачи.
Скользящая муфта, установленная своими внутренними шлицами на шлицах на валах, блокирует, когда ее рабочая часть соединяет две вращающиеся части в единое целое. При перемещении к корпусу моста и освобождении шлицов на блокировочном валу происходит разблокировка, после чего детали начинают вращаться независимо друг от друга, в том числе и механизм дифференциала.
Основные поломки и ремонт
- Запорный клапан заклинил. Для ремонта необходимо снять датчик подключения и промыть его дизельным топливом. При повторяющихся проблемах датчик заменяют.
- Падение давления в магистралях к приводу блокировки. Причиной может быть деформация пружины клапана или ее заедание. Клапан имеет разборную конструкцию и может регулироваться на стенде. Вторая причина – утечка жидкости через внутренние трещины или поврежденные прокладки в датчике подключения. Датчик необходимо заменить.
- Пробуксовка сцепления наблюдается при износе накладок или их замасливании. Требует разборки узла и осмотра шайб. Замасленные узлы промывают обезжиривателем, изношенные подлежат замене. При обнаружении следов масла необходимо устранить отверстия, через которые протекает рабочая жидкость.
- Неполное включение муфты механического привода. Необходимо отрегулировать длину штока и убрать люфт в соединениях. Под педалью акселератора могут быть посторонние предметы, их необходимо удалить.
При регулярных технических осмотрах приводы блокировки работают надежно, не доставляя проблем владельцу трактора МТЗ.
Почему не работает блокировка
Блокировка может не работать по ряду причин.
- Износ соединительной мембраны. Чтобы устранить эту поломку, необходимо разобрать устройство и заменить изношенную деталь на новую.
- Выход из строя станции управления может быть вызван обрывом троса или шлифовальных кругов. В этом случае необходимо провести диагностику оборудования и заменить все неработающие детали.
- Залип датчик усилителя руля. Необходимо отрегулировать крепление всех частей устройства.
Кроме того, неисправность гидроусилителя руля и гидравлической системы может негативно сказаться на работе замка.