- Устройство и принцип работы
- Устройство и принцип работы гидроуселителя руля МТЗ-80. Регулировки и ремонт
- Устройство и принцип работы
- Регулировки
- Зацепление червяк-сектор
- Подтяжка сферической гайки червяка
- Регулировка зацепления сектор — рейка
- Равномерность хода золотника
- Давление в системе
- Неисправности и ремонт
- Шайба для золотника ГУРа трактора МТЗ.
- Посмотреть моё видео.
- Механизм гидроусилителя рулевого управления ГУР.
- Рулевое управление МТЗ-80, 82
- Назначение ГУРа
- Перечень узлов
- Возможные неисправности
- Настройка и ремонт
Устройство и принцип работы
Чугунный корпус ГУР МТЗ 80 (82) расположен на передней балке рамы между передней стенкой капота и охладителем дизельного топлива машины. Устройство представляет собой механизм с червячной передачей, оснащенный автономной гидросистемой со змеевиком для управления потоком рабочей жидкости, левосторонним шестеренчатым гидронасосом НШ-10-ЛУ ГОСТ 8753-71, силовым цилиндром двухстороннего действия и предохранительный клапан. Гидравлический насос системы приводится в действие от распределительного механизма двигателя.
В корпусе усилителя установлен червяк, соединенный по виткам с сектором и его концевой частью с катушкой монтажного распределителя. На концах катушки установлены нажимные подшипники, в которые поршни упираются под давлением пружины. При этом внешние стороны поршней упираются в корпусные детали распределителя. Поршень и пружины через подшипники удерживают золотник в нейтральном положении. При вращении колеса червяк начинает по очереди перемещать сектор, поворачивая ось сошки.
Возникающее сопротивление колес передается через механизм на червяк, образуя силу, перемещающую его в осевом направлении вперед или назад в зависимости от направления вращения. При своем смещении червяк взаимодействует с катушкой распределителя устройства, перемещая ее относительно оси. Таким образом, золотник управляет потоками масла под давлением. При прямолинейном движении золотник распределителя, подпружиненный пружинами, находится в нейтральном положении, давление, подаваемое насосом, сбрасывается в корпус усилителя, являющийся гидробаком системы.
Вращая руль, червяк перемещает катушку, открывающую магистрали в полостях силового цилиндра с ремнями. При этом в зависимости от стороны изгиба одна полость соединяется с линией подачи масла под давлением, другая — со сливом. Катушка сбрасывает давление в полость цилиндра только при прямом вращении руля. При остановке руля червяк перестает воздействовать на золотник распределителя, который под действием пружин занимает нейтральное положение и сливает масло в сливное отверстие.
Поршень цилиндра 25 взаимодействует через шток с рейкой 14, соединенной с сектором 12. При приложении давления к одной из полостей катушки шток передает усилие на рейку подвижного сектора, что облегчает вращение вала 28, связанного с сошкой 13. Рабочее давление в гидросистеме 2-4 МПа. Поверните руль на максимальный угол поворота — давление достигает максимального значения 8 МПа и ограничивается предохранительным клапаном 7.
Водительское «чувство дороги» ощущение сопротивления прохождению поворотов под управлением обеспечивается давлением из выхлопного тракта в полости с пружинами, воздействующими на поршень. При движении без усилия червяк не взаимодействует с золотником и гидросистема не участвует в наддуве.
Кроме того, агрегат оснащен датчиком автоблокировки дифференциала, расположенным в упоре рельса. Устройство включает змеевик 21, поворотный клапан 18 с маховиком, толкатель и щуп 20. Нерегулируемый редукционный клапан поддерживает давление 0,7-0,9 МПа в блокирующей гидросистеме. Блок обеспечивает блокировку дифференциала при прямолинейном движении и автоматически отключает ее при повороте колес более чем на 8 ̊.
Устройство и принцип работы гидроуселителя руля МТЗ-80. Регулировки и ремонт
Для комфортного и эффективного вождения рулевой механизм трактора МТЗ 80 (82) оснащен гидроусилителем руля — гидроусилителем руля. Узел выполняет функцию передачи вращения от руля к рулевому рычагу, одновременно облегчая усилие при прохождении поворотов и уменьшая вибрации заднего хода при движении по неровной дороге. Упрочнение достигается давлением жидкости, воздействующей на рабочие части механизма.
