- Трансмиссия
- Переделка мотороллера «Муравей» в каракат
- Какие детали и инструменты нужны
- Что такое «каракат»
- Кабина водителя
- Переломка. Откуда такое название?
- Распространенные модели
- Этапы изготовления
- Болотоходы переломки с двигателем Лифан
- Инструкция по созданию гусеничной модели
- Самодельный каракат из мотоблока своими руками
- Преимущества и недостатки самодельной конструкции
- Возможности использования
Трансмиссия
На выходной вал двигателя (Lifan 182FD или аналогичный) устанавливается ведущий шкив диаметром 95 мм. Шкив имеет пять канавок профиля «А». Четыре из них предназначены для ремней привода сцепления и один (крайний) – для привода генератора или гидронасоса. Валы на разных моторах не одного размера и с разной шириной шпоночного паза, так что тут надо быть осторожным.
Длина ремней профиля «А» (генератор от дизеля Д-240) 1250 мм. Ремни натягиваются роликом с двумя пружинами. Ролик вращается в двух подшипниках 180203. Ось для удобства входит в подшипники «скользящей» посадкой, то есть достаточно свободно (от руки). При затягивании гайки оси внутренние кольца подшипников зажимаются между прокладками и не вращаются.
Ведомый шкив диаметром 260 мм установлен на опорном валу, который вращается в двухрядном подшипнике от переднего колеса автомобиля ВАЗ-2108. К концу опорного вала приварена шлицевая втулка от диска сцепления «Жигули». К этой втулке относится первичный вал коробки передач (КПП) от ВАЗ-2106.
Отверстия в шкиве для крепления его к валу просверливаются под фланец карданного вала «Жигулей». Это сделано для универсальности использования данного шкива. Повторяться вообще не нужно, можно расположить отверстия на шкиве и фланце вала под углом 90°.
Выходной вал коробки передач срезан до начала шлицев. Фланец карданного вала «Жигулей» установлен на шлицах. Затем трубка вала отрезается до нужной длины. Второй фланец кардана прикручен к входному валу цепного редуктора, к которому приварена звездочка (z=13, шаг 19,05 мм). Сам первичный вал вращается в конических подшипниках от передней ступицы Жигулей, которая в свою очередь прикручена болтами к подвижной пластине. Изменяя положение пластины, можно регулировать натяжение цепи.
Переделка мотороллера «Муравей» в каракат
Этот автомобиль представляет собой практически готовый внедорожник. Требуются лишь незначительные модификации. Недостатком конструкции является маломощный двигатель (11 л.с.). Его рекомендуется заменить на 2-цилиндровый, например, Лифановский.
Какие детали и инструменты нужны
Тебе понадобится:
- Мост от заднеприводного автомобиля, например ВАЗ или АЗЛК.
- Редукционное оборудование.
- Полуоси с ШРУС от легкового автомобиля «Ока».
- Профилированная труба.
Инструменты и приспособления:
- сварочный аппарат;
- болгарка или ножовка;
- сверлильный станок или сверлильный станок;
- рулетка;
- гаечные ключи;
- отвертки;
- молоток;
- мел (для разметки).
Кисти необходимы для покраски металлических конструкций.
Что такое «каракат»
Когда впервые видишь такую машину, невольно задумываешься, а хорошие ли у нее ходовые качества, так как со стороны может показаться, что машина очень громоздкая и непростая. На самом деле все с точностью до наоборот. Прочная подвеска, сваренная из стальных труб с шарнирными соединениями, позволяет выдерживать самые сильные нагрузки. Управление таким механизмом не очень сложное, поскольку имеет простой принцип, основанный на стандартной червячной передаче. Даже Каракат с Урала показывает хорошие характеристики, не говоря уже о простоте обслуживания и доступности запчастей по сравнению с внедорожниками с завода.
Секрет успеха такого изобретения заключается в оригинальной идее – на основе готовых агрегатов создать доступный вездеход на пневматике. В конструкции караката можно использовать детали от мотоциклов, мопедов, грузовых и легковых автомобилей, что дает широкий простор для творческого подхода к проектированию модели.
Есть проекты, даже карат с заднего тягача. Естественно, для изготовления такой машины требуется задний тягач среднего или тяжелого класса.
