Схема переключения передач МТЗ-82 и устройство трансмиссии

Тракторы и погрузчики

Общие сведения

Схема переключения передач МТЗ-82 основана на конструкции коробки передач и функциях, входящих в ее состав. Коробка представляет собой набор шестерен, соединенных в различных сочетаниях и обеспечивающих различное передаточное отношение, установленных в картере с нажимным механизмом. При увеличении передаточного числа увеличивается скорость, при уменьшении увеличивается мощность.

Блок коробки передач МТЗ-82

Полная разборка и сборка коробки передач.

При обнаружении неисправностей в шестернях разбирают коробку передач в порядке, указанном на рис. 2.6.2 — 2.6.30 заменены изношенные детали.

мтз80-250.png

Рис. 2.6.2. Снятие механизма переключения передач:
1 — корпус вилки переключения; 2 — картер коробки передач; 3 — болт.

mtz80-251.png

Рис. 2.6.3. Снятие стопорного кольца промежуточной шестерни редуктора:
1 — стопорное кольцо; 2 — промежуточная шестерня.

mtz80-252.png

Рис. 2.6.4. Вытолкнуть промежуточную шестерню редуктора:
1 — шестерни; 2 — картер коробки передач; 3 — спусковой крючок.

mtz80-253.png

Рис. 2.6.5. Снятие стопорного кольца ведомой шестерни редуктора:
1 — стопорное кольцо; 2 — ведомая шестерня.

mtz80-254.png

Рис. 2.6.6. Извлечение чашки первичного вала:
1 — стакан первичного вала; 2 — входной вал; 3 — технологический болт; 4 — болт.

мтз80-255.png

Рис. 2.6.7. Снятие стопорного кольца на подшипнике первичного вала:
1 — стопорное кольцо; 2 — подшипник; 3 — входной вал; 4 — стакан первичного вала.

mtz80-256.png

Рис. 2.6.8. Выпрессовать первичный вал:
1 — входной вал; 2 — стакан; 3 — спусковой крючок.

mtz80-257.png

Рис. 2.6.9. Снимите вилку коробки передач:
1 — сменная вилка; 2 — сменный ролик.

mtz80-258.png

Рисунок 2.6.10. Выдавите пружинный штифт на внутреннем валу:
1 — гнездо на внутреннем валу; 2 — картер коробки передач.

mtz80-259.png

Рис. 2.6.l1. Выпрессуйте внутренний вал:
1 — гнездо на внутреннем валу; 2 — картер коробки передач.

мтз80-260.png

Рис. 2.6.12. Снятие внутреннего седла оси и замена шпоночной втулки:
1 — гнездо на внутреннем валу; 2 — болт.

mtz80-261.png

Рис. 2.6.13. Выпрессовать стакан подшипника ведущей шестерни второй ступени коробки передач:
1 — стакан; 2 — рабочее колесо; 3 — картер коробки передач; 4 — технологический болт.

mtz80-262.png

Рис. 2.6.14. Выдавливаем из стакана ведущее колесо второй ступени редуктора:
1 — шестерни; 2 — стакан; 3 — спусковой крючок.

mtz80-263.png

Рис. 2.6.15. Выпрессовать подшипник ведущей шестерни второй ступени коробки передач:
1 — ведущая шестерня.

mtz80-264.png

Рис. 2.6.16. Отверните гайку крепления внутреннего вала:
1 — гайка; 2 — посадочное место подшипника; 3 — картер коробки передач.

мтз80-265.png

Рис. 2.6.17. Запрессовка промежуточного вала:
1 — промежуточный вал; 2 — картер коробки передач; 3 — спусковой крючок.

mtz80-266.png

Рис. 2.6.18. Запрессовка подшипника промежуточного вала:
1 — подшипник; 2 — посадочное место подшипника; 3 — прижимная втулка; 4 — инерционный съемник.

mtz80-267.png

Рис. 2.6.19. Снятие стопорной пластины вала промежуточной шестерни:
1 — стопорный стержень; 2 — ось промежуточной шестерни.

mtz80-268.png

Рис. 2.6.20. Вытолкните вал на 1-й передаче и включите заднюю передачу.

mtz80-269.png

Рис. 2.6.21. Выпрессовка подшипника с вала на 1 передачу и задний ход:
1 — подшипник; 2 — вал I коробки передач и задняя часть; 3 — спусковой крючок.