Устройство устанавливалось на более ранние модели МТЗ-80 (82) и по своим функциональным и эксплуатационным качествам не уступает установленной позднее гидрообъемной системе рулевого управления — ГКУ.
Устройство и принцип работы
Чугунный корпус ГУР МТЗ 80 (82) расположен на передней балке рамы между передней стенкой капота и охладителем дизельного топлива машины. Устройство представляет собой механизм с червячной передачей, оснащенный автономной гидросистемой со змеевиком для управления потоком рабочей жидкости, левосторонним шестеренчатым гидронасосом НШ-10-ЛУ ГОСТ 8753-71, силовым цилиндром двухстороннего действия и предохранительный клапан. Гидравлический насос системы приводится в действие от распределительного механизма двигателя.
В корпусе усилителя установлен червяк, соединенный по виткам с сектором и его концевой частью с катушкой монтажного распределителя. На концах катушки установлены нажимные подшипники, в которые поршни упираются под давлением пружины. При этом внешние стороны поршней упираются в корпусные детали распределителя. Поршень и пружины через подшипники удерживают золотник в нейтральном положении. При вращении колеса червяк начинает по очереди перемещать сектор, поворачивая ось сошки.
Возникающее сопротивление колес передается через механизм на червяк, образуя силу, перемещающую его в осевом направлении вперед или назад в зависимости от направления вращения. При своем смещении червяк взаимодействует с катушкой распределителя устройства, перемещая ее относительно оси. Таким образом, золотник управляет потоками масла под давлением.
При прямолинейном движении золотник распределителя, подпружиненный пружинами, находится в нейтральном положении, давление, подаваемое насосом, сбрасывается в корпус усилителя, являющийся гидробаком системы.
Вращая руль, червяк перемещает катушку, открывающую магистрали в полостях силового цилиндра с ремнями. При этом в зависимости от стороны изгиба одна полость соединяется с линией подачи масла под давлением, другая — со сливом. Катушка сбрасывает давление в полость цилиндра только при прямом вращении руля. При остановке руля червяк перестает воздействовать на золотник распределителя, который под действием пружин занимает нейтральное положение и сливает масло в сливное отверстие.
Поршень цилиндра 25 взаимодействует через шток с рейкой 14, соединенной с сектором 12. При приложении давления к одной из полостей катушки шток передает усилие на рейку подвижного сектора, что облегчает вращение вала 28, связанного с сошкой 13. Рабочее давление в гидросистеме 2-4 МПа. Поверните руль на максимальный угол поворота — давление достигает максимального значения 8 МПа и ограничивается предохранительным клапаном 7.
Водительское «чувство дороги» ощущение сопротивления прохождению поворотов под управлением обеспечивается давлением из выхлопного тракта в полости с пружинами, воздействующими на поршень. При движении без усилия червяк не взаимодействует с золотником и гидросистема не участвует в наддуве.
Регулировки
Узел настроен в хорошем состоянии. Правильность является важным фактором для эффективной работы усилителя и сохранения его срока службы. Регулировка делится на настройку зазоров механических пар и хода катушки .
Зацепление червяк-сектор
Регулировку производят в исправном состоянии рулевых тяг и рулевых тяг, свободный ход рулевого колеса не должен превышать 30 ̊ при работающем двигателе.
- Поддомкрачен передний мост трактора или отсоединена сошка от рулевой тяги.
- Ослабьте болт регулируемой эксцентриковой втулки.
- Поворачивайте втулку по часовой стрелке до тех пор, пока шнек не остановится в максимальном зацеплении с сектором.
- При работающем двигателе поворот рулевого колеса определяет положение зацепления без ощущения заедания и увеличивает зазор, поворачивая втулку против часовой стрелки.
- Затяните болт крепления втулки, снимите мост с домкрата или подсоедините сошки к тягам управления.
