Техобслуживание мостов ЗИЛ-131

Тракторы и погрузчики

Техническое обслуживание мостов ЗИЛ-131

Необходимо регулярно добавлять смазку в оси и заменять ее, как указано в карте смазки.

Масло необходимо заливать в картеры всех мостов автомобиля через заливное (смотровое) отверстие, расположенное в верхней стенке картера коробки передач, закрытое пробкой 29, до вытекания масла из открытого смотрового отверстия.

Заполнить картер переднего моста маслом можно, кроме заливного отверстия, через контрольное отверстие в крышке картера моста.

Уровень масла в заднем и среднем мостах во время работы следует проверять специальным указателем уровня 1 (рис. 1), который имеется в комплекте инструментов.

Для проверки уровня масла в заднем и среднем мостах необходимо отвернуть болт, указанный на рис. 1, прикрепите редуктор к картеру моста и вставьте указатель уровня масла в отверстие под болт до упора в фланец картера редуктора.

Правильный уровень масла отмечен меткой на щупе. При снижении уровня масла ниже отметки необходимо долить масло в картер до уровня контрольной пробки.

Фигура 2

Рисунок 3

Для выпуска отработанного масла из картера переднего моста в нижней части картера моста расположено сливное отверстие 48.

Сливные отверстия картеров заднего и среднего моста расположены в нижней части крышек картеров.

Кроме того, имеются дополнительные дренажные отверстия для удаления остатков масла из картеров редукторов: отверстие с пробкой 30 (рис. 3), расположенное в нижней стенке картера редуктора переднего моста, и отверстия с пробками 36 (рис. 4), выполненные в передние стенки картеров заднего редуктора и межосевых мостов.

Рисунок 4

После предварительного прогрева агрегата слейте отработанное масло через все имеющиеся сливные отверстия. Контрольные отверстия должны быть открыты. При необходимости добавьте смазку в корпус оси рулевого управления для подшипников шкворня и шарнира переднего приводного вала.

Заливать смазку необходимо в подогретом состоянии через масленку 17 (рисунок 5), расположенную в верхней облицовке правой колесной ниши и в маятнике, установленном на левой колесной нише; его необходимо заполнять до тех пор, пока смазка не начнет выходить через контрольное отверстие, расположенное в нижней части шаровой опоры.

Рисунок 5

Заглушку 27, закрывающую это отверстие, необходимо предварительно выбить. При замене смазки необходимо промыть все детали рулевого винта и полуоси. Свежая смазка закладывается непосредственно внутрь шаровой опоры, в подшипники шкворня и в полуось. Ступицу колеса также необходимо промыть при замене. При нанесении свежей смазки подшипники должны быть тщательно смазаны.

Отличие от среднего и заднего мостов

Передняя балка из-за наличия поворотного механизма оказалась на 50 кг тяжелее заднего моста ЗИЛа, блок которого во многом сходится. За исключением того, что в последнем картер двигателя прикручен к верхней части балки и снабжен уплотнениями. Для исправной работы механики механизмов требуется обязательная заливка жидкой смазки. Это должно быть всесезонное масло, например ТСп 10 или подобное. Минимальный температурный порог не должен быть выше -30 градусов, так как в замороженном состоянии на детали механизмов трансмиссии ложится высокая нагрузка.

Проверить уровень масла в редукторе заднего моста автомобиля ЗИЛ-131

Уровень масла в заднем мосту проверяется при ТО-2 с помощью указателя уровня масла. При необходимости долить масло (основные марки ТСп-15К, Тап-15 В, при температуре окружающего воздуха ниже минус 300 С, масло ТСп-10). Замена масла осуществляется во время пятого ТО-2.

Сливные отверстия картеров заднего и промежуточного мостов расположены в нижней части крышек картеров. Кроме того, имеются дополнительные дренажные отверстия для удаления остатков масла из картеров КПП: отверстия с заглушками 36 (рис. 50) в передних стенках картеров КПП на заднем и промежуточном мостах автомобиля. После предварительного прогрева агрегата слейте масло через все сливные отверстия. Заливные отверстия должны быть открыты.

Техническое состояние системы питания определяется степенью соответствия состава и количества подготавливаемой системой горючей смеси условиям работы двигателя и качеству горючей смеси, питающей двигатель. Кроме того, техническое состояние системы питания напрямую влияет на такие показатели работы двигателя, как мощность, приемистость, экономичность, долговечность и возможность его быстрого запуска.

