Лебедка ЗИЛ-131

Тракторы и погрузчики

Коробка отбора мощности

Устанавливается на коробку передач, с правой стороны имеется люк для монтажа. КОМ с реверсом, закручивается в обе стороны. ВОМ состоит из корпуса редуктора, блока шестерен, главного вала, вала-шестерни, вилки включения, 2-х шарикоподшипников, фланца. ВОМ вращается от задней передачи к коробке передач. При установке ВОМ валы должны свободно вращаться, не закусывая шестерни, проворачивать вручную. Вал регулируется комплектом бумажных прокладок под крышкой подшипника. Техническое обслуживание ВОМ такое же, как и коробки передач.

отбор мощности зил

Назначение

Лестница пожарная АЛ-30(131) ПМ-506Д на шасси автомобиля ЗИЛ-131 относится к специальным пожарным автомобилям и предназначена для:

  • доставка к месту спасения, противопожарная работа боевого расчета, необходимого пожарно-технического вооружения и снаряжения;
  • подъем боевого состава, пожарно-технического вооружения и техники на высоту до 30 метров;
  • эвакуация людей из многоэтажек;
  • обеспечить возможность эффективного проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров на высоте;
  • подача огнетушителей с верха лестницы к очагу возгорания;
  • использовать как подъемный кран со сложенными коленями;
  • использование в качестве наблюдательного пункта в штабе пожаротушения;
  • установка прожекторов и поджигание места возгорания;
  • аварийная эвакуация людей с высоты до 20 метров (оснащена пневматическим прыжковым спасательным устройством (ППСУ-20)).

Конструкция шасси

Ходовая часть рассматриваемого автомобиля включает в себя следующие основные узлы:

  • механизмы управления;
  • беговое оборудование;
  • главная силовая передача (трансмиссия).

конструктивные особенности шасси ЗИЛ-131
К механизмам управления ЗИЛ-131 относятся:

  • гидроусилитель руля, механически связанный с передними колесами;
  • система торможения.

Беговое оборудование состоит из следующих компонентов:

  • рамка;
  • оси, на которых расположены колеса;
  • кулон.

Обслуживание и ремонт

Техническое обслуживание и ремонт ЗИЛ-131 следует проводить только при выключенном двигателе и в специально отведенном месте.

Причины, по которым необходим ремонт:

  1. Двигатель сильно нагревается и глушитель глохнет.
  2. Выработка ресурса, из-за которого выходят из строя коленчатый вал, блок цилиндров, коробка передач и другие основные узлы автомобиля.
  3. Прогар поршневого устройства.
  4. Наличие повреждений и трещин на корпусе двигателя, коробке передач и блоке цилиндров.
  5. Короткое замыкание или обрыв цепи.

Ремонт автомобилей ЗИЛ

Техническое обслуживание включает в себя замену масляной жидкости, внешний осмотр агрегатов и замену расходных материалов.

Почему не заводится, и что делать

Силовой агрегат может не запускаться из-за отсутствия топлива в системе, застоявшегося воздушного газа, забитых форсунок.

Для ремонта двигателя необходимо:

  1. Продуйте топливопроводы.
  2. Проверить работу игольчатого клапана, который находится на карбюраторе.
  3. Осмотрите топливный насос на наличие дефектов и повреждений.
  4. Выдуйте цилиндрические элементы.
  5. Запустите двигатель электростартером при полностью открытой дроссельной заслонке.
  6. Проверьте работу воздушной заслонки.
  7. Форсунки промойте ацетоном и продуйте воздухом.

Регулировка карбюратора

При правильно отрегулированном карбюраторе дроссельная и воздушная заслонки будут открываться и закрываться в зависимости от положения педали тормоза.

Регулировка карбюратора ЗИЛ

Регулировка карбюратора происходит в несколько этапов. Сначала настраивают ручной и ножной дроссели, только после этого приступают к настройке воздушной заслонки.

Регулировка ножного привода осуществляется с помощью вилки с резьбой, а ручного – с помощью хомута, установленного на конце троса привода.

При малых оборотах холостого хода двигателя разрежение из впускного коллектора через отверстие передается в систему холостого хода, после чего рабочая жидкость поступает в систему смазки.

Как выставить зажигание

Чтобы выставить зажигание на ЗИЛе, нужно выполнить следующие действия:

  1. Установить поршневой механизм цилиндра №1 в верхнюю мертвую точку.
  2. Поворачивайте коленчатый вал до тех пор, пока отверстие в шайбе коленчатого вала не совместится с меткой верхней мертвой точки.
  3. Поместите прорезь на приводной вал распределителя.
  4. Вставьте диск в разъем блока.
  5. Поверните коленчатый вал на заданный угол.
  6. Снимите крепежный болт с пластины.
  7. Включите зажигание.
  8. Поверните корпус переключателя в теплицу.
  9. Убедитесь, что провода ко всем цилиндрам установлены правильно.

