- Регулировка положения отжимных рычагов-лапок сцепления МТЗ 80(82)
- Регулировка свободного хода педали управления сцеплением.
- Регулировка свободного хода педали
- Неисправности сцепления трактора МТЗ 82
- Диагностика деталей механизма
- Состояние выжимного подшипника
- Состояние и степень выработки рабочих поверхностей лапок и их целостность
- Состояние пружин лапок
- Состояние шлицов ступицы корзины
- Состояние фрикционного диска
- Состояние рабочей плоскости нажимного диска корзины и отверстий крепления лапок
- Состояние контактной плоскости маховика
- Правильная установка диска сцепления на МТЗ 80(82)
- Регулировка сцепления МТЗ 82(80),зазор лапок и установка диска
- Как осуществляется регулировка сцепления
- Муфта сцепления трактора МТЗ-80, самостоятельная регулировка и ремонт
- Когда нужна замена механизма
- Как отрегулировать сцепление на мтз 82
- РЕГУЛИРОВКА ПОЛОЖЕНИЯ ОТЖИМНЫХ РЫЧАГОВ
- Как делают регулировку на МТЗ-320
- Как отрегулировать на снятом двигателе штангелем муфту сцепления
Регулировка положения отжимных рычагов-лапок сцепления МТЗ 80(82)
Регулировка производится при сборке с установленной на двигателе корзиной и отключенной коробкой передач. Регулировка положения прижимных рычагов ведомого фрикционного диска сцепления заключается в установке зазора между фланцем шлицевой втулки опорного диска корзины сцепления и рабочей поверхностью собачковых рычагов. Расстояние устанавливается затяжкой регулировочных винтов на ножках и должно составлять 12 мм. Для равномерного зажима всех ножек разница расстояний не должна превышать 0,3 мм. Такая регулировка обеспечивает положение рабочих поверхностей форсированных ног в одной плоскости, что дает фрикционному диску равномерный контакт рабочей поверхности с маховиком двигателя, исключает перекос и неравномерный износ дисков при его включении и выключении.
Выравнивание можно проверить с помощью плоской пластины или куска стекла. Прикладываем плоскость к ножкам, проверяем, чтобы все точки соприкосновения с ножками находились в одной плоскости, параллельной маховику. Опытные ремонтники для облегчения установки механизма сцепления на маховик двигателя и последующей регулировки используют центрирующий вал-муляж, имитирующий диаметр шлицов на валах коробки передач и рабочей плоскости 2 выжимного подшипника (на рисунке). Такое устройство обеспечивает совмещение положения маховика и дисков сцепления при установке, а имитирующая плоскость выжимного подшипника облегчает регулировку лап. Узел можно изготовить из соответствующих бывших в употреблении мостов для промежуточного редуктора на тракторе.
Регулировка свободного хода педали управления сцеплением.
Работа педали регулируется изменением длины приводной тяги 9 (на рисунке) управления сцеплением, за счет ее резьбовых концов, обеспечивающих зазор между рабочей плоскостью выжимного подшипника и рычагами. Правильная регулировка дает свободный ход педали сцепления 40-45 мм, при этом расстояние между ножками и выжимным подшипником должно быть 3 мм. Регулировка соосности осуществляется контргайками на регулируемом приводном стержне. Зазор измеряется через нижний люк картера сухого сцепления соответствующего размера щупом.
Текущую регулировку осуществляют с уменьшением свободного хода педали, компенсируя естественный износ накладок фрикционно-ведомого диска механизма.
Регулировка свободного хода педали
Часто механизаторы регулируют положение ног через нижний люк на корпусе, избегая трудоемкой процедуры отключения трансмиссии от двигателя или, в случае человека, перекатки трактора. Регулировка положения ног через нижний люк картера осуществляется при замене вышедшей из строя ноги или возвратной пружины. Такой вынужденный ремонт довольно неудобен из-за плохой доступности к механизму корзины, но оправдан экономией времени и трудозатрат. Недостатком этой регулировки является сложность проверки ее точности. Зачастую регулировка осуществляется «на глаз», что приводит к перекосу плоскостей дисков сцепления, неравномерному износу, снижению КПД силовой передачи и, как следствие, сокращению ресурса механизма сцепления.