Для приготовления необходимой горючей смеси используется карбюратор, являющийся основным узлом системы питания двигателя.

До 1966 года на двигатели автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 устанавливался карбюратор К-88, а с первого квартала 1966 года — карбюратор К-88А. И первый, и второй карбюраторы двухкамерные, двойной диффузор (на камеру), вертикальная, опускающаяся и уравновешенная поплавковая камера.

Основными причинами повышенного или пониженного уровня топлива в поплавковой камере карбюратора могут быть следующие: негерметичность поплавка, неправильный вес (нормальный вес 18,7-19,8 г), заклинивший или негерметичный клапан подачи топлива.

Одной из причин повышенного или пониженного уровня топлива в поплавковой камере может быть также неправильная установка игольчатого клапана подачи топлива при его монтаже на корпусе воздухозаборника карбюратора. Поэтому, прежде чем приступать к регулировке уровня топлива, необходимо убедиться в исправности всех узлов и деталей, входящих в поплавковый механизм.

Проверка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора К-88 проводится при сезонном техническом обслуживании.

Уровень топлива в поплавковой камере карбюратора при давлении перед игольчатым клапаном в пределах 125-170 мм рт. Арт должен быть 18-19 мм от верхней съемной плоскости корпуса до поплавковой камеры. Есть два способа проверить уровень топлива.

  • Первый способ заключается в том, что при работе двигателя на малых оборотах холостого хода отвернуть контрольную пробку и наблюдать за уровнем топлива через контрольное отверстие на уровне глаз. Если уровень отрегулирован правильно, топливо будет видно, но оно не должно вытекать из отверстия.
  • Другой путь заключается в отвинчивании пробки, закрывающей канал клапана механического экономайзера, и ввинчивании на место переходника 1, оканчивающегося стеклянной трубкой 2 с нанесенными на нее рисками, указывающими пределы колебаний уровня топлива в поплавковой камере. Уровень топлива в поплавковой камере должен быть до верхней или нижней метки, т.е на расстоянии 18-19 мм от съемной плоскости до поплавковой камеры.

Для достижения правильного уровня топлива в поплавковой камере (при правильно установленном игольчатом клапане) допускается отгибать кронштейн поплавка: при высоком уровне поплавок должен быть отогнут вниз, при низком уровне — вверх.

Как происходит регулирование мостов

Несмотря на принципиальные отличия переднего и заднего мостов, коробки передач все же имеют единую конструкцию (одинаковое передаточное число), поэтому процесс регулировки полностью идентичен. Под этим процессом следует понимать регулировку подшипников и нормальное соединение шестерен трансмиссии. Важно помнить, что опорное колесо не регулируется. Он установлен на заводе, и положение не может быть изменено. Если необходим ремонт опорного узла, то это можно сделать только заменой без разборки.

Регулировка заключается в устранении люфта путем подкладывания под подшипники специальных вкладышей. С завода производителя устройства они поставляются комплектом в количестве 2 штук. Соответственно, для проведения регулировки необходимо снять подвес, разобрать блок и снять с него стеклопакет. Это можно сделать только с помощью дополнительных винтов. Между торцевыми поверхностями подшипников установлены прокладки, которые исключают боковой люфт из-за износа.

Также необходимо произвести регулировку в коробке передач. Это можно сделать только на заводе, подобрав шестерню с наибольшим пятном контакта, и исключив люфт в зубчатой ​​передаче. Естественно, новые шестерни могут быть тугими, поэтому им приходится проходить стадию притирки. Следовательно, все они уникальны и не могут быть заменены по отдельности. Реально выполнить исключительно в сборе.

Как включить передний мост

Включение переднего моста осуществляется принудительно с помощью электропневматического привода. Активация происходит в автоматическом режиме при включении пониженного ряда в раздаточной коробке. Для слежения используется электрический концевой выключатель, который подает питание на электромагнит. Силовая тяга открывает воздушный клапан, через который начинается подача воздуха при давлении не менее 5 кгс/см². Агрегат подключается к пневматической тормозной системе.

Сжатый воздух воздействует на диафрагму с закрепленным на ней штоком. Перемещение элемента передается на подвижную тележку, что позволяет включать привод переднего моста ЗИЛ-131.

Привод автоматически отключается после выключения опущенного ряда под действием возвратной пружины.