Подтяжка сферической гайки червяка
Затяжка гайки устраняет зазор между катушкой и кольцами подшипника из-за износа или ослабления. Появление зазора выражается в увеличении свободного хода руля и появлении эффекта болтающегося руля. При появлении люфта катушка может произвольно соединять полости цилиндров с линиями давления масла.
- Откручиваются болты, крепящие трамблер к корпусу усилителя.
- Крышка снимается и распределитель устанавливается на два диагонально расположенных болта 5. Толщина фланца крышки компенсируется тыльной стороной шайб 4 или гаек большого диаметра под головками болтов.
- Затем ослабьте регулировочную гайку 1 и затяните до упора золотника в подшипниковые коробки. Затяжка осуществляется с усилием 20 Нм.
- Отвернуть сферическую гайку до первого совпадения отверстия на червячном валу, гайка раскололась.
- Разбираются установочные болты с шайбами и монтируется крышка с прокладкой, затягиваемая четырьмя болтами в штатном режиме.
Надлежащая затяжка обеспечивает плотное прилегание золотника к кольцам подшипников и обеспечивает возврат золотника в нейтральное положение под действием пружин, когда рулевое колесо перестает вращаться. Чрезмерная затяжка увеличивает усилие на руле и приводит к быстрому износу упорных подшипников трамблера.
Регулировка зацепления сектор — рейка
Зазор в зацеплении сектора с рейкой штока цилиндра регулируется количеством проставок между корпусом усилителя и стопором рейки. Достаточный зазор в 0,25-0,3 мм обеспечивает работу пары без заклинивания.
Равномерность хода золотника
Ход катушки регулируется прокладками между корпусом усилителя и распределителем, распределителем и крышкой сферической гайки. При недостаточном армировании поворота слева между корпусом колонки и распределителем устанавливается дополнительная прокладка 0,5-1 мм, при недостаточном армировании справа устанавливается прокладка под крышку сферического орех. Таким образом, амплитуда хода катушки уравнивается влево — вправо.
Читайте также: Погрузчик МКСМ-800: мини, технические характеристики, отзывы, Четра, фронтальный, цены
Давление в системе
Настройка давления предохранительного клапана 7 осуществляется изменением сжатия пружины. Поворот винта клапана увеличивает сжатие пружины и, следовательно, максимальное рабочее давление гидросистемы усилителя.
Неисправности и ремонт
Первым критерием, влияющим на работоспособность устройства, является герметичность всех уплотнений гидросистемы, поддерживающих рабочее давление жидкости, отдающей мощность рабочим органам. Устранение течи масла и потери давления достигается заменой всех резиновых уплотнений, уплотнительных колец и прокладок, входящих в полный ремкомплект ГУРа.
Исправность соединений механического привода, регулировка зацепления червячной передачи и поршневой рейки с сектором обеспечивают работу механизма без заклинивания.
причиной тугого руля, при хорошей герметичности системы и достаточном уровне масла, может быть плохая компрессия силового поршня бустерного цилиндра или недостаточное перемещение катушки распределителя, не позволяющее открыть выпускную магистраль до полость цилиндра.
Заменой компрессионных колец на поршне и уплотнительного кольца на штоке устраняется перетекание масла из полости впрыска в слив, что повышает КПД цилиндра и, следовательно, вырабатываемую полезную мощность.
При правильной регулировке в исправном состоянии для полного открытия каналов у катушки рабочий ход в одну сторону должен быть 1,2 мм. При нарушении хода распределитель не выполняет свою функцию, что приводит к неполному открытию выпускного канала для подачи давления в полость цилиндра и не создается достаточного гидравлического наддува. Зачастую причиной является недопустимый люфт в соединениях монтажных узлов усилителя, что в целом негативно сказывается на выдаче необходимых параметров движения катушки. Поэтому нужно сказать, что успех работы распределителя зависит от технического состояния соединений деталей и соответствия отверстий в шестернях.
Технически оправдано и правильно при недопустимом люфте или невозможности регулировки из-за износа контактных поверхностей зубьев, червячных передач, втулок, подшипников неисправные детали подлежат замене.