Неисправности сцепления трактора МТЗ 82
- Плохое переключение со скрежетом или невозможностью включить передачу. При нажатии педали управления сцепление не полностью выключается. Причина: Увеличенный свободный ход педали сцепления из-за неправильной регулировки.
- При плавном включении сцепления трактор начинает дергаться. Причина: Потеря пружин демпфера или резинок с ведомого фрикционного диска механизма.
- Пробуксовка сцепления из-за увеличения тяги трактора или увеличения оборотов двигателя. Причина: Неправильная регулировка — нет люфта педали; износ фрикционных накладок ведомого диска; попадание масла на диски сцепления в результате протечки сальника коренного подшипника коленчатого вала двигателя, либо сальников в промежутках трансмиссии трактора.
- Урчание, дребезжание, буксование, неполное отключение при полном нажатии педали, передаваемое вращение от двигателя сопровождается рывками и вибрациями. Причина; износ выжимного подшипника, износ рабочих поверхностей или поломка выжимных рычагов, поломка пружин выжимного рычага, поломка пружин выжимного рычага, образование отверстий под штифты под рычаги, поломка или потеря пружин демпфера и резины фрикционного диска , износ вкладыша ведомого диска, износ поверхности нажимного диска корзины (толщина менее 21 мм), неравномерный износ поверхности маховика двигателя, износ шлицев и износ ступиц корзины и диск сцепления, выработка оси и рычагов приводных вилок выжимного подшипника.
- Если после регулировки механизм не выполняет свои функции, и при невозможности его регулировки агрегат разбирается, а затем полностью разбирается с дефектными деталями.
Кроме того, следует учитывать, что срок службы сцепления зависит от технического состояния опорных подшипников приводного вала. При повышенном люфте в опоре оси нарушается баланс при вращении, возникает стук в ступицах механизма сцепления, что в итоге приводит к поломке.
Диагностика деталей механизма
Для диагностики состояния сцепления необходимо получить доступ к узлу. Для этого двигатель отсоединяется от коробки передач и трактор выкатывается. Затем производится первичный осмотр узла. Далее откручиваются шесть гаек, крепящих корзину к маховику, и разбирается узел для полного осмотра.
Состояние выжимного подшипника
Подшипник поменян: большой выход контактной поверхности, шумит при вращении и имеет люфты в обоймах, заклинил подшипник.
Практики рекомендуют кроме оригинального подшипника трактора МТЗ 80 установить выжимной КамАЗ 5320, хорошо зарекомендовавший себя в работе механизма сцепления трактора.
При выработке в местах контакта трансмиссии с подшипником и вилкой возможно восстановление деталей методом сварки металла с последующей механической обработкой до соответствующих размеров.
Состояние и степень выработки рабочих поверхностей лапок и их целостность
При выработке рабочих поверхностей лап более 2,5 мм их заменяют или приваривают при последующей обработке.
При установке новых ножек обратите внимание на плоскость контакта рычагов с выжимным подшипником. Часто отливки рычагов имеют неодинаковые контуры и контактную поверхность, при нанесении на подшипник он выступает за пределы рабочей поверхности и зацепляет держатель детали. В этом случае выступающая часть стачивается. Также необходимо обращать внимание при смене ножек на степень твердости металла. Одной из причин быстрого стирания лап после ремонта является несоответствие материала изготовления или отсутствие упрочнения рабочих поверхностей детали.
Состояние пружин лапок
При обнаружении сломанных пружин заменяются все три пружины.
Состояние шлицов ступицы корзины
При достаточном износе шлицов или возникшем люфте ступицы корзину заменяют.