Каракат представляет собой самодельный вездеход, оснащенный тремя или четырьмя колесами с шинами низкого давления, который передвигается за счет использования двигателя внутреннего сгорания. В качестве силовой установки могут использоваться самые разные двигатели, начиная от Иж и заканчивая Уралом, все зависит от мощности проектируемого караката.
Подвеска в большинстве случаев сваривается самостоятельно и состоит из двух независимых систем, которые крепятся друг к другу при помощи усиленного шарнирного соединения. И, наконец, самая впечатляющая часть автомобиля – это колеса, следует отметить, что это может быть и самая дорогая часть конструкции, поэтому многие люди решают сделать шины низкого давления своими руками.
Кабина водителя
Место водителя расположено за моторным отсеком и отделено от него перегородкой из дюралюминиевого листа на каркасе из труб сечением 20×20 мм. Кабина полузакрытая (без дверей и задней стенки). Сиденье от легковой Газели. Под сиденьем аккумулятор на 60 Ач. Рулевая колонка переделана от Жигулей (ВАЗ-2106), оттуда же взята верхняя часть рулевого карданного вала. Его нижняя часть изготовлена из профильной трубы 20х20х2 мм, пересекаемой рулевым карданом 2141 «Москвич». Рулевой механизм («грабли») также позаимствован у М-2141.
Педальные узлы — от «Жигулей». Их расположение такое же, как и на автомобиле. Педаль сцепления соединена с натяжным шкивом ремня сцепления с помощью троса. Тормоза — редукторные, диск установлен на валу ведомой шестерни. Педаль соединена штоком с главным тормозным цилиндром (от сцепления УАЗ), который приводит в действие суппортный тормозной цилиндр (от ВАЗ-2108). Педаль газа самодельная, соединена с карбюратором тросом Боудена.
Под рулевым колесом находится панель, на которой находится тумблер включения фар, тросовая рукоятка воздушной заслонки карбюратора, кнопка звукового сигнала и выключатель массы».
Вездеход «Бобик» неоднократно модернизировался, у него даже есть несколько подобных экземпляров, разошедшихся по разным владельцам. Поэтому некоторые рисунки могут как-то не совпадать с изображениями на фотографиях.
Переломка. Откуда такое название?
Поломка вездехода называется так, из-за особенности конструкции. Он состоит из двух полурам, которые сблокированы друг с другом. Полурамки независимы, что очень важно. Они могут произвольно перемещаться относительно друг друга по горизонтали, подниматься и опускаться в вертикальной плоскости. За счет такой конструкции обеспечивается именно высокая прозрачность переломов, и как следствие их большая популярность среди населения. У таких вездеходов почти никогда не болтаются колеса, что гарантирует отличное сцепление с дорогой.
Если продолжать говорить о конструкции внедорожников, то можно отметить, что подобная техника в большинстве своем штучная, поэтому у каждого автомобиля своя комплектация. Конечно, общий принцип устройства тот же: двигатель, коробка передач, сцепление, большие колеса, как правило, с шинами низкого давления. Но у каждой модели есть особенности. Например, один конструктор устанавливает на технику двигатель от Оки, а другой считает, что правильнее впихнуть двигатель от Москвича.
Однако при изучении тем на форумах любителей бездорожья можно прийти к выводу, что уже есть типичные примеры нарушений внедорожников, которые дублируют, модифицируют и создают на их основе новые модели.
Распространенные модели
Среди самодельных конструкций наибольшее распространение получили вездеходы из 2-х секций; трехсегментные машины изготавливают редко, так как из-за увеличенной длины они обладают малой маневренностью. Агрегаты оснащены 2 валами с постоянной работой. Есть модификации с дополнительным передним мостом. При этом в подвеску вводится листовая рессора от грузовиков «ГАЗель», которая крепится на балансире.
Наиболее распространенные конструкции:
- Конструкция с двигателем Lifan, который соединен с коробкой передач от классических автомобилей ВАЗ с ременной передачей. Для управления машиной может использоваться червячная передача или рейка от переднеприводных автомобилей «Жигули», которая соединяется тягой с рычагом, надежно прикрепленным к поворотному кулаку. Спереди установлено жесткое сиденье для водителя, есть возможность установить сиденье от автомобиля с поролоновым наполнением. Задний отсек используется для перевозки грузов или людей; на некоторых машинах установлен брезентовый тент.
