Предназначение
Трактор ДТ выпускался на колесном и гусеничном шасси. Легкие колесные машины предназначены для выполнения работ по выращиванию овощей, вспахивания мягких почв, перевозки грузов на небольших прицепах. Мощные гусеничные тракторы используются в качестве тракторов, сельскохозяйственных или строительных машин. На базе трактора могут быть установлены оросительные установки, буровые станции и другое оборудование.
После заказа гусеничные машины ДТ выпускались с ходовой частью, приспособленной для движения по болотистой местности или крутым склонам. Рельсы машины снабжены стыками увеличенной ширины. Ведущие колеса имеют больший диаметр, что позволило увеличить опорную поверхность гусеницы и снизить давление на грунт. Звенья оснащены проушинами, увеличивающими открытость на мягком грунте.
ДТ-12
Минитрактор ДТ-12 Камея не имеет ничего общего с машинами, разработанными в СССР. Под этим именем продается китайский небольшой трактор с дизельным двигателем мощностью 12 л.с при 2400 об/мин. Двигатель оснащен цилиндром рабочим объемом 632 см³. Смазка дизеля принудительная, масло подается из картера, вмещающего 1,5 литра жидкости. Для запуска используется электростартер или рукоятка.
Трансмиссия состоит из 1-дискового сцепления и механической 3-ступенчатой коробки передач. Сцепление связано с коробкой передач с помощью ременной передачи. Коробка оснащена сверхнизким рядом, что расширяет возможности использования трактора. При движении по шоссе автомобиль развивает скорость 23 км/ч. Для остановки используются барабанные тормоза, расположенные на задней оси.
Трактор оборудован гидравлической системой, предназначенной для управления орудиями. В задней части машины имеется вал, служащий для привода сельскохозяйственного оборудования. Вал закрыт защитным металлическим экраном.
Над задними колесами находится рабочее место водителя, оборудованное мягким сиденьем, регулируемым по расстоянию от педального блока. Навес и дуга безопасности конструкцией не предусмотрены. Механическое рулевое управление оснащено червячной передачей. Масса трактора ДТ-12 в готовом к эксплуатации состоянии составляет 410 кг.
ДТ-14
Легкий колесный трактор, предназначенный для выполнения легких сельскохозяйственных работ. Изготовлен на базе бензинового двигателя ХТЗ-7. На машине использовался 1-цилиндровый дизельный двигатель модели Д-14, развивавший мощность 14 л.с. Для запуска использовался бензин. Головка имела декомпрессионный механизм во избежание детонационного горения. Декомпрессор давал пониженную степень сжатия, после пуска и прогрева переключался на дизель. Декомпрессор был выключен.
В 1957 году была выпущена модификация ДТ-14А, оснащенная электростартером и электрооборудованием, рассчитанным на напряжение 12В. С осени 1957 года в производство был запущен вариант ДТ-14Б, который позволял запускать двигатель на дизеле, без временного перехода на бензин. Трактор оснащался гидросистемой раздельного типа.
Двигатель и коробка передач трактора использовались на самоходном шасси ДСШ, которое выпускалось в Харькове до 1961 года. Шасси использовалось для механизации сельскохозяйственных работ, а также в качестве транспортного средства.
На базе модели 14 был создан модернизированный ДТ-20, который выпускался до 1969 года. Эксплуатация тракторов прекращена, сохранившиеся и восстановленные машины можно увидеть в музее бытовых тракторов, расположенном в Чебоксарах.
Электрооборудование
Электросистема выполнена по однопроводной схеме. Минусовой контакт аккумулятора и потребителей закреплен на корпусе трактора. Напряжение бортовой сети 12 вольт. В электрооборудование минитрактора входят:
- Электродвигатель, используемый для запуска силового агрегата;
- Генератор постоянного тока. Служит для работы электрооборудования и зарядки аккумуляторной батареи после запуска двигателя. Генератор включен в электрическую цепь параллельно с аккумуляторной батареей и имеет ременную передачу;
- Релейный регулятор. Необходимо отрегулировать величину напряжения, поступающего от генератора;
- Разрушитель земли. Необходимо отсоединить минусовой разъем аккумулятора и корпуса минитрактора;
- Фары ближнего и дальнего света;
- Указатели поворота;
- Стоп-сигналы;
- Парковочные огни;
- Замок зажигания. Служит для управления электростартером.
ВАЖНО: На электрической схеме указана розетка для подключения электрооборудования прицепа.
ДТ-24
Легкий колесный трактор, используемый в сельском хозяйстве. Машина выпускалась Владимирским тракторным заводом в 50-х годах. На базе трактора была разработана модификация, предназначенная для работы на хлопковых плантациях, которая отличалась сближенными передними колесами. Хлопковая версия производилась в Узбекистане до 1970 года.
