- Демонтаж и разборка рабочих тормозов
- Осмотр и проверка деталей
- Рабочие цилиндры
- Главный тормозной цилиндр
- Компрессор: осмотр, разборка
- Тормозной привод
- Анализ исправности тормозных аппаратов
- Снятие и разборка деталей рабочего тормоза
- Протекание воздуха из соединений трубопроводов
- Устройство тормозного механизма автомобиля Урал 4320 и 5557
- Процесс регулировки тормоза
- Основная информация
- Принцип функционирования механизма торможения
- Неисправности системы торможения
- Особенности тормозной системы «УРАЛ» с пневматическими тормозами от компании «WABCO»
- Как прокачать и отрегулировать
- Главный тормозной цилиндр
- Первый шаг – проверка системы.
- Вспомогательный тормоз
- Особенности
- Рекомендации
- Регулировка и прокачка
- Привод тормозного крана
- Устройство пневмогидравлического привода
- Оценка состояния сигнализатора неисправности
- Неисправности тормозной системы «Урала»
- Порядок прокачки тормозов
- Как прокачать тормоза
- Когда нужно прокачивать тормоза
- Как прокачать тормоза без помощника
- Ошибки при прокачке тормозов
- Ремонтные работы
Демонтаж и разборка рабочих тормозов
Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности, установите домкрат под мост и поднимите его. Дальше:
- снимите колесо, а затем кожух ступицы;
- открутить крепеж, который держит шланг насоса;
- вытащить полуось;
- плоскогубцами отогните шайбу и открутите гайку;
- снимите ступицу вместе с тормозным барабаном и подшипником внутри;
- вытяните пружину сжатия на тормозных колодках и суппортах (эти элементы необходимо очистить от грязи).
Затем нужно открутить трубопроводы вместе с болтами, чтобы снять рабочий цилиндр. Затем необходимо демонтировать экран вместе с войлочным сальником. Снимите тормозной кран, пневмоусилитель, компрессор, которые легко разбираются. Есть предупреждение: не перекручивайте пробку при разборке главного цилиндра. И еще: компрессор ГК тоже лучше не трогать (разве что в экстренных случаях). Седла клапанов выпрессовываются после снятия направляющих клапанов пассатижами.
Осмотр и проверка деталей
После промывки тормозных накладок в бензине их необходимо просушить и обработать мелкозернистой наждачной бумагой (подойдет и металлическая щетка). Эти детали заменяются, если расстояние до вершины заклепок меньше 0,5 мм. Для обработки кулака вместе с блоком между ними необходимо поместить пластину толщиной 0,98-1 мм. Токарная обработка барабана необходима, если глубина канавки более 1 мм.
Рабочие цилиндры
Их подвергают хонингованию при наличии на них следов ржавчины и механических повреждений в виде царапин. Осмотреть поршни, манжеты: при сильном износе заменить детали. На резиновом покрытии цилиндра не допускаются трещины, сквозные порывы ветра, разрывы. Для замены колпачков нужен специальный инструмент.
Главный тормозной цилиндр
Осмотрите его зеркало: царапины, царапины не допускаются — элемент подлежит замене. При наличии следов ржавчины цилиндр можно отшлифовать. В дальнейшем при установке используйте новые манжеты. Взгляните на поршень: необходимо вставить новый, если износ деталей тормозной системы слишком велик. Манжеты меняют, если на них появляются признаки отека.
Компрессор: осмотр, разборка
Осмотрите кузов: на нем не должно быть трещин и других механических дефектов. Внимательно осмотрите сопрягаемые поверхности, где не допускаются зазубрины и перегибы. Полости должны быть чистыми внутри (без отложений). Все поверхности корпуса должны находиться в одной плоскости: разница не более 0,5 мм.
Следующий момент – осмотр контактов, где находятся подшипники коленчатого вала. Максимальный износ гнезд не может превышать диаметр 72,05 мм. Наибольшее значение износа впускного клапана 0,8 мм, допустимое отклонение плоскостности 0,01 мм. Осмотрите разгрузочный поршень: на нем отсутствуют трещины, следы сильного износа. Верхняя и нижняя головки шатуна по осям должны быть параллельны: для длины 10 см погрешность не может превышать 0,07 мм.
Тормозной привод
Очистите, промойте в бензине и осмотрите элементы. При наличии повреждений (особенно трубопроводов) детали подлежат замене. Им необходимо уделить особое внимание: это касается монтажа на мосты. Трещины и царапины на тормозных шлангах также не допускаются.
После завершения всех работ необходимо прокачать тормозную систему. Используйте только жидкость, рекомендованную производителем автомобиля. Смешивание разных составов не допускается.
Анализ исправности тормозных аппаратов
Оценить исправность тормозных барабанов УРАЛ 5557 можно, если проанализировать давление на выходе из каждой камеры тормозного крана и работу поршня тройной защиты.