Состояние фрикционного диска
При наличии трещин, неравномерного износа, вздутия вкладышей, износа ступичных канавок и люфтов, выпадения пружин демпфера, а также при достаточном износе вкладышей диск заменяется во всех случаях.
Состояние рабочей плоскости нажимного диска корзины и отверстий крепления лапок
При неравномерном износе прижимной пластины допускается выравнивание фрезерованием и шлифованием с учетом допуска толщины пластины не менее 21 мм. При поломке крепежных отверстий спусковых рычагов на эллипс, а также при обнаружении трещин диск заменяют новым.
Состояние контактной плоскости маховика
Если выявлен допустимый эллипс поверхности маховика, его выравнивают фрезерованием и шлифованием. Если поверхность изношена, замените ее.
После выявления дефектов деталей по состоянию принимается решение: провести текущий ремонт устройства с заменой изношенных деталей или заменить устройство.
Правильная установка диска сцепления на МТЗ 80(82)
- Ведомый фрикционный диск устанавливается стороной с удлиненной частью ступицы маховика двигателя, иначе пружины демпфера будут касаться головок болтов крепления маховика.
- Корзина сцепления в сборе крепится на шести болтах крепления маховика с втулками.
- Механизм сцепления центрируется с помощью подготовленного фиктивного вала или использованной распорной втулки вала.
- Затяните шесть гаек крепления корзины к маховику и отрегулируйте положение рычагов на ножках.
- Они соединяют коробку передач и двигатель с механизмом сцепления, а шлицы валов входят в шлицы ступиц сцепления.
- Произведите плотную посадку соединения корпуса и пазов с картером.
При установке нового механизма сцепления не забудьте открутить три технологических болта крепления от корпуса корзины.
В общении с механизаторами профессионалы часто обсуждают, что успех ремонта зависит от качества приобретаемых на замену запчастей. На рынке много товаров сомнительного качества. При выборе и покупке обращайте внимание на соответствие линейных размеров деталей, посадочных мест и соответствие материала изготовления, его закалку или науглероживание, шлифовку, при необходимости наличие балансировки.
Регулировка сцепления МТЗ 82(80),зазор лапок и установка диска
Многих фермеров интересует, как регулируется сцепление МТЗ-82. На МТЗ типов 80, 82, 82-1, 320 и 1221 устанавливается однодисковое сцепление. Функция такого элемента в системе заключается в передаче крутящего момента на коробку передач от двигателя. В этот момент двигатель отключается от мягкого сцепления и коробки передач. В то же время конструкция сцепления МТЗ-80 и других моделей позволяет автомобилю двигаться плавно и останавливаться при срабатывании тормозов.
Как осуществляется регулировка сцепления
Рассмотрим, из чего состоит этот механизм. Устройство сцепления включает фрикционные диски, плотно прижатые друг к другу. Эти диски находятся в сцеплении. Передача запускается, когда ведущий диск скользит по отношению к ведомому. Между собой они соединены посредством шлицевого узла и редуктора. При отпускании педали цепь включается, а затем диски плотно прижимаются друг к другу, разъединяясь при нажатии на педаль. В этот момент между дисками появляется зазор.
На тракторах МТЗ-82 и 80 Минского завода установлен однодисковый, однопоточный механизм, в состав которого входят:
- маховик;
- напорные и опорные шайбы;
- между дисками размещены 12 пружин сжатия.
Фермеры спрашивают, как установить сцепление трактора МТЗ 80. Установка производится на заводе, но если вам нужно провести ремонт, то его можно сделать своими руками. Трактор оснащен деталями, которые могут изнашиваться в результате длительной эксплуатации техники. Поэтому регулируют сцепление МТЗ, заменяют лапу или диск.
Рассмотрим, как регулируются колодки сцепления МТЗ-82:
- Сначала нужно освободить шток от рычага, вытянув палец.
- Вывернуть болт регулировки сцепления МТЗ-82, вернуть педаль в исходное положение.