На тракторах использовался 2-цилиндровый 4-тактный двигатель Д-24 с воспламенением от сжатия. Двигатель имел двойную систему питания, позволявшую подавать в цилиндры бензин или дизельное топливо. Запуск силового агрегата осуществлялся на бензине вращением специальной рукоятки. Головка блока цилиндров оснащена декомпрессором, который временно снижает степень сжатия. После пуска и прогрева подключалась подача дизеля, отключался декомпрессорный механизм.
Крутящий момент от двигателя подавался на 7-ступенчатую коробку передач через сухое 1-дисковое сцепление. Ведущие колеса в заднем положении, в трансмиссии установлен дифференциал без возможности блокировки. Для остановки использовались тормозные механизмы, воздействующие на коробку передач. Передние колеса поворотные, рулевой механизм механический, гидроусилителя нет.
Оператор размещался на открытой площадке между задними колесами. Трактор оснащался гидравликой, обеспечивавшей раздельное управление агрегатами. Полная масса машины составляла 2590 кг, тяговое усилие — 0,6 тонны.
ДТ-50
Обозначение ДТ-50 ошибочно присвоено колесным тракторам МТЗ-50 производства Минского завода. Автомобили выпускались более 20 лет и продано 1,26 млн штук. Трактор построен по классической схеме: полурамное шасси с картером коробки передач и заднего моста.
В качестве силового агрегата использовался 4-цилиндровый 55-сильный дизель. Экспортные модификации выпускались с 65-сильным двигателем. На тракторах использовалась 9-ступенчатая механическая коробка передач, которая позволяла развивать скорость до 25 км/ч. Многие конструкторские решения были использованы заводом МТЗ при разработке следующего поколения машин — тракторов МТЗ-80/82.
Под обозначением ДТ-50 «Мистраль» в Россию был поставлен трактор производства Landini. Машина оснащена дизельным двигателем 4TNE88 Yanmar мощностью 48 л.с и 12-ступенчатой механической коробкой передач с приводом на обе оси. Силовой агрегат соответствует экологическим нормам Евро-3. Система охлаждения жидкостная, оснащена радиатором с повышенным теплообменом. Для работы с орудиями установлена гидравлика и 2-х ступенчатый кормовой вал отбора мощности.
Оператор размещается в закрытой кабине с большой стеклянной поверхностью. Рабочее место оборудовано сиденьем с амортизатором, которое регулируется в нескольких направлениях. Усилитель руля гидростатического типа. По заказу машины оснащались кондиционером.
ДТ-55
Гусеничный трактор ДТ-55 относится к тяговой категории 3 тонны, оснащен ходовой частью, адаптированной для работы в заболоченных местах. Машина базировалась на агрегатах гусеничного ДТ-54. С 1958 года модернизированный ДТ-55А выпускался на производственных мощностях Волгоградского тракторного завода.
Было четыре типа тракторов:
- 55А-С1, оборудованный раздельной гидравликой и комплектом дистанционно управляемых гидроцилиндров;
- 55А-С2, с раздельной гидросистемой без внешнего и главного цилиндра, без муфты;
- 55А-С3, не имеет гидравлики и шарниров на корме;
- 55A-C4, идентичен модели C1, за исключением удаленных пультов дистанционного управления.
Все модификации оснащены атмосферным дизелем Д-54А мощностью 54 л.с. Особенностью силового агрегата являются вихревые камеры, расположенные в нижней части поршней. Двигатель оснащен газораспределительным механизмом с нижним распределительным валом. Работа клапанов осуществляется штоками и коромыслами. Запуск силового агрегата осуществляется пусковым бензиновым двигателем ПД-10М.
Трансмиссия состоит из 1-дискового сухого сцепления и 5-ступенчатой коробки передач. Перед картером коробки передач может быть установлен дополнительный редуктор, что увеличивает количество передач в 2 раза. Коробка передач используется при пересадке сельхозтехники.
ДТ-80
Это неофициальное название машин ДТ-75Б/75К/75В, оснащенных двигателем повышенной до 80 л.с мощности. Ни один завод в СССР не выпускал трактор с обозначением ДТ-80.
Еще один трактор Landini, который был поставлен в Россию, имеет маркировку DT-80 Rex. Машины оснащались 82-сильным дизелем 1103С33 Perkins, оснащенным турбокомпрессором. Трактор оснащен гидравликой, предназначенной для управления передними и задними орудиями. Коробка передач механическая, снабжена несколькими валами для привода дополнительного оборудования.
Кабина закрытого типа, оборудована системами отопления и вентиляции. В стандартную поставку входит кондиционер с фильтром. Боковые двери кабины выполнены полностью из стекла, по периметру имеется усиливающий каркас.
Читайте также: Как убрать люфт рулевой колонки мтз 80
ДТ-90
Сельскохозяйственно-строительный гусеничный трактор, построен на базе модели 75. Полное наименование машины ДТ-90П. Трактор оснащен рядным 4-цилиндровым дизельным двигателем Д-440. Двигатель оснащен модифицированной головкой блока цилиндров, приспособленной к установке турбокомпрессора. Система охлаждения жидкостная, с принудительной циркуляцией и термостатом. Двигатель развивает мощность 95 л.с., обеспечивая при этом запас крутящего момента не менее 35%.