На практике многие трактористы используют прием, который временно зачищает отверстия при износе деталей ГУР, что сказывается на работе распределителя. Нормальный рабочий ход катушки достигается двумя способами:
- Линейный размер катушки увеличивают закручиванием с обеих сторон внутреннего диаметра детали шириной 4 мм и глубиной 1 мм по корпусу. Дисковые втулки вытачивают соответствующей ширины и диаметра под внутренний диаметр канавки катушки и выступающей части шириной 1,2-1,5 мм с соответствующим наружным диаметром. Модернизированная деталь устанавливается путем размещения дополнительных прокладок между корпусом колонки и распределителем и крышкой распределителя. Таким образом компенсируется увеличенный размер катушки. Для увеличения жесткости поршневых пружин вытачивают и устанавливают между пружиной и деталью дополнительные шайбы соответствующего диаметра толщиной 1,5 мм.
- Второй способ проще – шлифуют поверхность крепления крышки на корпусе трамблера. Диаметр паза от центра отверстия для крепления катушки и оси червяка делают на 4 мм больше диаметра обоймы подпятника глубиной 2-2,4 мм. В этом случае не требуется установка дополнительных прокладок между корпусами и крышками, а также установка шайб под поршни.
Описанная методика имеет место на практике, но не решает проблемы общего технического состояния узла. Зазоры в соединениях, увеличенные в результате износа или неправильной регулировки, все равно приведут к тому, что узел не сможет выполнять свою функцию. Поэтому, прежде чем прибегать к этому методу, постарайтесь найти причину недостаточного хода катушки и устранить ее заменой изношенных деталей с последующей регулировкой, согласно рекомендациям производителя по эксплуатации.
Большой люфт рулевого управления при работающем двигателе означает износ шарниров рулевого вала, возможны увеличенные зазоры в зацеплениях ГУР, шаровых болтах и рулевых тягах. Возможно, разболтались червячные подшипники на оси.
Для исправления ситуации на первом этапе проверяется техническое состояние деталей рулевого механизма и рулевых тяг. Необходимо устранить отверстия, поменять необходимые детали и отрегулировать механизм.
Для выяснения размеров отверстий в зубчатых и червячных передачах рулевого механизма, а также для определения усилия на ободе рулевого колеса обычно применяют прибор НИИАТ-402 (см рис. 2.3.1).
Рис. 2.3.1. Как определить люфт руля трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — узел НИИАТ-402; 2 руля; 3 — рулевая колонка
Динамометр прибора расположен на руле, а указатель – на рулевой колонке. Поворачивая руль в обе стороны до исчезновения зазоров в шарнирах рулевой колонки и в зацеплении рулевого механизма, рассчитывают свободный ход руля. Типичный свободный ход руля находится в пределах 25-30°, а допустимый (разрешенный) 35°.
Для определения того, какое усилие развивается на кромке руля, тяги управления отбрасывают от сошек, включают двигатель и при максимальных оборотах коленчатого вала оттягивают на себя одну из рукояток динамометра блока. По размещению стопорного кольца на противоположной рукоятке распознается сила свободного вращения руля. Усилие на руле должно быть в пределах 30-50 ньютонов.
Если люфт рулевого управления выше допустимого значения, начинают регулироваться механизмы гидроусилителя. Зазоры в червячной секторной шестерне муфты (см рис. 2.3.2) исправляются смещением регулировочной втулки 4, но предварительно необходимо вывернуть стопорный болт 3. При незначительном изменении свободного зазора вала ГУР, снимите крышку корпуса (рис. 2.3.3), после чего проверьте зазор между датчиком блокировки дифференциала (упором) и рейкой пластинчатым щупом (рис. 2.3.4). Обычно он должен быть в пределах 0,1-0,3 мм. Зазор доводят до ума прокладками на фланце датчика блокировки дифференциала (рис. 2.3.5). Завершите эту процедуру корректировкой разреза в червячном секторе. В чем обман? Необходимо, чтобы вращение червяка было свободным, без заеданий.