Сначала включаем датчики контроля провода от тормозного крана к усилителю. Когда показатель в узле станет 650-800 кПа, педаль стоп-системы необходимо выжать до упора. Тогда давление на спецоборудование будет равно давлению в узле.
Если значения расходятся, оцените и откалибруйте люфт и весь ход педали тормоза. Затем необходимо поднять давление в системе до 800 кПа — до срабатывания контроллера заглушить двигатель и выпустить воздух из цилиндра.
Направления! При включении педали давление на первом датчике равно давлению в узле, а на втором — нулю.
Затем снизить давление до 500 кПа. Для этого просто активируйте педаль несколько раз. Затем включите двигатель. При давлении 600 кПа давление в сборке должно увеличиваться.
Аналогичные манипуляции следует провести с контурами центрального и заднего моста.
Далее рассмотрим состояние единственного защитного штампа. Для этого необходимо подключить к камере манометр, предварительно выпустив воздух из всех камер. Теперь наполним камеры сжатым воздухом и оценим работоспособность устройства. Стоит отметить, что воздух должен поступать после давления 550 кПа.
Теперь нужно оценить величину давления на соединительные головки.
Также нужно подключить манометр, только тогда головка типа «Б» соединяется с головкой типа «А» вместе с прибором. Затем заполняйте воздухом, пока насос не выключится. В результате показатели давления составляют 500-520 кПа. Затем запускаем тормозную систему. Устройство должно отображать «0».
После этого нужно проанализировать объем давления на соединительных головках станции. В первом значение равно нулю, а во втором значение равно показателям системы.
Для правильной работы привода слейте лишнюю влагу из цилиндров. Это следует делать при наличии воздуха в сборке.
При удалении влаги система наполняется воздухом до нужной нормы.
Снятие и разборка деталей рабочего тормоза
- Снимите колесо и ступицу с тормозным барабаном, очистите тормозной механизм от грязи и промойте.
- Используя монтажную лопату как рычаг, отсоедините возвратную пружину 2.
- Снимите фиксирующие зажимы 9, колодки 8 и тормозные колодки 6 с осей 11 колодок.
- Отсоедините трубку подачи тормозной жидкости от колесного цилиндра 1, отверните болты крепления ее к щитку и снимите цилиндр в сборе.
- При необходимости ослабьте винты и снимите тормозной щит.
- Если накладки или колодки в сборе не подлежат замене, не рекомендуется отворачивать гайки 12 и вращать валы 11 в кронштейне щита, что позволит колодкам занять прежнее положение относительно тормозного барабана при установке, а , следовательно, облегчит регулировку зазоров между накладками колодок и тормозным барабаном.
- При разборке рабочего цилиндра снимите верхние пружины 1 (рис. 3), крышки 2 в сборе с поршнями 4.
Протекание воздуха из соединений трубопроводов
Для устранения этой проблемы необходимо подтянуть соединительные шайбы. Момент затяжки для трубопроводов разного диаметра (Ø) разный.
- Ø 6 мм — макс. 18 Нм (1,8 кг/см).
- Ø 10 мм — макс. 35 Нм (3,5 кг/см).
- Ø 14 мм — макс. 45 Нм (4,5 кг/см).
Во избежание возможной неисправности соединительных элементов при затяжке фитингов момент затяжки не должен превышать 50 Нм (5 кг/см).
Совет! Для оценки работоспособности стоп-сигнала необходимо нажать на педаль в момент, когда в пневмоблоке есть воздух под давлением.
Устройство тормозного механизма автомобиля Урал 4320 и 5557
Рабочая тормозная система автомобилей Урал обозначенных марок предназначена для обеспечения плавного торможения автомобиля, частичной или до полной остановки, вне зависимости от скорости его движения до торможения, особенностей местности (спуск или подъем), технических условий дорожное покрытие и другие факторы.
Тормозная система автомобилей Урал моделей сборки 4320 и 5557 имеет смешанный привод (пневмогидравлика), состоящий из двух контуров. При этом она отвечает за торможение всех шести колес, включая прицеп, а также передние и задние тормоза отдельно (по мостам).
Процесс торможения запускается с помощью педали тормоза из кабины, которая соединена тягами и рычагами с тормозным краном, состоящим из двух секций.
Рабочее тормозное устройство:
- Колесный цилиндр, состоящий из двух частей, расположенных в одном корпусе.
- Тормозной щит.
- Эксцентрик для регулировки, которая осуществляется поворотом болта ключом.
- Тормозные колодки установлены на опорных осях.
- Фрикционная накладка.
- Соединительные элементы — шланги, шайбы, держатели, вентили и др.
Процесс регулировки тормоза
Алгоритм регулировки рабочего тормоза включает в себя следующую последовательность действий:
- С помощью гаечного ключа необходимо повернуть до упора эксцентрики обеих тормозных колодок.
- Левый эксцентрик нужно вращать по часовой стрелке, а правый — по ходу.