Трактор оснащен механической 7-ступенчатой коробкой передач с задним выходом на карданный вал. В стандартной поставке вал имеет скорость 540 об/мин. Есть машины, оснащенные валом, дающим скорость 1000 об/мин. Такие комплектации завод выпускал по собственному заказу. Ходовая часть состоит из 4-х опорных катков, соединенных попарно на тележках. Ведущее колесо расположено сзади, ведущий каток, используемый для натяжения гусеницы, установлен спереди.
Бульдозер ДТ оснащен отвалом, который управляется гидроцилиндром, расположенным перед радиатором. Ходовые балки установлены на оси, закрепленной на раме трактора между тележками ходовой части. Работой управляет оператор из кабины, где установлен гидрораспределитель.
На машинах ДТ-90П применяется металлическая кабина рамного типа. Для установки кабины на шасси используются резиновые подкладки, снижающие вибрационную нагрузку. В состав оборудования входит подогреватель воздуха, подключенный к системе охлаждения. Летом воздух в кабине охлаждается испарительным устройством, установленным в системе вентиляции. Боковые стенки покрыты мягким материалом, поглощающим звук и дополнительно снижающим вибрации.
Конструкция минитрактора
Рама трактора состоит из двух шарнирных частей. При повороте задняя часть рамы смещается по отношению к передней. Такая конструкция позволяет превратить участок с минимальной площадью. На передней части рамы находится силовой агрегат трактора и коробка передач. Задняя часть оборудована креплением и сиденьем водителя.
Другие модели
Обозначение ДТ-15 носит китайский малогабаритный трактор, оснащенный одноцилиндровым дизельным двигателем мощностью 15 л.с. Двигатель запускается электростартером или вручную. Ручной запуск осуществляется с помощью рукоятки стартера, которая используется для прокручивания коленчатого вала через храповик. В трансмиссию машины входит 3-ступенчатая коробка с дополнительным демультипликатором. Ведущие колеса расположены сзади, дифференциал не оборудован блокировкой.
Для выполнения работ на склонах выпускалась специальная гусеничная машина ДТ-57. Конструкция трактора позволяла работать на склонах с заболоченным или каменистым грунтом крутизной до 25°. Машина могла использоваться в высокогорных районах, расположенных на высоте 2000 м. Дизель Д-54А был оснащен модернизированным маслоприемником, что исключало масляное голодание двигателя при движении трактора по склонам. Система охлаждения была закрытой, что предотвращало образование отложений.
На машине используются рулевые колеса увеличенного диаметра, оснащенные дополнительной продольной пружиной. Кабина водителя оборудована двумя рабочими местами, установленными симметрично относительно органов управления. При работе трактора применялся реверсивный способ, что позволяло избегать поворотов на машине в конечных точках гусеницы.
Спереди и сзади машины устанавливались прицепы и однотипные принадлежности. Дублирующая навесная система оснащена единой гидравлической сетью. Гидравлика включает предохранительный элемент, предотвращающий одновременное использование передних и задних шарниров.
Обозначение ДТ-35 относится к отечественному пропашному трактору, выпускавшемуся на Липецком тракторном заводе до 1960 года. Машина имеет официальное наименование КД-35, модернизированные тракторы, выпускавшиеся с 1950 года, именовались КДП-35. Отличием доработанной машины стало доработанное шасси, получившее расширенную колею и узкие гусеницы.
На машинах использовались 4-цилиндровые дизельные двигатели моделей Д-35 и Д-40, развивавшие мощность 35 и 45 л.с соответственно. Трансмиссия включала 5-ступенчатую коробку передач, оснащенную механической коробкой передач. Ходовая часть оснащалась ремнями с шириной стыка 280 и 200 мм. Для работы с орудиями использовалась гидравлическая система с линиями, ведущими в заднюю часть машины.
Достоинства и недостатки
Обычный отвал ДТ используется в строительных и дорожных работах. Популярность машины обусловлена надежностью и ремонтопригодностью конструкции. Для ремонта двигателя или коробки передач не требуется специального оборудования и инструментов.
К недостаткам машин ДТ можно отнести слабую гидравлическую систему и низкий комфорт в кабине.
В машинах нет кондиционера, система отопления не отличается высокой эффективностью. Исключением является трактор ДТ производства Landini Mistral, который с советской техникой имеет только аббревиатуру ДТ.
Цены и аналоги
Из всего модельного ряда автомобилей, выпускаемых с аббревиатурой ДТ, в продаже имеются:
- ДТ-12 – стоимость от 89 тысяч рублей;
- ДТ-50 – цена от 900 тысяч рублей;
- ДТ-80 — цена от 1,1 млн руб.