- После этого необходимо открутить рычаг против часовой стрелки до упора в подшипник, который зафиксирован в рычагах расцепления.
- Далее я регулирую скользящую вилку, что позволяет соединить отверстие с рычагом и вилкой.
- Уменьшите усилие на 5 оборотов вилки, затем пальцем задействуйте рычаг.
- Выполните проверку работоспособности системы.
Следующий этап ремонта сцепления МТЗ-82 предполагает перевод педали в исходное положение. Для этого отведите педаль на длину полного хода. Если наблюдается провисание, ослабьте болты, повернув скобу по часовой стрелке.
Если замена муфты МТЗ-82 не осуществляется регулировкой длины штока, необходимо изменить положение рычагов. По завершении регулировки затяните контргайку и закрепите штифт.
После регулировки сцепления необходимо приступить к регулировке выжимных рычагов. Здесь нужна рама, которая изготавливается по внутреннему диаметру ступицы. Он имеет торец, предназначенный для упора рычагов. Их необходимо привести в норму с помощью гаек, позволяющих довести рычаги до упора, и установить стопорные шайбы.
Читайте также: Как правильно перевезти трактор — документы, оформление, правила
Муфта сцепления трактора МТЗ-80, самостоятельная регулировка и ремонт
В обычных белорусских тракторах МТЗ используется вариант системы сцепления популярной постоянно замкнутой модели. Этот метод прекрасно зарекомендовал себя на тракторной и мототракторной технике. Между тем важной частью всей системы является сцепление.
Назначение — передача крутящего момента на коробку передач от дизеля, отсоединение ее от шестерен и плавное (мягкое) соединение. Сцепление на МТЗ-80 и МТЗ-82 однодисковое и сухое. В результате механизм сцепления обеспечивает плавное движение техники, а при включении режима торможения коленчатый вал двигателя плавно отсоединяется от коробки передач до полной остановки.
К основным деталям конструкции механизма относятся плотно прижатые друг к другу фрикционные диски, которые собираются во фрикционной муфте тормоза или сцепления. Равномерность включения и выключения коробки передач происходит за счет скольжения вращающегося ведущего диска относительно ведомого диска, который соединен шлицевым соединением с коробкой передач. При отпущенной педали, то есть включенном сцеплении, ведущий и ведомый диски плотно сжимаются, а при выжатой педали, то есть выключенном сцеплении, диски разъединяются, создавая между собой свободное пространство.
Механизм сцепления МТЗ-82 однодисковый, однопоточный, сухой. Основными узлами двигателя являются маховик, нажимной и опорный диски. Между дисками сцепления установлено 12 пружин сжатия. С одной стороны пружины упираются в чашки опорного диска, а с другой стороны в наклонные пазы нажимного диска.
Ведомый шкив, с другой стороны, состоит из ступицы, шкива сцепления и фрикционных накладок.
Благодаря нежесткому сцеплению ведомого диска со ступицей, которое обеспечивается восемью резиновыми демпферами, зацепление сцепления МТЗ-82 мягкое, динамические нагрузки в коробке передач незначительны.
Регулировка сцепления происходит за счет следующих действий:
- Регулировкой свободного хода педали сцепления. Длина стержня (4-5 см) регулирует ход. Этот размер обеспечивает зазоры между выжимным подшипником и выжимным рычагом. Если педаль трактора зависла в положении «Свободный ход», необходимо сжать пружину стопорным болтом;
- Регулировка длины блокировки тягового тормоза. Чтобы его отрегулировать, необходимо отсоединить его от рычага разблокировки, после чего к рычагу присоединяется стержень, и длина увеличивается. При этом шток необходимо укоротить на 7 мм и зафиксировать контргайкой;
- Регулировка рычагов выключения сцепления. Его необходимо проводить после установки сцепления на маховик с помощью специальной оправки с торцом. Между пятками рычагов расцепления и торцом ступицы диска.