- Компоновка с силовым агрегатом жидкостного охлаждения с 2 или 4 цилиндрами, заимствованная у автомобилей ВАЗ или техники иностранного производства. Преимуществом внедорожников является повышенный запас хода и педальное сцепление. Вакуумный усилитель тормозов сохранен; для привода механизмов используется гидравлика. Машины тяжелее; для сохранения низкого давления на грунт используются шины с увеличенной шириной протектора.
- Редкая модификация внедорожника 6х6 с балансирной подвеской на 2 задние оси, что позволяет установить грузовой отсек повышенной вместимости. В системе трансмиссии могут использоваться карданные валы или шаровые шарниры от переднеприводных автомобилей.
Читайте также: JCB погрузчик — все о фронтальных погрузчиках джисиби: технические характеристики, модельный ряд (456, 456 zx, 426)
Этапы изготовления
Итак, как сделать каракат своими руками и получить себе надежного, неприхотливого помощника не только для домашнего хозяйства, но и для полноценного мужского отдыха – рыбалки и охоты? Для этого необходимо выделить основные этапы проектирования чудо-вездехода:
- Выбор фундамента для будущего караката. Здесь можно использовать раму от имеющегося мотоцикла ИЖ, или даже УРАЛ, что зависит от финансовых возможностей владельца, а также того, что есть под рукой. Следует отметить, что каракат Иж обладает большей маневренностью, что делает его использование наиболее востребованным в условиях тундры, леса, а также на пересеченной местности — большие перепады высот, косогоры и овраги.
- Конструкция подвески и заднего моста. Здесь балки используются вместе со стойкой, рулевой втулкой и специальной рейкой, в результате получается независимая задняя и передняя подвеска. Для всех видов самодельных каракатов очень важно выполнить именно такую подвеску, так как она придает самоходке маневренность и мягкость, особенно при проезде по пересеченной местности.
- Крепление колес. Важно отметить, что все виды этих внедорожников, включая даже муравьиный каракат, оснащаются не самими колесами, а камерами от грузовиков. Камера крепится к подвеске с помощью металлической ступицы, к которой прикручены неподвижные хомуты, оплетающие колесо поперек. Именно камеры низкого давления КамАЗов, Уралов, а также их прицепов, в том числе больших К-700, обеспечивают легкое управление, что позволяет безопасно управлять таким вездеходом.
- Установка двигателя и связанных с ним систем передачи крутящего момента на ведущие колеса. После того, как подвеска с колесами установлена на раму караката, можно приступать к установке двигателя, а также всех сопутствующих систем – сцепления, тормозов и выхлопной системы. После этого каракатэ тестируется, после чего его можно полностью использовать.
Болотоходы переломки с двигателем Лифан
Определив форму вездехода, можно приступать к токарным работам. Для этого шаг за шагом следуйте приведенным ниже инструкциям.
Нужно подготовить четырехтактный вариатор от скутера. Его удобство заключается в простой регулировке скорости сцепления и работы. Подобные коробки передач устанавливаются на двигатели мощностью до 14 л.с.
Затем стоит сделать заднюю ось караката и конусы. Затем можно переходить к изготовлению фланцев для колес.
Сиденье желательно сделать по стандартной технологии. Смажьте форму воском и поместите на нее стеклоткань. Его необходимо несколько раз пропитать смолой. Затвердевшее сиденье следует вынуть из формы, прикрутить болтами к раме квадроцикла и покрасить для улучшения внешнего вида.
Коробку передач надо брать от Хонды. Хотя можно использовать передачу от Оки. Редуктор должен быть установлен на каракатной раме.
Инструкция по созданию гусеничной модели
Схемы создания самостоятельно построенных внедорожников в целом очень похожи. Однако создание модели гусеницы имеет свою специфику. Основные аспекты перечислены в инструкции ниже.
- Чтобы сделать вездеход с гусеничным шасси, необходимо начать с установки кузова: он должен обладать высокой прочностью и водостойкостью. Для создания жесткой основы при монтаже используются стальные трубы – они выдерживают большие нагрузки.
- Тогда вам придется установить гусеницы самостоятельно. Для этого используется листовая резина, из которой делают резину кольцевого типа. Снаружи крепятся алюминиевые листы. Сзади крепятся ограничители: важно, чтобы ширина их шага была не больше ширины шага колеса. Мосты выводятся через отверстия в корпусе с использованием для защиты специальных резиновых муфт. При этом полоса крепится так, чтобы и переднее, и заднее колесо помещались между ограничителями.