Схема зажигания ЗИЛ

Регулировка сцепления

Регулировка сцепления осуществляется в несколько этапов. Первым делом необходимо отрегулировать свободный ход педали сцепления. Для этого вам нужно:

  1. Измерьте движение от центра пластины до механизма.
  2. Опустите педаль до упора.
  3. Соедините рычаг с верхней проушиной толкателя с помощью эксцентрикового штифта.
  4. Затяните стопорную гайку.

На втором этапе необходимо отладить ход сцепления. Его свободный ход не должен превышать 4 мм. Регулировка осуществляется с помощью сферической гайки.

На последнем этапе нужно отрегулировать весь ход толкателя гидроусилителя руля.

Правила пользования лебедкой

Для надежной и долговечной работы лебедки соблюдайте следующие правила эксплуатации. Как включить лебедку:

  • поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение;
  • включить скользящую муфту 1 для включения барабана лебедки;
  • выжать педаль сцепления до упора;
  • включить редуктор (наматывать или разматывать трос) в коробке 7 ВОМ;
  • плавно отпустите педаль сцепления.

Оконцовка свободного кабеля, как правило, должна вручную, не включая передачу и не выключая муфту 1, включить барабан 5 лебедки.

Лебедка

Рис. 1. Лебедка:

1 — скользящая муфта включения барабана лебедки; 2 — вилка включения барабана лебедки; 3 — трос лебедки с крюком: 4 — редуктор лебедки; 5 — барабан лебедки: 6 — рычаг управления отбором мощности; 1 — ВОМ

Для самостоятельного восстановления автомобиля:

  • размотать кабель;
  • прикрепить кабель к надежному объекту (дереву, пню и т.п.) ;
  • выключите сцепление и включите передачу, чтобы намотать трос на ВОМ;
  • включите сцепление и затяните автомобиль на 1000-1100 об/мин на коленчатом валу двигателя.

При самостоятельном движении по мокрым дорогам с задерниванием разрешается включать карданные валы на первой передаче коробки передач.

При буксировке другого автомобиля лебедкой необходимо поставить рычаг переключения передач в среднее положение и затормозить автомобиль.

После буксировки себя (или буксировки другого автомобиля) необходимо:

  • зацепите тросовый крюк за передний буксировочный крюк;
  • выключите сцепление и включите передачу, чтобы намотать трос на ВОМ;
  • включите сцепление и осторожно натяните трос,
  • установите рычаг управления ВОМ в нейтральное положение.

Схема использования лебедки с помощью блока

Рис. 2. Схема использования лебедки при использовании блока:

а — при самовытаскивании, б — для изменения направления вытягивания при вытаскивании другого автомобиля, в — для увеличения усилия при вытаскивании другого автомобиля.

Для увеличения тягового усилия (свыше 4500 кгс) при самобуксировке следует использовать блок (полиспаст) (рис. 2, а), который следует прикрепить к неподвижному предмету, выбранному в качестве опоры, а крюк троса лебедки за передний крюк прицепа автомобиля.

Для изменения направления (рис. 2, б) тяги при вытаскивании другого автомобиля блок (полиспаст) крепят к неподвижному предмету, служащему опорой, а крюк троса лебедки зацепляют за «буксировочный «Крюк вытаскиваемой машины.

Для увеличения тяги при вытаскивании другого автомобиля (рис. 2, в) блок (полиспаст) прикрепляют к крюку вытаскиваемого автомобиля, а крюк троса лебедки прикрепляют к неподвижному предмету, служащему опорой поддерживать.

При использовании лебедки не допускается:

  • тяговое усилие на тросе без использования шкива более 4500 кгс;
  • рабочая длина троса более 65 м, при этом на барабане должно оставаться не менее трех-четырех витков;
  • частота вращения барабана при намотке троса под нагрузкой более 15-16 об/мин,
  • температура масла в редукторе при работе лебедки более 130°С;
  • угол наклона троса по отношению к оси автомобиля (в горизонтальной плоскости) более 15°. Для больших углов используйте блок (полиспаст).

При работе с лебедкой категорически запрещается:

  • используйте трос лебедки для буксировки автомобиля;
  • включить заднюю передачу на автомобиле при работающей лебедке;
  • находиться рядом с канатом или между канатами (при использовании шкива) и корректировать укладку катушек каната во время работы лебедки;
  • в отверстие карданного шарнира вместо специальной английской чеки вставить болты или другие детали;
  • переключать передачи во время подтягивания автомобиля;
  • начать движение автомобиля с отсоединенным от оси барабаном лебедки.

Читайте также: Зил 45065 — технические характеристики

Принцип работы лебедки и других узлов грузовика ЗИЛ-131

Лебедка ЗИЛ-131 – это механизм, необходимый для самостоятельной буксировки автомобиля при преодолении сложных участков дорог.

lebedka-zil-131-v-sbore.jpg

Блок (полипласт) лебедки

Каждая машина с лебедкой комплектуется полипластиковым блоком. С помощью этого блока вы можете удвоить мощность лебедки, так как он делит усилие пополам. Трос лебедки при эксплуатации автомобиля всегда должен быть плотно намотан на барабан.