Рис. 2.3.2. Как отрегулировать зазор в зацеплении сектора червяка поворотом регулировочной втулки МТЗ: 1 — лимб; 2 — стрелочный указатель; 3 — стопорный болт; 4 — втулка червячная регулировочная; 5 — червяк
Рис. 2.3.3. Как снять крышку корпуса ГУР МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — корпус ГУР; 2 — крышка корпуса гидроусилителя руля
Рис. 2.3.4. Как проверить зазор между упором и рейкой трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — рейка; 2 — зонд; 3 — вес
Рис. 2.3.5. Как отрегулировать зазор в зацеплении червячного сектора установкой прокладок МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — корпус ГУР; 2 — датчик блокировки дифференциала; 3 — прокладки
Сильное вращение трактора говорит нам о недостатке рабочей жидкости в баке, уменьшении подачи или ошибке в регулировке предохранительного клапана. Еще одна причина – износ или разрушение уплотнительных колец силового цилиндра.
Шайба для золотника ГУРа трактора МТЗ.
Посмотреть моё видео.
Механизм гидроусилителя рулевого управления ГУР.
Механизм гидроусилителя руля (двусторонний червяк и косозубый сектор) и гидроагрегаты (распределитель, силовой цилиндр, датчик блокировки дифференциала и гидробак гидроусилителя руля) смонтированы в одном блоке, который устанавливается перед радиатором двигателя трактора.
Рис. ГУР трактора МТЗ-80 (МТЗ-82): 1 — червячный; 2 — сектор; 3 — верхний рычаг; 4 — корпус; 5 — вращающийся вал; в — сливной патрубок; 7 — сливная пробка; 8 — манжета; 9 — гайка сошки; 10 — сошки; 11 — нижний рукав; 12 — всасывающая труба; 13 — рейка; 14 — железнодорожная остановка; 15 — катушка датчика блокировки дифференциала; 16 — прокладки; 17 — поворотный клапан датчика блокировки дифференциала; 18 — вентильный трубопровод; 19 — гидроблок; 20 — сливной фильтр; 21 — подводящий трубопровод; 22 — регулировочный болт; 23 — гайка; 21 — верхняя крышка; 25 — пробка; 26 — крышка предохранительного клапана.
Рулевое управление МТЗ-80, 82
Управление трактором МТЗ-80, 82 служит для изменения и запоминания выбранного направления движения.
Самый главный способ изменить направление движения — повернуть передние управляемые колеса в горизонтальной плоскости по отношению к задним. Рулевое управление должно обеспечивать правильную кинематику поворота и безопасность движения, малые усилия на рулевом колесе, а также предотвращать передачу ударов от неровностей поверхности на рулевое колесо. Рулевой механизм увеличивает усилие водителя за рулем и повышает точность рулевого управления.
Благодаря этому возможно управление трактором при неработающем гидроусилителе, например при резкой остановке двигателя, что повышает безопасность движения. Гидроусилитель (ГУР) облегчает управление и повышает безопасность движения.
Гидроусилитель МТЗ-80, 82, использующий энергию двигателя для поворота и удержания колес, повышает маневренность трактора и обеспечивает управляемость в сложных условиях, например при внезапном повреждении шин.
При движении по неровной и труднопроходимой местности гидроусилитель снижает ударные нагрузки на рулевое управление, снижает вероятность его повреждения и повышает безопасность рулевого управления. Рулевое управление МТЗ-82, 80 состоит из рулевого червяка и привода. Через рулевой механизм усилие на рулевом колесе передается на рулевое колесо.
Рулевой привод передает усилия от рулевого механизма на управляемые колеса. Рулевое управление механическое с гидроусилителем. Рулевой механизм и гидроусилитель с датчиком автоматической блокировки дифференциала составляют единый узел и расположены в передней части трактора.
Поэтому рулевой механизм предназначен для передачи усилия от рулевого колеса на рулевой механизм и гидроусилитель.
Назначение ГУРа
Прежде чем более подробно изучить устройство рулевой колонки МТЗ 80, а также возможные неисправности этого важного устройства, рекомендуется более подробно ознакомиться с его назначением и функциями. Гидроусилитель руля тракторной техники МТЗ предназначен для уменьшения усилий водителя при совершении маневров при управлении транспортным средством.
Если изучить конструкцию трактора, то можно сделать вывод, что это устройство как бы находится между рулем и колесами трактора. Все узлы рулевого управления, а также элементы гидравлики установлены под радиатором.