- Ослабьте эксцентрики, повернув их в противоположном направлении на половину головки осевого болта, что сравнимо с поворотом ключа на 30 градусов.
- Выполните вышеуказанные действия для всех колес.
- Проверьте правильность регулировки, оценив, есть ли нагрев тормозных барабанов при движении Урала.
При регулировке тормозов важно соблюдать осторожность, чтобы не изменить заводское расположение тормозных колодок на опорные оси. Регулировать зазоры нужно только параллельно с заменой фрикционных накладок или самих колодок. Делается это путем поворота осей опор и введения специального щупа, длина которого составляет 200 мм, а толщина зависит от положения края вкладыша и может иметь значения 0,2 и 0,35 мм. Замасленные вкладыши необходимо тщательно промыть бензином.
Основная информация
Тормозная система обеспечивает изменение скорости движения автомобилей, которое происходит по сигналу автовладельца или электроуправлению. Вторая цель – сохранение автомобиля в неподвижном состоянии относительно проезжей части, во время остановки. Тормозное усилие создается двигателем машины, механизмом торможения колес машины, электронным или гидравлическим замедляющим тормозом, расположенным в коробке передач. Чтобы все ранее перечисленные функции работали, на автомобили Урал 4320 устанавливаются тормозные системы трех типов. Соответственно возникает вопрос, какие тормозные системы устанавливаются на автомобили марки УРАЛ 4320?
- Функционирующая тормозная система. Эта система используется на всех без исключения скоростях Урал 4320 для остановки или снижения скорости. И начинает работать почти одновременно с нажатием на тормоз. Этот тип является чуть ли не самым эффективным по сравнению с другими.
- Система стояночного тормоза. Необходимо держать транспортное средство на месте в течение определенного периода. Именно благодаря ей исключена возможность движения автомобиля без команды от владельца машины.
- Вспомогательная тормозная система. Вспомогательный тип используется на машинах с большим весом для остановки на различных уклонах. Очень часто бывает, что функцию этой системы обеспечивает двигатель машины, где трубопровод закрыт заслонкой.
Автомобили также оборудованы системой аварийного растормаживания стояночных тормозов, срабатыванием тормозов прицепа, сигнализацией о функционировании тормозной системы и системой контроля. Также может быть установлена резервная тормозная система, которая используется при неисправности основного блока. Тормозной узел данного типа может быть 2-х видов, автономный или частично функционирующий за счет рабочей системы.
Тормозная система автомобиля Урал 4320 оснащена следующими механизмами и устройствами:
- Тормозной механизм;
- Тормозной клапан;
- Пневматические цилиндры;
- Автоматический регулятор тормозных усилий;
- Приемники;
- Манометр;
- Датчики;
- Клапаны;
- Компрессор;
- Рычаг регулировки;
- Распределитель влаги;
- Регулятор давления;
- Пневматический трубопровод;
- Прицепной кран;
- Четырехконтурный предохранительный клапан;
- Механизм вспомогательной тормозной системы.
Принцип функционирования механизма торможения
Давайте рассмотрим принцип работы тормозной системы Урал 4320. При нажатии на педаль тормоза нагрузка будет передаваться на усилитель, создавая дополнительное сопротивление на главном цилиндре. Поршень такого цилиндра по трубопроводам гонит всю жидкость в цилиндрах к колесам машины. Кроме того, одновременно с этим процессом увеличивается давление рабочей жидкости. С помощью поршней в цилиндрах машинных колес тормозные колодки перемещаются к дискам, или барабанам.
При нажатии на педаль тормоза давление жидкости увеличивается, что приводит в действие стопорные механизмы, замедляющие вращение колес машины и создающие тормозные усилия в местах соприкосновения машины с дорогой. Также чем большее усилие прикладывается к педали, тем эффективнее и быстрее останавливаются колеса автомобиля. Давление жидкости в момент остановки может достигать от десяти до пятнадцати мегапаскалей.
В конце упора педаль перемещается под действием возвратной пружины в противоположное положение. Поршень главного цилиндра также перемещается в обратное положение. Части пружин снимаются с барабанов с помощью блоков. Тормозная жидкость поступает в главный цилиндр от цилиндров к колесам автомобиля благодаря трубопроводам. Таким образом снижается давление тормозной системы Урал 4320. Эффективность тормозной системы значительно повышается за счет использования устройств безопасности автомобиля.
Неисправности системы торможения
Основной задачей диагностики автомобиля считается обнаружение неисправности тормозной системы Урал 4320, а также их устранение с минимальным использованием средств. Кроме того, своевременное выявление неисправностей тормозной системы позволит вам избежать больших затрат, ведь вы сможете предотвратить поломки. В специализированных центрах диагностику проводят на специальном стенде, но можно провести ее и дома самостоятельно. Для определения неисправности обратите внимание на свой автомобиль и регулярно проверяйте работу основных элементов тормозной системы.