мтз80-270.png

Рис. 2.6.22. Снятие колеса главной передачи:
1 — ведущая шестерня; 2 — болт.

mtz80-271.png

Рис. 2.6.23. Выпрессовка стакана подшипника вторичной полуоси:
1 — накопительный стакан; 2 — технологический болт.

mtz80-272.png

Рис. 2.6.24. Снятие вторичного вала:
1 — вторичный вал; 2 — ведомая шестерня второй ступени коробки передач.

mtz80-273.png

Рис. 2.6.25. Выпрессовка внутреннего кольца подшипника с выходного вала:
1 — внутренний зажим; 2— вторичный вал; 3 — спусковой крючок.

mtz80-274.png

Рис. 2.6.26. Снятие подшипника с выходного вала:
1 — подшипник; 2 — вторичный вал; 3 — прижимная втулка; 4 — инерционный съемник.

мтз80-275.png

Рис. 2.6.27 Запрессовка внутреннего вала в корпус.

mtz80-276.png

Рис. 2.6.28. Нажмите на промежуточную шестерню редуктора.

mtz80-277.png

Рис. 2.6.29. Установка подшипника на выходной вал:
1 — подшипник; 2 — вторичный вал; 3 — инструкция.

mtz80-278.png

Рис. 2.6.30. Запрессовка внутреннего кольца конического подшипника на вторичном валу:
1 — внутренняя обойма подшипника; 2 — вторичный вал; 3 — направляющая; 4 — спусковой крючок.

Марки и заправочный объем

Емкость узлов не предопределена для дозаправки. Необходимо заполнить систему определенным количеством масла или смазки. Прежде чем заливать жидкость или смазочные компоненты, необходимо уточнить, какую марку вы будете использовать.

При эксплуатации трактора в холодное время года при температуре до +5 С необходимо использовать моторное масло М-8ДМ, соответствующее ГОСТ 8581-78. Необходимо долить 12 литров. Такое же количество смазки, но уже качество масла М-10ДМ по ГОСТ 8581-78, необходимо обновлять при температуре окружающего воздуха +5 С и выше. Смазку необходимо менять каждые 500 миль. Также могут использоваться альтернативные варианты: М-10Г2К и М-10Г2. Первый образец меняют каждые 250 часов, а второй — каждые 500 часов.

В топливный насос можно заливать одно из вышеперечисленных масел. Причиной замены жидкости в узле может быть ремонт. В остальных случаях заполнять не нужно. Топливный насос вмещает 0,25 литра моторного масла.

Воздухоочиститель — еще одна часть трактора, требующая моторного масла. Но тут есть особенность. Вы можете добавить отработку, пусть все уляжется. Замена производится каждые 500 км/ч. Но убедитесь, что вы знаете, сколько литров масла нужно добавить. В данном случае 1,5 литра.

Бензобак

Заправочная емкость для силовой передачи — 40 литров. Система полностью загружена. При каждом очередном плановом обслуживании необходимо заменить 40 литров трансмиссионного масла ТАп-15В, ТСп-10 или ТСп-15К. Может дублироваться другими — ТАД-17.

Колесный редуктор вмещает 3,7 литра того же масла, что и редуктор. В отличие от других элементов, редуктор необходимо заполнять в двух точках одновременно. Колесный редуктор, верхняя коническая пара, опора привода и ведущий шкив залиты маслом Тап-15В и другими подобными.

Все гидроблоки и ГСК заправлены модернизированным моторным маслом М-10Г2. Можно использовать и другие: М-8Г2К или М-10Г2К. То же касается и ГУРа, туда заливается такое же масло.

Ударный подшипник смазывается Литол-24. В качестве альтернативы можно использовать универсальную сменную смазку LCP-GM. Это необходимо делать как во время эксплуатации, так и при техническом обслуживании. Чтобы заполнить 0,2 литра рабочего объема, нужно использовать специальный шприц. Нескольких инъекций будет достаточно.