При использовании сцепления необходимо соблюдать следующие рекомендации и советы. Конструкцию следует смазывать каждые 60 часов работы, а свободный ход педали следует проверять каждые 240 часов. Для смазки используйте смазку, которую следует выбирать по параметрам в таблице смазки. Со временем свободный ход уменьшается из-за износа деталей. Его максимальное значение может достигать 30 мм.
- Не держите ногу на педали во время работы. Из-за этого увеличивается скорость износа.
- Сцепление работает плавно. Он не должен находиться в промежуточном состоянии.
- Также нельзя долго выключать сцепление.
Если вы все же обнаружите, что некоторые детали сцепления нуждаются в замене, вам необходимо купить высококачественные компоненты.
Когда нужна замена механизма
Подумайте, когда возникнет необходимость замены этого механизма. Замена и ремонт сцепления МТЗ-82 производится в следующих случаях:
- Агрегат не позволяет получить полный крутящий момент.
- Педаль перемещается частично или радиус ходьбы увеличивается в несколько раз.
- Изношены регуляторы ведомого диска, отклоняющие скобы или манжеты.
- Полностью не выключается.
- Масло поступает на сухой диск.
- Крышка подшипника приводного вала выдавлена.
Таким же образом ремонтируется и регулируется кривая сцепления МТЗ-80. У этой модели колесных тракторов, как и у 1221 и 320, причины износа сцепления одинаковы.
Как отрегулировать сцепление на мтз 82
В процессе эксплуатации трактора из-за износа фрикционных накладок постепенно уменьшается свободный ход педали сцепления, что следует проверять через каждые 125 часов работы. Ход рычага 5 по радиусу расположения штифта 6 должен быть 6,7 мм, что соответствует свободному ходу 40,50 мм на педали сцепления 1. Отрегулируйте управление сцеплением в следующем порядке:
- отсоедините тягу 8 от рычага 5, удалив палец 6;
- отвернуть регулировочный болт 2, вернуть педаль 1 в исходное положение до упора в пол;
- поверните рычаг 5 против часовой стрелки, пока выжимной подшипник не остановится в рычагах выключения, и поверните вилку 7 на штоке 8, совместите отверстия на рычаге и вилке, затем укоротите шток 8 прибл. 5 оборотов вилки 7 и пальцем соедините ее с рычагом; проверьте свободный ход накладки педали сцепления;
- проверьте возврат педали сцепления в исходное положение при полном втягивании. Если педаль заедает, ослабьте болты 4 и поверните скобу 3 по часовой стрелке или затяните регулировочный болт 2 до такой степени, чтобы педаль вернулась в исходное положение.
РЕГУЛИРОВКА ПОЛОЖЕНИЯ ОТЖИМНЫХ РЫЧАГОВ
После установки сцепления на маховик и снятия технологических болтов отрегулируйте положение рычагов выключения 3 (рис. 50) с помощью специальной оправки 4, которая опирается на внутренний диаметр шлица на опорном диске 5 с грузом на конце ступицы. На оправке имеется торцевая поверхность для упора спусковых рычагов. Размеры оправки показаны на рис. 50. С помощью регулировочных гаек 2 переведите расцепляющие рычаги до упора в сторону конца оправки и установите стопорные шайбы 1.
При этом обеспечивается расстояние А = 13 ± 0,5 мм от поверхности контакта рычагов 3 с выжимным подшипником до торцевой поверхности ступицы опорного диска 5. Разница в этом размере для рычагов сцепления не должна превышать 0,3 мм.
Как делают регулировку на МТЗ-320
Рассмотрим, как регулируется сцепление на МТЗ-320, как правильно выставить диск сцепления. Как и на тракторах типов МТЗ-80, 82 и 82-1, на МТЗ-320 установлен сухой однодисковый фрикцион, относящийся к постоянно замкнутому типу.