Рассмотрим алгоритм проверки индикатора состояния тормозной системы на автомобиле Урал 4320:
- Слегка ослабьте гайки крепления проводов к выключателю индикатора состояния тормозов;
- Отключаем переключатель индикатора состояния от пневмоусилителя;
- Закручиваем гайки, скрепляющие провода;
- Включаем приборы;
- Закрываем корпус переключателя на массу автомобиля и нажимаем на ключ до упора.
Если контрольный индикатор загорается, индикатор состояния тормоза в порядке. Сделайте то же самое для другого переключателя индикатора состояния. Если индикатор не загорается, его необходимо заменить.
Также нужно проверить работу пневмопривода на автомобиле Урал 4320. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
- Подключаем контрольные манометры к контрольным выпускным клапанам;
- Наполняем пневмосистему воздухом до тех пор, пока регулятор давления не начнет работать.
Обратите внимание, что в рабочих контурах привода тормозов давление должно колебаться в пределах от 650 до 800 кПа. На двухстрелочном и контрольном манометрах должно быть одинаковое давление. Регулярно проверяя основные элементы тормозной системы, можно избежать частых возникновения различных поломок.
Итак, рассмотрим основные неисправности тормозной системы Урал 4320?
- Воздушные баллоны заполняются медленно. В основном причина такой неисправности возникает из-за образования различных трещин и повреждений цилиндра.
- Баллоны с воздухом в контурах 3 и 4 заполнены не полностью. Это может быть связано с засорением трубопровода или повреждением двойного предохранительного клапана.
- Баллоны с воздухом в контурах 1 и 2 заполнены не полностью. Причиной может быть засорение патрубков и тройного клапана, а также отсутствие зазора в тройном предохранительном клапане.
- Баллоны на прицепе заполнены не полностью. Чаще всего такая неисправность возникает из-за поломки блоков управления тормозами прицепа.
- Очень высокое или слишком низкое давление в пневмобаллонах для контуров 1 и 2. В этом случае необходимо отрегулировать регулятор давления, а также проверить работу двухстрелочного манометра.
- Педаль тормоза не работает. Причиной может быть плохо отрегулированный тормозной кран, поломка клапана ограничения давления или тормозного крана, неправильно установленный привод регулятора тормозного крана, а также большое воздействие на штоки тормозной камеры.
- Резервный и стояночный тормоз неисправен. Причиной поломки может быть поломка ускорительного клапана, клапана аварийного сброса, большой удар по кулачковым тягам или неправильно установленный регулятор тормозного крана.
- Машина не снята с аварийного или стояночного тормоза. Такая неисправность может быть связана с подсосом воздуха из третьего контура, поломкой силового накопителя энергоаккумулятора, а также с поломкой атмосферного выхода ускорительного клапана.
- При использовании вспомогательной тормозной системы торможение невозможно. Такая поломка может быть связана с поломкой пневмоклапана, включающего в себя дополнительный тормоз, с поломкой демпферов или электромагнитного клапана.
- Проникновение масла в пневматические системы. В этом случае необходимо будет проверить поршневые кольца, а также цилиндры компрессора.
Особенности тормозной системы «УРАЛ» с пневматическими тормозами от компании «WABCO»
Качественная тормозная система является важнейшей мерой безопасности при управлении транспортным средством. В 1996 году WABCO первой представила тормозную систему с электронным управлением (EBS), которая производилась серийно в больших количествах. Являясь ведущим производителем в этой области, WABCO продолжает поставлять системы ABS ведущим производителям грузовиков, прицепов, полуприцепов и автобусов.
Электронное управление снижает время реакции и порог чувствительности тормозного цилиндра. При этом использование электроники позволяет более точно дозировать тормозной момент. Результат: комфортное торможение вне зависимости от загрузки автомобиля и значительное сокращение тормозного пути.
Интегрированные в систему EBS функции обеспечивают устойчивость движения и сохраняют управляемость автомобиля при торможении. Автоматическое перераспределение тормозных усилий между передней и задней осями в зависимости от нагрузки происходит благодаря системе Wheel Slip Control (DSC). Контроль тяги осуществляется за счет встроенной противобуксовочной системы. Помощь при трогании обеспечивается встроенной функцией предотвращения скольжения.
Начиная с 4 квартала 2012 года на некоторые модификации автомобилей УРАЛ устанавливается новая тормозная система с пневматическим приводом, разработанная совместно с WABCO. В тормозных механизмах вместо колесных гидроцилиндров установлены клиновидно-разжимные механизмы с пневмокамерами, изготовленные на совместном предприятии с WABCO.