Литол-24 можно назвать универсальной смазкой. Применяется в подшипнике ступицы в количестве 0,4 л, рулевом валу, реечной передаче, втулках, шарнирах, подшипниках в различном количестве.

Доливая в насос отработанное дизельное масло, необходимо учитывать, что зимой при понижении температуры ниже -20 градусов оно может замерзнуть, поэтому важно использовать шпиндельную смазку АУ. При температуре -55 уместно разбавление дизельным топливом 15%.

Читайте также: Навеска на минитрактор своими руками

Обслуживание КПП

График работы трансмиссии МТЗ-82 при техническом обслуживании включает проверку узла трансмиссии, а также элементов сцепления и рамы главного вала. Также необходимо регулярно проверять уровень масла, вовремя его доливая.

Масляный поддон коробки передач служит общим санузлом для отсека корзины сцепления и картера заднего моста. В редукторе уровень масла должен быть на нижней метке на краю контрольного отверстия пробки. Он расположен на правой стене КПП.

Оборудование устанавливается на прямой ровной площадке и ждет, пока остынет масло, которое стекает по стенкам. Затем проверьте уровень и при необходимости долейте. Заправочное отверстие расположено в верхней части крышки банки. При доливке масла рекомендуется открывать сливные отверстия агрегата, а также корзины сцепления и раму заднего моста.

Если в отработке обнаружены металлические примеси или стружка, необходимо промыть узел трансмиссии дизельным топливом. Для этого потребуется примерно 30 литров дизельного топлива, которое заливается в агрегат трансмиссии, после чего трактор заводится на 5 минут. Затем дизельное топливо сливается, а масло доливается до нужного уровня. Во время работы необходимо наблюдать за появлением посторонних шумов и звуков. Их наличие может свидетельствовать о неисправности подшипников выходного вала коробки отбора мощности или шестерни переднего привода трактора.

Назначение и функции плунжера и сальника коробки передач

Среди прочих элементов схема переключения передач МТЗ-82 содержит поршень с переключателем. Боллард снабжен редуктором, чашечно-поршневыми дисками, относительно тонкими подушками.

Сальник обеспечивает герметичность узла, предотвращает вытекание масла из корпуса. Он установлен над блоком, приводится в движение редуктором. Соединение с валом осуществляется через шток. В верхней части узла находится переходник с рабочими втулками.

Планетарный редуктор ВОМ МТЗ-82

Коробка передач МТЗ-82 в разрезе с описаниемСхема коробки передач МТЗ-82 с описанием в разделе

Схемы коробки передач трактора МТЗ-82 в продольном и поперечном разрезах с подробным описанием позволяют детально разобраться в устройстве.

Рассмотрим основные элементы механизма:

  • валы шестерни;
  • промежуточный вал;
  • лиана;
  • ведущий и ведомый, дает;
  • среднее оборудование;
  • двухступенчатое редукционное оборудование;
  • шарикоподшипники;
  • монтажный корпус с двумя люками, куда вместо крышек могут устанавливаться: слева — бортовой вал отбора мощности или гусеничный ход, а справа — раздаточная коробка.

Обозначения

Схема переключения передач МТЗ-82 представлена ​​ниже. Работу выполняют два рычага (элемент управления положением и второй аналог редуктора). Выбор нужных передач и диапазона коробки передач осуществляется в соответствии с соответствующими положениями. Сначала включается 1-я или 2-я передача, после чего рычаг переводится в нейтральное положение, выбирается следующая передача.

Управление редуктором должно быть активировано во время работы техники: заднее положение — ступень разгона («заяц») или переднее — положение торможения («черепаха»). Допускается удерживать рычаг переключения передач в нейтральном положении для облегчения запуска двигателя при отрицательных температурах воздуха.

1 – гайка промежуточного ВОМ. 2 — ось промежуточного типа. 3 — главная коробка отбора мощности. 4 — ведомая шестерня ВОМ редуктора. 5 — картер коробки передач. 6 — стакан заднего моста. 7 — скользящая шестерня 4 и 5 передач. 8 — шестерня 3 диапазона. 9 — ползунок. 10 — ВОМ вторичный. 11 — шаровой элемент. 12 — люк КПП.