Сцепление крепится к маховику 6 болтами, расположенными на трех штифтах. Крутящий момент от нажимного диска и маховика двигателя поступает на ведомый диск, а затем на вал. Между расцепляющими дисками находится 9 пар пружин.
Педаль может свободно двигаться в повороте, но ограничение составляет 40 мм. Если этот параметр больше, поменять коробку передач будет сложно, возникнут проблемы с работой механизма.
При недостаточном ходе МТЗ-82 вполне может возникнуть пробуксовка, грозящая износом дисков.
С этой ситуацией можно справиться, установив сцепление МТЗ-320. Это осуществляется по следующей форме:
- Необходимо отсоединить шток от рычага и вытащить палец.
- Поверните рычаг против часовой стрелки, пока подшипник не упрется в рычаг. Далее нужно повернуть вилку, соединить отверстия рычага и вилки.
- Вилку необходимо запустить на несколько оборотов и попытаться соединить ее с рычагом, для чего необходимо использовать палец.
- В самом конце договор подтягивается, палец фиксируется.
- После этого необходимо проверить исправность всех узлов и креплений, входящих в эту систему минитрактора МТЗ.
При регулировке сцепления МТЗ-1221 необходимо отрегулировать все узлы, в совокупности составляющие сцепление МТЗ. В отличие от моделей механизмов, устанавливаемых на МТЗ-80, 82 и 320, регулировка сцепления на 1221 предусматривает работу с системой другого типа.
Эта модель трактора имеет двухдисковый фрикционный механизм, где есть нажимной диск, называемый корзиной. Ведомая часть системы также включает 2 ведомых, на которых установлены гасители вращательных колебаний. Они расположены на приводном валу, что обеспечивает эффективное соединение.
Перед тем, как установить новое сцепление на белорусские минитракторы, необходимо предварительно его снять. Сначала монтируются болты, которые завернуты в прижимную пластину. Во-вторых, откручиваются гайки крепления и снимаются шайбы. В-третьих, первым удаляется ведомый, затем средний ведомый и, наконец, второй ведомый.
Регулировка включает в себя сначала установку шлицевой оправки в подшипник маховика. Затем ставится первый ведомый, а затем установленный в пазы маховика.
Затем ставится второй ведомый, после чего необходимо поставить на место собранные диски. Они должны быть закреплены с помощью гаек и болтов. В самом конце регулируется положение спусковых рычагов.
Чтобы спусковые рычаги встали на свои места, необходимо поочередно вкручивать и выкручивать регулировочные гайки, ставя их с другой стороны. После того, как отремонтированные рычаги станут работоспособными, необходимо установить стопорные пластины и снять раму.
Как отрегулировать на снятом двигателе штангелем муфту сцепления
Отрегулировать сцепление на старом МТЗ-80 со снятым двигателем можно с помощью штангенциркуля.
- Для этого измерьте штангенциркулем расстояние от поверхности диска сцепления до диска. При правильной регулировке он должен составлять 2 мм (±0,1 мм).
- Необходимо проводить измерение в нескольких точках.
- Далее откручиваем технологические болты и контргайки. Гайки следует вращать осторожно.
- Вносим коррективы.
- Установите стопорные гайки и болты.
- Затяните, не поворачивая стопорные гайки.
Для регулировки лап сцепления МТЗ-80 (82) через люк необходимо:
- Выключите двигатель трактора и затяните стояночный тормоз.
- Затем снимите лючок сцепления и поверните коленчатый вал к двигателю и «поймайте» прижимную лапку регулировочным винтом через лючок.
- Измерьте зазор между подшипником спускового крючка и опорой щупом 3 мм, щуп должен плотно прилегать.
- Если расстояние прижимной лапки отличается от контрольного, используйте гаечный ключ и отвертку, чтобы повернуть винт в нужное положение.
- Проведите процедуру с двумя оставшимися ногами, повернув коленвал на 120 градусов.
- Закройте люк.
- Как проверить: Ход педали при правильно выставленных отверстиях будет свободным.