Есть возможность принудительного подключения передачи крутящего момента. Для этого используйте 2-позиционный переключатель, расположенный на панели приборов. Устройство управляет электромагнитным силовым механизмом. В сборку входит специальный контакт, включающий предупреждающий индикатор.

Читайте также: Самодельный погрузчик — как сделать, фото, чертежи и схемы

Устройство и характеристики

В основе конструкции грузовика лежит укороченная рама. Передняя балка установлена ​​на рессорах, которые дополнены 2-ходовыми гидравлическими амортизаторами. Задний мост имеет штатную для продукции ЗИЛ подвеску, включающую основные рессоры и дополнительные рессоры.

В качестве единицы мощности использовалось:

  • 185-сильный дизель ЗИЛ-645, с рабочим объемом цилиндров 8,74 л;
  • увеличенный до 200 л.с вариант дизеля ЗИЛ-6454, рабочий объем цилиндров 9,56 л;
  • бензиновый V-образный двигатель мощностью 150 л.с.;
  • экспериментальный дизель ЗИЛ-0550, имевший рабочий объем 6,28 л и развивавший 132 л.с.

ТТХ машин различаются в зависимости от типа двигателя, но грузоподъемность остается неизменной (6830 кг для шасси и 6000 кг для встроенной версии). Наиболее распространены автомобили с бензиновым двигателем, которые выпускались до 2005-07 гг. Грузовики оснащались 170-литровым топливным баком, потребляли около 26 литров бензина на 100 километров пути (при скорости 60 км/ч).

Для передачи крутящего момента используется 1-дисковая муфта сухого трения. Коробка передач 5-ступенчатая, оснащена 2-мя синхронизаторами на 2-3 и 4-5 скорости. Переключение осуществляется рычагом, установленным на крышке устройства. Задний мост оснащен наклонной 1-ступенчатой ​​коробкой передач с гипоидным профилем зубьев. Есть версии с мостом старой компоновки, которые оснащены 2-ступенчатой ​​коробкой передач.

На коробке передач имеется место для установки коробки отбора мощности. Агрегат предназначен для подключения шестеренчатых масляных насосов к вспомогательной гидросистеме. Жидкость под давлением используется для питания аксессуаров. Например, такой насос используется на автовышках ЧАСТЬ 28 или ПСС 131-22, построенных на базе шасси ЗИЛ-43336 1.

Между выходным валом коробки передач и валом главной пары расположен карданный вал, снабженный шарнирами на игольчатых подшипниках. Вал, изготовленный из тонкостенной трубы, состоит из 2-х секций. Для снижения вибраций использовалась дополнительная опорная опора.

Характеристики машины:

  • длина (шасси) — 6620 мм;
  • колесная база – 3800 мм;
  • ширина (по крыльям кабины) – 2380 мм;
  • передний свес – 1153 мм;
  • высота — 2580 мм;
  • дорожный просвет (до картера до моста) – 220 мм;
  • допустимая масса автомобиля – 11000 кг.
  • конструкционная скорость — 90 км/ч.

Тормозная система имеет пневматическое действие и оснащена барабанными колесными механизмами. В систему входит несколько ресиверов емкостью 20 литров каждый. В конструкции агрегатов предусмотрены сливные клапаны, предназначенные для удаления конденсата.

В семейство машин вошли следующие модификации:

  • шасси с 2-рядной кабиной, предназначенное для монтажа пожарного оборудования;
  • пикап;
  • экспортный вариант для умеренного климата, отдельно выпускался тропический грузовик;
  • шасси для монтажа специализированных надстроек.

Во всех версиях использовалась цельнометаллическая кабина, оборудованная отдельным сиденьем водителя и диваном для 2 пассажиров.