- Для поддержки ремня между основными колесами устанавливаются дополнительные колеса. Стоит отметить, что после выполнения всех работ нужно установить прочное стекло, не пропускающее грязь в салон автомобиля.
При создании последующих деталей и элементов конструкции необходимо проверять их работоспособность и прочность. Чтобы внедорожник будущего был по-настоящему надежным, он должен иметь как минимум пятикратный запас прочности.
После тестирования всех частей внедорожника и доводки работ стоит оценить, как поведет себя устройство в реальных условиях, и только после этого приступать к постоянной эксплуатации.
Самодельный каракат из мотоблока своими руками
Классический самодельный вариант, когда из мотоблока делается каракат, без проблем может передвигаться со скоростью ниже 70 километров в час, что является отличным показателем для ряда дорог с плохим покрытием. А при их отсутствии такое транспортное средство будет просто необходимо.
Устройство способно выдерживать значительные нагрузки, чему способствует достаточно прочная и надежная подвеска, сваренная из подготовленных стальных труб. Конструкция соединена петлями, гарантирующими легкость перемещения и выполнение даже самых необычных маневров. Правда, управление этим устройством требует определенной сноровки, ведь исполнение не предусматривает наличие червячного редуктора. Ниже приведен типичный чертеж самодельного караката.
Преимущества и недостатки самодельной конструкции
В условиях кризиса решающим моментом, затрагивающим многие сферы жизни и производства, является вопрос об экономии денег. Именно это обстоятельство толкает многих энтузиастов на самостоятельное производство не только минитракторов, но и другой сельскохозяйственной техники.
Современные зернодробилки достаточно компактны и энергоемки, просты в эксплуатации и радуют своих владельцев. Бытовая зернодробилка – идеальна по соотношению цена-качество.
Для облегчения труда и повышения производительности для обработки почвы на даче были изготовлены различные типы ручных культиваторов — бензиновые, электрические, ручные, легкие и тяжелые. Перейдя по ссылке, познакомьтесь с ручным культиватором для дачи.
В последнее десятилетие среди дачников и огородников стало известно устройство – опрыскиватель, который имеет название «Жук». Вот вся информация об этом удивительном устройстве.
Этот факт становится во многом решающим, особенно для сельской местности, где давно нет работы и, как следствие, нет денег. Все люди, живущие в деревнях и хуторах, имеют свое личное хозяйство, которое кормит их круглый год.
Помимо очевидной экономии средств, самостоятельный монтаж имеет ряд преимуществ:
- Благодаря своим компактным размерам самодельный прибор способен работать на достаточно небольших участках. Учитывая, что большинство частных садов небольшие, это обстоятельство становится важным, ведь использование крупной техники в данном случае нецелесообразно.
- Быстро достигается окупаемость – буквально за один сезон. Это следствие экономии на комплектующих, о которой говорилось ранее.
- Неплохие показатели производительности, демонстрирующие самодельное устройство.
Однако, как бы этого не хотелось, самодельные минитракторы имеют и определенные недостатки, о которых необходимо констатировать:
- При сборке возникает определенная проблема с поиском нужных деталей и запчастей.
- Следствием предыдущей проблемы является вопрос ремонта, ведь при выходе из строя определенной детали найти ее будет достаточно сложно.
- Самостоятельный монтаж требует определенных знаний технологии, а также умения работать со сварочным аппаратом и токарным станком. Другими словами, сборка не для всех.
- Из-за того, что полноприводный самодельный минитрактор в основном изготавливается из старых комплектующих, это может сказаться на частоте поломок техники.
Как видим, недостатков много. А вот на бытовом уровне самостоятельная сборка становится чуть ли не единственным вариантом, ввиду его относительной дешевизны.
Возможности использования
Часто каракаты называют просто пневматикой, что связано с колесами низкого давления, обеспечивающими отличную проходимость. В условиях болотистой местности, грязи и русел такие машины просто незаменимы, так как обладают достаточной плавучестью и могут форсировать небольшие водные преграды. Пневматика часто используется для поездок на рыбалку или охоту, причем на довольно дальние расстояния. В среднем Каракат рассчитан на скорость до 70 км/ч, что вполне достаточно с учетом плохих дорог, а то и полного их отсутствия.