13 — заглушка для залива. 14 — шарикоподшипник. 15 — рычаг переключения передач. 16 — защитный кожух. 17 — штифтовой элемент. 18 — деталь рамы. 19 — рулон. 20 — шаровой переключатель. 21 — переключатель. 22 — прокладки. 23 — корректирующие пломбы. 24 — гайка. 26 — приводное оборудование. 27/29 — подшипники конической конфигурации. 28 — упорная шайба.

30 — рабочее колесо. 31 — посадочное место для внутреннего валика. 32 — втулка. 33 — внутренний вал. 34 — группа поддержки. 35 — втулка. 36 — дает 2 ступени коробки передач. 37 — дает 1 шаг. 38 — промежуточная шестерня. 39 — шток. 40 — шестерни 3 передачи. 41 — ведомый зубчатый элемент в 4 ряду. 42 — реверс. 43 — ось. 44 — 5 передачи. 46 — ось. 47 — зубчатый элемент редуктора.

Картер и нагнетатель

В схеме коробки передач МТЗ-82 используется маслоотстойник (отстойник) объемом 15 литров. Оснащен двумя передачами, имеет прочную опорную площадку с прокладками и стяжными втулками в боковых сегментах. Они оснащены вкладышами, которые действуют как уплотнения и предотвращают утечку масла. В процессе эксплуатации вкладыши изнашиваются и подлежат периодической замене.

Механизм впрыска состоит из набора дисков, между которыми установлены жесткие прокладки. Стойки, на которых монтируется агрегат, снабжены небольшими выступами, а нижний опорный элемент жестко закреплен.

Механизм впрыска работает в тяжелых условиях и требует периодического обслуживания. Необходимо регулярно очищать имеющийся в масле осадок, мелкие частицы металла, появляющиеся при трении подвижных элементов.

Особенности эксплуатации коробки передач МТЗ-82

Коробка передач на МТЗ 82 отличается повышенной надежностью. Для минимизации количества возможных ошибок при работе механической коробки передач необходимо выполнять следующие требования:

  • исключить повышенную нагрузку на элементы трансмиссии;
  • проводить своевременное техническое обслуживание;
  • менять смазочные материалы в рекомендованные сроки;
  • используйте правильную марку трансмиссионного масла, рекомендованную производителем.

Порядок переключения передач МТЗ-82

Коробка передач МТЗ-82 имеет 9 передач вперед и 2 назад. Кроме того, имеется понижающая передача, которая удваивает количество доступных скоростей и уровней мощности. Ступени редуктора имеют 2 диапазона, что обеспечивает разные режимы работы коробки передач. Порядок обменных курсов:


Пункт управления Беларус МТЗ-82

  • Скорость двигателя снижена до минимума.
  • Педаль сцепления выжата до упора.
  • Рычаг переключения передач сначала включает ту или иную ступень, после чего включается нужная передача.
  • Педаль газа увеличивает обороты двигателя, плавно отпуская сцепление.

Иногда неопытным водителям не удается включить нужную передачу с первого раза. В этих случаях следует переключиться на нейтраль и повторить попытку.

Переключение передач осуществляется разными элементами в коробке передач. Для соединения одних используются вилки, а другие соединяются с помощью зубчатого элемента. Этот элемент представляет собой муфту с внутренними зубьями, которая скользит по зубчатому валу в продольном направлении и занимает определенное положение, соответствующее соединению нужной комбинации шестерен.

Схема переключения передач МТЗ-82 должна быть тщательно изучена перед началом работы во избежание случайного включения ненужной передачи или заднего хода.

Трансмиссия

Как и любая колесная техника с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), трактор МТЗ-80 просто имеет коробку передач. Не только для белорусских тракторов, но и для них, в частности, коробка передач представляет собой целый набор различных узлов и механизмов, соединяющих двигатель машины с колесной базой и с дополнительными узлами, призванными обеспечить работу всей системы.