В новой тормозной системе использованы следующие конструктивные решения, значительно повышающие эффективность и надежность торможения, снижающие трудоемкость обслуживания и подбора запасных частей:
- в механизме разжима клина встроена автоматическая регулировка зазора между тормозным барабаном и тормозными накладками, что исключает операции контроля и регулировки зазора в процессе эксплуатации автомобиля;
- вместо использовавшегося ранее барабанного трансмиссионного тормоза, установленного на раздаточной коробке, функцию стояночного тормоза выполняют подпружиненные энергоаккумуляторы, не требующие регулировки;
- использование клиновидно-разжимного механизма, в отличие от механизма с S-образным кулаком, позволило разместить пневмокамеры поверх балки моста, исключив риск повреждения даже в экстремальных условиях местности.
На автомобили Урал-4320 и их модификации капотной компоновки с двигателем ЯМЗ-6565 стандартно устанавливается новая пневматическая тормозная система, на автомобили Урал с двигателем ЯМЗ-536 и их модификации — возможно по желанию покупателя. Отличительной чертой наличия пневматических тормозов является наличие букв «ПН» после кода варианта, например, Урал-44202-0003511-80ПН.
В новой пневматической тормозной системе изменены конструкция и размеры следующих частей тормозного механизма:
- суппорты;
- подушечки;
- ось колодки;
- подушку оси и дополнительно установили тормозной цилиндр (механизм) с распорным клином и тормозными камерами (см рис. 1).
1-клиновой механизм, 2-тормозной суппорт, 3-тормозная камера с энергоаккумулятором
Рис. 1 центральная ось с тормозной камерой
Рис. Тормозные суппорты 2 В
Основной элемент, который необходимо учитывать, это клиновой механизм (тормозной цилиндр). Его нужно вовремя регулировать и смазывать. В случае выхода из строя замените на новый.
Для регулировки расстояния S (см рис. 3) выполните следующий прием: затяните регулировочные болты 15 с усилием до щелчка при прыжке зубьев муфты, затем отверните болт 15 на один оборот. При сборке клинового механизма все внутренние детали следует обработать смазкой. Перед установкой распорки внесите в механизм 22-25 см3 смазки, а также заполните смазкой полость под защитными втулками.
Рис. 3 Регулировка клина
Как прокачать и отрегулировать
Для выполнения регулировки необходимо:
- Поверните эксцентрики до упора, при этом правая часть вращается по часовой стрелке, а левая — против часовой стрелки. Регулировка зазора с помощью оси колодок осуществляется только при износе тормозной поверхности.
- Ослабьте регулировку на 30°.
- Проверьте температуру движущихся барабанов. В случае перегрева или недостаточного замедления отрегулируйте агрегаты.
Прежде чем прокачать тормозные шланги, доведите давление воздуха в ресиверах до нормы. Поверхности баллонов и баков должны быть тщательно вытерты от грязи.
Для снятия воздушных пробок с главного и колесного цилиндров вам потребуются:
- Снимите защитную крышку, установленную на соединении байпасной вены. После этого на трубу надевается шланг, который имеется в заводском наборе инструментов.
- Подготовьте чистую стеклянную или пластиковую емкость, содержащую не менее 0,3 литра жидкости. Наполните бачок тормозной жидкостью на 1/2 объема и опустите в него свободный конец шланга.
- Отверните штуцер клапана на 0,5-0,75 оборота, затем несколько раз сильно нажмите на педаль тормоза и плавно отпустите ее.
- Манипуляции продолжают до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков газа из трубки. При этом в расходный бак добавляется чистая жидкость.
- Нажмите педаль тормоза в последний раз и удерживайте ее в этом положении. Закрутите штуцер и наденьте крышку.
- По аналогии прокачайте рабочие цилиндры по схеме — центральный (левый), затем задний левый и правый. Далее прокачивается сборка правого среднего колеса, правого и левого переднего колеса.
- После удаления воздуха из всех линий доведите уровень жидкости до расходного бачка и закройте крышку.
Если необходима замена жидкости, цилиндры разбираются. На рабочее зеркало наносится смазка для предотвращения коррозии.
Главный тормозной цилиндр
Эта деталь отвечает за управление рабочей системой грузовика. Повышенную надежность обеспечивают два элемента, оснащенные пневматическими усилителями. Принцип работы тормозной системы Урал заключается в том, что открытие клапана в запорной арматуре происходит после нажатия на педаль в кабине. Воздушные массы по специальным каналам и отверстиям поступают в поршень усилительного пневмоустройства.
Воздух подается ко второму поршню через радиальные патрубки в штоке. Под давлением все поступающие массы воздействуют на главный цилиндр, который вытесняет жидкость в ТМ (тормозную магистраль). Когда машина отпускает тормоза, воздух выбрасывается в атмосферу через запорный кран. При этом поршни ГЦ и пневмоусилителя возвращаются в исходное положение. В передних аналогах установлены индикаторы, которые предупреждают о возможных неполадках в работе тормозов автомобиля.
Первый шаг – проверка системы.