Зил 131 заправочные объемы

Пункт наполнения/смазки Объем, л Наименование материала/жидкости
Топливные баки 2х170 Бензин А-76
Система охлаждения 29 Антифриз А-40 (допускается вода)
Система смазки двигателя 9 Всепогодный до минус 30°С — масла М-6/10В (ДВ-АСЗп-ЮВ) и М-8В, при температуре ниже минус 30°С масло АСЗп-6 (М-4/6В,)
Гидравлическая система рулевого управления 3.2 Масло марки Р
Коробка передач (без ВОМ) 5.1 Всесезонное масло ТСп-15К, при температуре ниже минус 30°С масло ТСп-10
Передать дело 3.3 Всесезонное масло ТСп-15К, при температуре ниже минус 30°С масло ТСп-10
Конечный корпус приводного вала 3×5,0 Всесезонное масло ТСп-15К, при температуре ниже минус 30°С масло ТСп-10
Корпус редуктора лебедки 2,4 Всесезонное масло ТСп-15К, при температуре ниже минус 30°С масло ТСп-10
Амортизаторы 2×0,45 Амортизирующая жидкость АЖ-12Т

Состав РКП

По стандартам РКП ЗИЛ-131 состоит из следующего перечня конструктивных элементов:

  • валы;
  • картер;
  • оборудование;
  • схватить;
  • хранилище;
  • воздушный картер;
  • задыхается;
  • тяга.

Согласно электрической схеме в картере на поршнях установлен приводной вал с шестерней и зубчатым венцом для запуска 5-ступенчатого режима. Картер выполнен из серого чугуна с закрытой системой вентиляции.

Материал, из которого изготовлена ​​арматура, – жаропрочная сталь, что позволяет легко переносить любые нагрузки.

При движении автомобиля по льду активация переднего ведущего моста является необходимым действием. Если такого действия системы не произошло, стоит проверить электропитание машины и состояние клапанов.

Крышка RCP имеет сапун в верхней части и отсек для слива и контрольного заполнения в нижней части. На внешней панели картера надежно закреплены пневмокамера и уплотнения в крышках поршней полуосей. Внутри картера находится компонент, переключающий скоростной режим.

Замена масла

Раздаточная коробка автомобиль ЗИЛ 131: техническое обслуживание

Многие тяжелые работы невозможно выполнить без ЗИЛ 131. Автомобиль специально разработан для перевозки тяжелых грузов на дальние расстояния.

Водители должны не только управлять транспортными средствами, но и осуществлять ремонт во время движения. Важно, чтобы раздаточная коробка на автомобиле ЗИЛ 131 всегда была закреплена.

Чтобы понять, как он должен работать правильно, какие проблемы возможны и как их исправить, нужно знать, как он устроен и как работает.

Работа раздаточной коробки

Включение переднего моста происходит за счет электропневматического узла. Это состоит из:

  • Электрический воздушный клапан;
  • Пневматические камеры;
  • Два микропереключателя;
  • Реле;
  • Выключатель;
  • Сигнальная лампа;

Важно знать, что раздаточная коробка в автомобиле ЗИЛ 131 будет нормально работать, если на поперечине рамы установлен электровоздушный клапан, а к передней стенке картера крепится пневмокамера. Микропереключатель расположен на корпусе замка и на корпусе пневмокамеры, а выключатель и сигнальная лампа расположены в кабине, а под капотом реле.

 

При включении раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ 131 постепенно подключает к работе все остальные механизмы. Водитель перемещает рычаг вперед и сразу поворачивает точку крепления на верхнем шарнире и нижний конец через шарнир.

С помощью штока и вилки муфта перемещается назад и в этот момент шестерни соединяются друг с другом. При движении ствола сразу начинает работать микропереключатель, благодаря чему замыкается цепь реле, что сразу же замыкает цепь электровоздушного клапана.

Якорь электромагнита опускается, впускной клапан открывается, а выпускной закрывается.

Для полноценной работы раздаточной коробки на машине ЗИЛ 131 сжатый воздух из пневмосистемы должен поступать в пневмокамеру, а он через шток должен перемещать сцепление назад и одновременно соединять его с зубчатым венцом на ось.

Приводной вал передает крутящий момент через шестерни, которые равномерно распределены между шестерней и осью, а затем идет на оси задней тележки и уже через муфту идет на карданный вал переднего моста.

При отключении на первой передаче раздаточная коробка на машине ЗИЛ 131 работает следующим образом:

  • Цепь электромагнита размыкается;
  • Впускной клапан плотно закрывается;
  • Выпускной клапан открывается;
  • С помощью возвратной пружины передний мост автоматически отключается.

Для переключения на другие передачи раздаточная коробка на автомобиле ЗИЛ 131 работает так:

  • Рычаг качается вокруг точки крепления на нижнем шарнире;
  • Через шток, шток и вилку муфта движется назад и при этом все механизмы связаны с внутренним краем шестерни;
  • От ведущего вала за счет крутящего момента действие идет непосредственно на карданный вал задней тележки.