В комплект трансмиссии белорусских тракторов, а конкретно МТЗ — 82 и более продвинутых моделей, входят следующие узлы, и их, мягко говоря, довольно много:

  • Коробка передач — редуктор;
  • система сцепления;
  • двухступенчатая коробка отбора мощности (ВОМ;
  • лиана;
  • передать дело;
  • подвесной привод;
  • дифференциал;
  • ведущий передний мост;
  • система торможения;
  • задний ВОМ (карданный вал);
  • ведущий шкив;
  • боковой ВОМ (отбор мощности);
  • тормоза для коробок передач;
  • схватить.

1- гайка промежуточного вала; 2 — промежуточный вал; 3 — входной вал; 4 — ведомая шестерня редуктора; 5 — картер коробки передач; 6 — стакан первичного вала; 7 — скользящая шестерня IV и V шестерни; 8 — шестерня скольжения III передачи; 9 — ползунок; 10 — вторичный вал; 11 — шар; 12 — крышка коробки передач; 13 — заливная пробка; 14 — Шаровые опоры; 15 — рычаг переключения передач; 16 — крышка; 17 — палка; 18 — рама; 19 — рама катка; 20 — сменный шар; 21 — переключатель ВК-403; 22 — регулировка регулировочных шайб на переключателе; 23- регулировка распорок; 24 — гайка; 25 — приводное оборудование; 26 — ведомая шестерня второй ступени коробки передач; 27 и 29 — конические подшипники; 28 — упорная шайба; 30 — рабочее колесо; 31 — гнездо на внутреннем валу; 32 — втулка; 33 — внутренний вал; 34 — подшипники; 35 — втулка; 36 — ведущая шестерня второй ступени коробки передач; 37 — шестерня привода 1 ступени коробки передач; 38 — промежуточная шестерня; 39 — подшипник; 40 — ведомая шестерня III передачи; 41 — ведомая шестерня четвертой передачи; 42 — промежуточная шестерня заднего хода; 43 — ось промежуточной шестерни; 44 — привод обеспечивает V-образную передачу; 45 — подшипник; 46 — переднее сиденье на внутренней оси; 47 — редуктор промежуточной передачи; 48 — вал переключения передач; 49 — лента; 50 — промежуточная шестерня; 51 — вилка; 52 — пружинное кольцо; 53 — толкатель подвески; 54 — силовая аппаратура включения гусеничного хода; 55 — крышка левого люка; 56 — ведомая шестерня 1 передачи и заднего хода; 57 — скользящая шестерня 1 передачи и заднего хода; 58 — ось 1 передачи и заднего хода.

Как видите, трансмиссия трактора представляет собой огромный комплекс устройств, соединенных в единую систему управления, регулируемых по отдельности.

Коробка переключения передач белорусского трактора


Во-первых, как и в любом транспортном средстве или рабочей машине, коробка передач трактора остается едва ли не самым главным узлом, потому что без нее просто невозможно точное и направленное движение этой машины — разве что с горки, под уклон.

Коробка передач трактора позволяет оператору управлять орудием, устанавливая требуемую скорость и тягу переключением передач. На МТЗ – 82 устанавливается 11-ступенчатая коробка передач, из которых 9 передач предназначены для движения вперед и 2 – для движения задним ходом (задним ходом).

С помощью редуктора число передач удваивается. Это значит, что у белорусского трактора всего 22 передачи, из них 18 передних и 4 задних. Кроме того, редуктор трактора Беларус выполняет работу ВОМ (боковой ВОМ), что позволяет работать с навесным оборудованием.

У некоторых из-за первого знакомства и слабой осведомленности возникает закономерный вопрос: «На кой черт столько передач, если этот агрегат развивает максимальную скорость всего 35 км/ч? Ну не гоночный же он автомобиль!» Ответ прост, наличие большого количества передач позволяет максимально точно выполнять трудоемкую работу и при этом снизить расход топлива за счет выбора оптимального режима.>

Ремонт переходника

Коробка передач МТЗ-82 имеет переходник, расположенный в нижней части сальника. Иногда пачкается или летает. Для этого необходимо подготовить, в первую очередь, набор ключей. Кроме того, вам понадобится струбцина и молоток. Сначала нужно просто снять крышку, а затем высунуть прокладку. При этом вал редуктора трогать не нужно.