Лебедка подключается так же, как и редуктор. Выжмите сцепление, поверните ВОМ в правильном направлении и отпустите сцепление. В некоторых случаях возможна размотка троса во время движения автомобиля.

полипластиковый блок

Важное при эксплуатации лебедки

  1. Не тяните трос до конца, оставшийся трос должен быть на 4 витка на барабане. Рабочая длина троса 65 м, общая длина 70 м.
  2. Температура масла в картере не должна превышать 130 градусов.
  3. натяжение каната не должно превышать 45 кН. В других случаях используйте шкив.
  4. Включите раздаточную коробку ВОМ и натяните трос вручную.

схема лебедки зил

Запрещается при использовании

  1. запрещается включать задний ход при работающей лебедке.
  2. Когда лебедка сильно загружена, передача не может быть включена.
  3. Запрещается буксировать другое транспортное средство лебедкой.
  4. При работе лебедки запрещается находиться рядом с тросом и не выравнивать трос в барабане лебедки.
  5. При перегреве лебедки в редукторе необходимо прекратить работу и выяснить причину перегрева.

деревообрабатывающее оборудование

Лебедка ЗИЛ-131

На автомобиль ЗИЛ-131 установлена ​​лебедка, предназначенная для вытягивания автомобиля даже при преодолении сложных участков дороги, а также для помощи другим автомобилям, застрявшим на дороге. Лебедка (рис. 91) устанавливается в передней части автомобиля и крепится болтами к переднему бамперу и к передней поперечине рамы. Передний буфер крепится болтами к специальным съемным удлинителям.

Лебедка приводится в движение карданным валом от коробки отбора мощности, установленной на редукторе. Передаточное число редуктора лебедки 31. Предельное тяговое усилие лебедки 50 кН (5000 кгс). При большой нагрузке предохранительный штифт, установленный в передней вилке и конце карданного вала, срезается и предохраняет трос лебедки от обрыва. Общая длина лебедки 72 м. Рабочая длина троса 65 м. Барабан 12 лебедки свободно вращается на валу. Для предотвращения утечки масла из редуктора на вал барабана между редуктором 11 на лебедке и барабаном 12 устанавливается крышка с сальником.

Особенности

На базе универсального шасси указанного грузовика выпускались различные модификации специальных автомобилей. Среди них:

  1. Пожарные машины.
  2. Грузовики и танкеры.
  3. Дозаторы масла.
  4. Автоцистерны.
  5. Аэропортовые тягачи с увеличенным массовым показателем.

Для военных лабораторий, мастерских, радиостанций, штабных версий использовались стандартные универсальные герметичные корпуса. Их оснастили специальными системами фильтрации, которые забирают воздушные массы снаружи и доставляют их в фургон, при этом дезинфицируя салон.

Характеристики и вес автомобиля ЗИЛ 131

Параметры рассматриваемого грузовика:

  • длина/ширина/высота (мм) – 7040/2500/2510;
  • колесная база (мм) – 3350/1250;
  • дорожный просвет (под передним мостом/в районе промежуточного и заднего привода) (мм) — 330/355;
  • колея колес спереди и сзади (мм) – 1820;
  • минимальный радиус поворота (мм) — 1002;
  • шина — 12.00/20;
  • размеры грузовой платформы (мм) — 3600/2320/569;
  • погрузочная высота (мм) — 1430;
  • масса пустого ЗИЛ 131 (снаряженная) (кг) — 5275 (6135);
  • показатель грузоподъемности (по шоссе/грунту) (т) – 5,0/3,5;
  • общая масса тележки с лебедкой (кг) — 10425.

Нагрузка на дорогу от массы автомобиля распределяется следующим образом: передняя ось — 2750/3045 кгс, задняя тележка — 3385/3330 кгс.

Особенности грузовика

Кузов, позволяющий его использовать, расположен на приборной панели внутри кабины и представляет собой стандартный двухпозиционный тумблер из металла.

Передний мост также можно включить с помощью рычага переключения передач. По своим техническим характеристикам коробка передач ЗИЛ-131 относится к механическому типу.

Вторая и третья передачи оснащены специальными блокировками. Они предотвращают случайное снижение скорости при резком увеличении нагрузки на двигатель. Это чрезвычайно важно во время длительного подъема.

Для года выпуска ЗИЛ-131 оснащен довольно продвинутой электроникой.

В конструкции используется динамо-машина с большим запасом хода, а также бесконтактное зажигание с электронным блоком коммутации.

Кроме того, имеется специальное вибрационное устройство, обеспечивающее движение в течение 30 часов без остановки само по себе. Все это было ново для тех лет, когда рассматриваемый автомобиль начал выпускаться серийно.

Оцените статью
Блог про автомобили ГАЗ