В первую очередь следует обратить внимание на давление, которое образуется на выходе из обеих частей тормозного крана. Также стоит обратить внимание на работоспособность защитного клапана. Эта процедура довольно проста, вам понадобится контрольный манометр. Этот блок необходимо подключить к линии от пневмоусилителя до тормозного крана. После запуска двигателя повышают давление в тормозной системе автомобиля до 6,5-8 кгс/см2, после чего максимально нажимают на педаль тормоза.
В исправной и правильно отрегулированной тормозной системе данные, отображаемые на контрольном манометре, должны соответствовать давлению в системе. Если этого не происходит, необходимо обратить внимание на свободный и полный ход педали, при необходимости отрегулировать ее.
Выполнив первую операцию и убедившись, что педаль тормоза отрегулирована, переходите к следующему этапу прокачки тормозов:
Повышаем давление в тормозной системе до 8 кгс/см2, после срабатывания регулятора давления необходимо заглушить двигатель автомобиля и сбросить давление из цилиндров в тормозном контуре переднего моста до нуля. После нажатия на педаль тормоза давление в системе и давление на контрольном манометре должны совпадать, другой манометр должен показывать ноль.
Педалью тормоза снижаем давление в системе до 5 кгс/см2 (смотрим показания на контрольном манометре). Заводим двигатель. Давление воздуха в системе должно начать повышаться при достижении отметки 5,6-6 кгс/см2, в тормозном контуре переднего моста.
Ту же операцию повторить с тормозными контурами среднего и заднего мостов.
Следующим этапом прокачки тормозной системы автомобиля Урал 4320 будет проверка давления на головки, для выполнения данной проверки необходимо подключить манометр к третьей головке. Воздух должен заполнять тормозную систему до момента отключения компрессора, если все сделано правильно и тормозная система исправна, на контрольном манометре должна появиться цифра 5-5,2 кгс/см2. После нажатия на педаль тормоза давление воздуха должно быть равно нулю.
Читайте также: ТТ-4: технические характеристики
Вспомогательный тормоз
Он предназначен для использования на большом уклоне. Ключ управления находится на полу кабины. Если включено, запустится следующая цепочка действий:
- в тормозные цилиндры УРАЛ 5557 воздух подается под давлением, он воздействует на поршни и смещает их;
- в выхлопных трубопроводах торможение осуществляется за счет противодавления;
- в то же время импульс подается на тормоза грузовика.
При активации вспомогательного тормоза необходимо учитывать несколько моментов:
- поддерживать интенсивность крутящего момента коленчатого вала двигателя не более 2100 мин-1;
- не изменять частоту вращения в коробке передач с более высокой на более низкую при напряженности крутящего момента на коленчатом валу двигателя, близкой к 2100 мин-1.
При необходимости можно уменьшить интенсивность кручения коленчатого вала рабочим тормозом, а затем включить более низкую передачу.
Особенности
Тормозная система Урала оснащена барабанными механизмами, полностью заменяемыми. Сама пневматическая конструкция образует отдельные тормозные камеры для разных частей машины (прицеп, передний, задний мост). При неисправности одного сегмента за торможение отвечают находящиеся в работе аналоги.
Ниже представлена схема главного цилиндра с пояснениями.
- Пневматический цилиндр впереди.
- Дистанционный элемент.
- Радиальное гнездо.
- Задний пневмоцилиндр.
- Хранилище.
- Соединительный винт.
- Орехи.
- Индикатор.
- Главный цилиндр.
- Корк.
- Бачок тормозной жидкости.
Рекомендации
Третий контур имеет отдельный воздушный резервуар, специальные клапаны для управления работой колес прицепа. Он также включает в себя соединительные головки, которые различаются по конфигурации в зависимости от привода, для которого они предназначены. Третий контур отвечает за остановку прицепа.
Компрессор работает вместе с регулятором, который направляет поток воздуха на предохранительные клапаны, которые распределяют полученную смесь между всеми баками в каждом отсеке контура. Все камеры оборудованы манометрами, позволяющими проверить показатель давления.
Регулировка и прокачка
Прокачка тормозной системы Урал с одновременной регулировкой осуществляется следующим образом:
- С помощью специального ключа поверните эксцентрики обеих тормозных колодок до упора.
- Левый аналог вращается против часовой стрелки, правый элемент — по ходу движения.
- Затем эксцентрики ослабляются путем поворота в противоположном направлении на 50% осевой головки винта.
- Эти действия необходимо повторить для всех колес.
- Проверьте правильность регулировки, оценив нагрев барабанов во время движения автомобиля. При выполнении указанной процедуры необходимо соблюдать соотношение заводского расположения тормозных колодок и опорных валов. Зазоры исправляют поворотом осей с введением в них специального шунтирующего устройства длиной 20 см и толщиной от 0,2 до 0,35 мм. Слишком замасленные вкладыши обрабатывают бензином.
Привод тормозного крана
Ниже приведен узел привода тормозного крана с описанием элементов.
- Рабочая педаль.
- Рычаг.
- Регулировочный винт.