Большинство специалистов говорят о том, что переходник необходимо снять с боков плиты. На этом этапе важно следить за положением шестерни. В редукторе они крепятся к стопору. Далее необходимо осмотреть нижнюю часть адаптера. Если проблема в грязи, пыль можно удалить тряпкой. При замене переходника важно обращать внимание на диаметр механизма крепления.

Конструкция реверс-редуктора

Задняя передача – это устройство, устанавливаемое между сцеплением и коробкой передач. Выполняет функцию быстрого изменения направления движения вперед и назад без изменения передаточного числа. Проще говоря, с той же включенной скоростью можно двигаться вперед или назад, что позволяет использовать «челночный» режим».

Конструкция задней передачи состоит из двух групп:

  • Блок механической передачи.
  • Управление задней передачей.

Первая группа состоит из набора шестерен, которые трансформируют (изменяют направление) поток мощности. Вторая группа обеспечивает своевременную активацию или деактивацию определенного режима работы, что позволяет двигаться вперед или назад. В схеме переключения передач МТЗ-82 действие задней передачи является важной и ответственной функцией, позволяющей сразу менять движение, что часто требуется в сложных полевых условиях.

Первичный вал

Коробка передач трактора МТЗ-82 имеет агрегатирование с первичным валом отбора мощности. Он установлен горизонтально и соединен одним концом с корзиной сцепления (нажимным диском), а другим концом с муфтой выходного вала. Входной вал поддерживается двумя подшипниками. Он оснащен продольными зубьями, на которых установлены шестерни с 3, 4 и 5 скоростями. Кроме того, входной вал соединен с гусеницей, для чего используется шестерня.

Конструкция коробки передач не обеспечивает работу первичного вала в нейтральном положении. Агрегат работает только в положении поставляемого синхронного или независимого привода.

Схема ВОМ МТЗ-82

Возможные неисправности КПП МТЗ

Проблемы при трогании с места и управлении в движении, связанные с поломками в коробке передач, можно разделить на две группы:

  1. Сложность фиксации выбранной скорости (плохо держит, «выбивает» коробку передач и т.д.).
  2. Посторонние шумы из коробки передач при переключении передач или во время движения трактора.

Усложняет конструкцию коробки первая ступень коробки передач, удваивающая доступные скорости. Внешне похожие симптомы могут быть вызваны поломкой различных деталей внутри устройства; точный диагноз можно поставить после частичной или полной разборки коробки передач. Проблемы с коробкой передач одинаковые у МТЗ-80 с одним приводным валом и у МТЗ-82 с двумя валами.
Как выглядят подшипники

Выбивание скорости

Выключение коробки передач во время движения может быть вызвано проблемами с вилками переключения, блокирующими пружинами, валами или подшипниками. Если передачи не включены должным образом, рычаг может вернуться в нейтральное положение.

Невозможность или плохое включение передачи

Проблема с включением скоростей может быть вызвана теми же причинами, что и их самопроизвольное отключение или переключение, т.е неисправностью вилок или удерживающих пружин. Расстояние между тягами переключения передач не должно быть более 1,6 мм. Второй источник проблем с включением скоростей – неисправность механизма сцепления. Трактор может остановиться во время движения из-за дефектов в системе управления подачей топлива.

Гул и скрежет при работе коробки передач

Посторонние звуки под работающей коробкой передач могут быть 2 видов:

  • постоянный (гул или шум);
  • осторожно (стучать).

Наличие постоянного шума свидетельствует об износе опор моста. Если проблема не устранена, вал может оторваться от крепления и захватить редуктор. Износ подшипников может быть еще одним источником постоянного шума. Причиной шума и одновременного люфта рычага редуктора может быть износ вилки. Нехарактерные звуки в конечной передаче могут свидетельствовать о неисправности переднего моста.

Поломка механизма переключения КПП

Неисправность в блоке переключения передач может выражаться в люфте, когда невозможно установить рычаг в нужное положение. Причины могут быть:

  • деформация пружин в процессе эксплуатации, в результате чего их длина в сжатом состоянии больше максимально допустимой;
  • износ вилок переключения передач;
  • сломанные гусеницы на тележках скольжения.

При наличии признаков износа на наконечнике рычага КПП МТЗ его необходимо заменить.

Деформация пружины

Оцените статью
Блог про автомобили ГАЗ