Перечень узлов
Когда вы планируете разобраться, как отремонтировать рулевую колонку МТЗ 80 своими руками, следует изучить конструкцию этого узла. Усилитель руля оснащен отдельной гидравлической системой, которая не зависит от аналогичных элементов, входящих во внутреннюю конструкцию трактора.
Основными элементами гидросистемы управления являются распределитель, насосные агрегаты дозатора и цилиндра, а также датчик автоматической блокировки заднего моста автомобиля. Рассматривая конструкцию гидроусилителя более подробно, необходимо упомянуть о следующих важных элементах:
- корпус, где расположен маслобак, служит для крепления большинства деталей и элементов ГУР;
- насос, за счет которого можно перемещать масло в гидросистеме;
- сектор, контактирующий с рулевым управлением, расположен на вращающемся валу;
- вращающийся вал, оснащенный 3-мя опорными элементами;
- рейка, передающая движение поршня сектору;
- катушка, установленная на одном конце червячной передачи рулевой колонки;
- фильтр, служащий для очистки масла, циркулирующего в гидравлической системе;
- предохранительный клапан, основное назначение которого – защита устройства от избыточного давления.
Если вы хотите узнать, как устранить неисправность рулевой колонки, вам необходимо обратить внимание на еще один важный элемент конструкции – автоматическую систему блокировки. Он предназначен для блокировки дифференциала заднего моста и включает в себя несколько компонентов.
Возможные неисправности
Продукция Минского тракторного завода отличается высоким качеством, отличными техническими характеристиками и долгим сроком службы, но со временем может потребовать ремонта и регулировки. Владельцам тракторов МТЗ приходится сталкиваться с несколькими типичными неисправностями ГУР, к которым относятся:
- тугой руль;
- трактор не поворачивает в нужном направлении;
- есть задержки в работе узла.
Для устранения подобных неисправностей настоятельно рекомендуется разобрать узел и провести дефектовку отдельных элементов, после чего заменить поврежденные детали на новые. После проведения работ нужно установить устройство на место, а затем отрегулировать его.
Настройка и ремонт
При необходимости улучшить гидроусилитель руля МТЗ 80 или устранить мелкие поломки достаточно провести детальную настройку этого механизма. Для этого желательно следовать следующей инструкции:
- Ослабьте основной болт, расположенный в месте зацепления «сектора червяка».
- С помощью гаечного ключа поверните втулку по часовой стрелке до упора, затем поверните ее на 1-1,2 см в обратном направлении.
- Затяните главный болт, запустите двигатель и проверьте правильность вращения рулевого колеса.
- При обнаружении заедания увеличьте зазор зацепления, повернув втулку против часовой стрелки.
- Отрегулируйте соединение сектор-рельс, уменьшив толщину прокладок до упора. Определить внешнее положение можно по зазору между рейкой и упором, который будет достигать 0,1-0,3 мм.
- Затяните упорные подшипники сферической гайкой, стараясь не перетянуть.
Помимо регулировки узла может потребоваться проведение технического обслуживания, что поможет поддерживать ГУР в оптимальном состоянии. Чаще всего требуется промывка масляного фильтра, что можно сделать, подняв вкладыш, демонтировав маслопровод и крышку.
Некоторые неисправности, такие как затрудненное вращение, могут указывать на недостаточное количество жидкости в гидравлической системе, неправильную центровку или изношенные уплотнительные кольца цилиндра.
Мероприятия по ремонту гидрорулевых механизмов трактора представляются достаточно сложными, требуют специального оборудования для контроля за их выполнением. В некоторых случаях может быть проще установить блок ГУР МТЗ 80, что позволит избежать проблем с поиском сломанных элементов. Для этого потребуется:
- Убедитесь, что система маслопровода герметична.
- Установите собранный механизм на специальные втулки, расположенные на передней балке полурамы.
- Монтируем рулевой вал в колонку, а также устанавливаем другие элементы.
Покупка навесного гидроусилителя кажется гораздо более дорогим решением, чем последовательная регулировка и дефектовка деталей, но позволяет быстро решить возникшие проблемы.