- Буксировочная вилка.
- Фиксирующая гайка.
- Движение.
- Рычаг тормоза.
- Скобка.
Предохранительный клапан необходимо отрегулировать, если он не поддерживает давление в тормозной системе Урал в заданных положениях. Регулировка производится поворотом соответствующего винта. При этом показатель давления поднимается, а после достижения необходимого параметра регулировочный болт фиксируется гайкой. Во избежание подсоса воздуха клапан снимается, промывается и очищается (в керосине). Рабочие места моют мыльным раствором и проверяют на износ и деформации.
Устройство пневмогидравлического привода
На грузовике «Урал» используется смешанный привод, сочетающий функции пневматики и гидравлики – пневмогидравлический, который состоит из двух рабочих контуров на передние и задние колеса, плюс третий контур, отвечающий за подключение тормозов прицепа (однопроводный или двухпроводной водить машину).
Два основных контура тормозной системы Урала имеют следующие компоненты:
- Различные воздушные цилиндры расположены параллельно друг другу.
- Тормозной кран, верхняя часть которого относится к первому контуру, а нижняя ко второму.
- Цилиндровое колесо и общий усилитель тормозов (пневматический).
- Второй контур дополнительно включает регулятор тормозных усилий.
Пневматический усилитель тормозов Урал
- Отдельный резервуар для воздуха.
- Специальные клапаны, предназначенные для управления тормозами прицепа (отдельно для одно- и двухпроводных приводов).
- Соединительные головки для каждого типа станции.
Пневмогидравлический привод Урала работает по следующей схеме:
- Компрессор через регулятор давления подает сжатый воздух на предохранительные клапаны (одинарный и тройной).
- Клапаны распределяют полученный воздух между всеми цилиндрами в каждом независимом контуре.
Все контуры дополнительно оборудованы регулирующими выпускными клапанами, предназначенными для измерения давления воздуха путем присоединения к ним манометра. Электросигнальный датчик (и некоторые другие устройства) приводится в действие воздухом из главных пневмобаллонов, поступление которых осуществляется через тройной предохранительный клапан.
Оценка состояния сигнализатора неисправности
На грузовиках Урал-4320 и 5557 оценить активность блока сигнализации можно следующим методом:
- оценить пилотный свет;
- слегка скатайте шайбы, чтобы прикрепить провод к деактивирующему устройству запальника;
- снимите активатор с пневмоусилителя и сожмите шайбы, чтобы закрепить провод;
- выключите оборудование и замкните корпус активатора на «массу» машины, нажмите кнопку полностью;
- в это время на приборной доске загорится оборудование, это говорит о правильной работе;
- аналогичные действия необходимо повторить с другим активатором.
Неисправности тормозной системы «Урала»
Среди неисправностей в данной конструкции можно выделить несколько неисправностей, наиболее часто встречающихся на практике:
- незначительное повышение давления в ресиверах из-за поломки основных корпусов или соединений;
- заполнение баллонных контуров в недостаточном объеме, что провоцирует выход из строя корректирующих клапанов или чрезмерное загрязнение сопутствующих узлов;
- низкое давление в воздушных ресиверах прицепа, причиной которого чаще всего являются трещины в деталях;
- избыточное давление в ресиверах из-за неполадок в контроллере или манометре;
- выход из строя компрессионного механизма, что свидетельствует о сильном износе поршневого узла компрессора.
При возникновении критических неисправностей в указанной системе эксплуатировать автомобиль категорически запрещается. Проблема должна быть устранена на месте или машина должна быть доставлена в ремонтную мастерскую с жестким типом крепления.
Порядок прокачки тормозов
Прокачать тормоза можно самостоятельно, а можно воспользоваться помощником, задача которого нажимать на педаль тормоза по команде. Порядок прокачки тормозов нужно смотреть в инструкции к конкретному автомобилю.
Если схема не указана, прокачка осуществляется в виде буквы Z. Это означает, что прокачивать надо в таком порядке: правое заднее — левое заднее — правое переднее — левое переднее колесо.
Для прокачки тормозов вам понадобится емкость для тормозной жидкости и прозрачный резиновый шланг.
Как прокачать тормоза
Сначала вам нужно получить легкий доступ к штуцерам для прокачки тормозов. Для этого можно поставить машину на подъемник или платформу и снять все колеса. Не забудьте очистить от грязи штуцеры возле каждого колеса и налить немного «тормоза» в подготовленную емкость».
Инструкция:
- Залейте новую тормозную жидкость в бачок главного тормозного цилиндра.
- Подсоедините шланг к штуцеру и опустите другой конец в емкость с тормозной жидкостью.
- Попросите помощника несколько раз нажать на педаль и удерживать ее нажатой, чтобы жидкость вышла.
- Отвинтите штуцер, и жидкость потечет в приготовленную вами емкость. Следите за уровнем жидкости в бачке, при необходимости доливайте.