Если движение происходит по ровной дороге, ось должна быть включена на передаче переднего хода и принудительно замкнута цепь электромагнита. Для этого нужно использовать переключатель. Крутящий момент передается напрямую через шестерни, муфту непосредственно на карданный вал на переднюю ось.

На всех остальных передачах, если включен передний мост, крутящий момент будет распределяться прямо пропорционально нагрузкам, приходящимся на задний мост тележки и передний мост.

При включении переднего моста цепь автоматически замыкается микровыключателем, и загорается контрольная лампа в кабине.

Раздаточная коробка машины ЗИЛ 131 смазывается специальным спреем. Масло (в данном случае с маркировкой Tap-15v) заливается в картер. Обычная норма – 3,3 литра.

Механизмы ведущих мостов автомобиля ЗиЛ-131

Главные передачи двойные (рис. 121) с передаточным числом 7,62. На промежуточном и заднем мостах главные передачи крепятся к балкам мостов с горизонтальными фланцами; два болта крепления расположены внутри картера и доступ к ним возможен через люк, закрытый боковой крышкой. На переднем мосту главная передача установлена ​​с вертикальным фланцем.

Схема агрегата заднего моста Зил-131

Рис. 121. Задний мост автомобиля ЗИЛ-131: 1 — дышащий; 2 — полуось; 3 — ведомая коническая шестерня; 4 — вал ведущей цилиндрической шестерни; 5 — ведущая коническая шестерня; 6 — заливная пробка; 7 — ведущая цилиндрическая шестерня; 8 — главный редуктор; 9, 34 — прокладки; 10 — стеклянный шарикоподшипник; 11 — крышка подшипника; 12 — чашка дифференциала; 13 — бортовая шестерня; 14 — блок с сальниками для подачи воздуха; 15 — тормозные колодки; 16, 17 — уплотнения ступиц: 18 — стопорные шайбы; 19 — стопорная гайка; 20 — палубный кран: 21 — фланец, полуоси; 22 — регулировочная гайка; 23 — винт; 24 — ступица; 25 — шпилька; 26 — опорный диск; 27 — цапфа; 28 — тормозной барабан; 29 — сливная пробка; 30 — сателлит; 31 — ведомая шестерня; 32 — приводной вал; 33 — регулировочные диски.

Блок главной передачи такой же, как на автомобиле КамАЗ-4310. Проверка уровня масла осуществляется с помощью специального указателя, имеющегося в наборе инструментов водителя, этот указатель вставляется в отверстие под одним из болтов крепления конечного картера к балке моста. Картер вентилируется через воздушный клапан 1.

В стенках картера имеются каналы для прохода масла к подшипникам. В картер главных передач на всех мостах заливается 5 литров масла марки ТСп-15К или ТАП-15В.

Регулировка конических подшипников ведущего вала с коническим редуктором осуществляется подбором шайб 33 нужной толщины, помещаемых между внутренними кольцами подшипников. Двухрядный конический подшипник цилиндрической шестерни устанавливается с помощью специального регулировочного кольца и не требует дополнительной регулировки. Боковой зазор между зубьями конических шестерен регулируется перемещением ведущей и ведомой шестерен путем изменения количества проставок 9 и 34.

Дифференциалы конические, симметричные, по конструкции и работе аналогичны таким же дифференциалам автомобиля КАМАЗ-4310.

Полуоси фланцевые, полностью разгруженные, устройство и крепление такие же, как на автомобиле КамАЗ-4310.

Суставы с равными угловыми скоростями являются сферами. Шарнир состоит из двух кулаков б и 7 (см рис. 118), четырех ведущих 8 и центрирующего шарика 9. Кулаки имеют углубления специального профиля, куда помещаются шарики. Средний шар обеспечивает центрирование кулаков.

При повороте управляемого колеса наружный кулак вращается относительно внутреннего, при этом шарики катятся по дорожкам кулаков и во всех случаях располагаются в плоскости, делящей пополам угол между кулаками (плоскость бисекции). Такое расположение шаров обеспечивает передачу вращения от одного кулака к другому с равной угловой скоростью.

Поверхности трения смазывают смазкой АМ или Литол-24, которую добавляют в количестве 0,3 кг в корпус рулевой рейки при сборке.

Оцените статью
Блог про автомобили ГАЗ