- Повторяйте предыдущие два пункта, пока не выйдет чистый «тормоз» без пузырьков воздуха, и заверните штуцер.
- Повторите ту же процедуру для остальных колес.
Воздушный клапан на тормозном суппорте. К нему присоединен шланг
Когда нужно прокачивать тормоза
Прокачка тормозов производится, когда необходимо удалить воздух из тормозной системы. Часто это происходит при замене тормозной жидкости, что делается примерно через каждые 50-60 тыс км пробега или раз в 2 года.
Также необходимо прокачать тормоза после ремонта тормозной системы: замены главного тормозного цилиндра или вакуумного усилителя тормозов. Необходимость стравливания воздуха возникает и тогда, когда происходит сброс давления из-за повреждения шлангов, или когда уровень жидкости в расширительном бачке падает ниже минимальной отметки.
Педаль подскажет, что надо прокачать тормоза — становится мягкой, начинает проседать. Да и сами тормоза будут медленнее.
Однако это также может указывать на более серьезную проблему с тормозным диском или тормозными колодками.
Так что если прокачка не помогла, может все же стоит обратиться к специалисту — с тормозами не шутят!
Как прокачать тормоза без помощника
Как прокачать тормоза с напарником уже было описано выше. Но что делать, если такого поблизости нет, а прокачать тормоза нужно? Выйти из ситуации можно несколькими способами:
- вы можете прокачать тормоза в одиночку, если есть газ-стоп. Смысл тот же, что и при подкачке с помощником, только вместо него на педаль будет нажимать газовая пробка. Поэтому нужно несколько раз нажать на педаль, зажать ее, выставить упор и начать прокачку тормозной жидкости. Когда жидкость течет, вес начинает прижимать педаль к полу до упора.
- прокачать тормоза шприцем. Необходимо герметично вставить шприц точно в такую же крышку, как и на баке. Затем, предварительно набрав в шприц тормозную жидкость, заменить этим приспособлением обычный колпачок, открутить штуцер, заменить емкость и надавить шприцем.
- другой способ с модифицированной крышкой. В крышку, аналогичную той, что установлена на баке, нужно встроить автомобильный ниппель. Затем надеть крышку с ниппелем на бак, затем надеть один конец шланга с хомутом для соединения на крышку, а другой на резервную камеру, накаченную не более чем на 1 атмосферу. Откройте фитинг и выпустите жидкость с пузырьками воздуха.
Ошибки при прокачке тормозов
Прежде чем начать прокачивать тормоза, стоит рассмотреть три распространенные ошибки, которые допускают при этом. Поэтому НЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- Смешивайте разные тормозные жидкости. Смешивание минеральной тормозной жидкости с гликолем приведет к повреждению резиновых манжет гидропривода и засорению системы сгустками. Также не рекомендуется смешивать жидкости разных классов (ДОТ 3, ДОТ4, ДОТ5), так как они имеют разную температуру кипения и это снизит производительность.
- Дайте уровню тормозной жидкости значительно упасть. Если не следить за уровнем тормозной жидкости в бачке, и он упадет ниже минимального уровня, в тормозную систему попадет воздух.
- Создайте высокое давление в тормозном бачке. Когда будете прокачивать тормоза самостоятельно, не переусердствуйте с давлением, создаваемым в бачке, иначе он может лопнуть. Рекомендуемое давление 0,8 атмосферы.
Ремонтные работы
При ремонте деталей тормозной системы Урал все узлы и элементы следует аккуратно снять, тщательно промыть и тщательно проверить на наличие дефектов. Сборка разбирается следующим образом:
- С помощью домкрата поднимают управляемую ось, снимают колесо и кожух ступицы, после чего откручивают колено шинного насоса путем демонтажа полуоси с помощью съемника.
- Отогните стопор диска и внешний замок, снимите замок и внутренний диск.
- Ступица и барабан тормоза демонтируются вместе с подшипниками, стопорными скобами, колодочными пружинами. Рукав и палец на подушечке тщательно очищаются.
- Откручивается трубопровод с болтами, снимается колесный цилиндр, убираются опорные выступы колодок.
- Демонтируйте тормозной щит и войлочное уплотнение.
- При разборке основного молла не выкручивайте заглушку.
- Демонтировать компрессор НС рекомендуется только в случае крайней необходимости. Выпрессовывается с помощью специального съемника.
- Бензином промывают все замасленные и загрязненные детали тормозной системы автомобиля Урал. Если расстояние от поверхности колодок до головок заклепок меньше 0,5 мм, детали подлежат замене на новые модификации.
- Колодочные элементы ручника обрабатываются вместе с экспандерным кулачком.
- Барабаны с кольцевыми канавками глубиной более 2 миллиметров подлежат механической обработке.
- Было бы полезно хонинговать колесные цилиндры с признаками коррозии и износа. Детали, имеющие признаки чрезмерного износа, следует заменить.