- Назначение
- Инструкция по эксплуатации
- Техническое обслуживание
- Консервация
- Основные неполадки, методы устранения
- Технические характеристики
- Характеристики двигателя
- Кабина
- Расход топлива
- Навесное оборудование
- Гусеничная модификация машины
- История модели и особенности её конструкции
- Варианты комплектации
- Устройство
- Сфера применения трактора «ДТ-20»
- Трактор ДТ-20
- Описание
- Особенности трактора ДТ-20:
- Модификации колесного трактора ДТ-20:
- Область применения и назначение модели
- Преимущества и недостатки
- Трактор ДТ 20
- Назначение
- Характеристики двигателя
- Кабина
- Расход топлива
- Преимущества и недостатки
- Чем может комплектоваться
- Двигатель
- Трактор ДТ-20 — советский раритет со спичечных этикеток
- Силовая установка
- Краткий обзор рабочих возможностей
- Трансмиссия трактора ДТ-20
Назначение
Основное назначение ДТ-20 – механизация земляных работ, повышение производительности и возможность освоения большого количества целинных земель. На своем уровне трактор справлялся с этими задачами. Первые изготовленные тракторы с металлическими колесами разбросаны по музеям многих городов. Но не будет лишним сказать, что даже в 2021 году еще есть рабочие экземпляры.
Инструкция по эксплуатации
Техническое обслуживание
Бесперебойная и долгая работа трактора обеспечивается своевременным и качественным выполнением технических осмотров и регламентов технического обслуживания. Автомобиль очищен от грязи, заправлен и смазан. Регулярно проверяется состояние систем и агрегатов, устраняются обнаруженные неисправности.
К правилам ухода относятся:
- периодические мероприятия по уходу, проводимые после определенных периодов работы (длительность рассчитывается исходя из количества израсходованного топлива и продолжительности работы двигателя),
- сменный уход осуществляется в начале и в перерывах бригады.
Техническое обслуживание оборудования, работающего с устройством, проводится регулярно в соответствии с правилами, изложенными в руководстве пользователя.
Консервация
Зимой ДТ-20 использовать нецелесообразно. Процедура консервации двигателя состоит из слива масла, горючего и отработанного топлива. Вся машина очищается и моется, механизмы и элементы просушиваются и смазываются.
Основные неполадки, методы устранения
Двигатель не запускается:
- низкое качество или отсутствие топлива и масла,
- забит топливный или воздушный фильтр
- топливный насос не работает.
Гидравлическая система не работает:
- недостаточно масла
- гидравлический насос выключен,
- предохранительный клапан заклинил.
Ошибка запуска:
- слабый контакт с магнитным выключателем,
- разряженный аккумулятор,
- обрыв провода,
- короткое замыкание.
При выходе из строя тормозной системы необходимо заменить диски или уменьшить ход педали.
Технические характеристики
Трактор ДТ 20 стал прообразом современных машин. И на его базе были спроектированы новые модификации: ДТ-25, ДТ-75. Вес ДТ-20 составляет 1,56 тонны, он выполнен в двух вариантах:
- Надутый дизайн для садоводства:
- длина 1,63-1,775 м;
- высота шапки 1231 м;
- просвет 0,515 м.
- Низкая конструкция, для сада:
- длина 1,423-1,837 м;
- высота 0,308 м;
- просвет 0,308 м.
Длина с навесной системой довольно компактная 2,8-3,0 метра.
Характеристики двигателя
Самая важная деталь — двигатель имеет следующие характеристики:
- одноцилиндровый d-125 мм, ход поршня 140 мм;
- мощность 13,2 кВт;
- 4 удара;
- электрический стартер;
- односекционный топливный насос с комбинированной системой смазки (под давлением и разбрызгиванием);
- тяга 0,125-0,72 т.
Важной особенностью, которую можно отнести к факторам, повышающим безопасность машины, является установленное на маломощном двигателе принудительное водяное охлаждение, предотвращающее перегрев двигателя в самую жаркую погоду.
Силовой агрегат развивает скорость в 3-х режимах:
- Нормальный — 18 л.с. 1600 об/мин — 5-15,6 км/ч;
- Макс 1800 20 л.с. — 17,65 км/ч;
- Дополнительная передача используется для отбора мощности 900 об/мин — 0,87 км/ч.
Кабина
Кабина в конструкцию не входит, что позволило инженерам сэкономить на металлоконструкциях и стеклах, а также снизить нагрузку на грунт. Защитную функцию выполнял тент. Кресло было жестко прикреплено к раме, и с точки зрения удобства не представляло никакого плюса или плюса, даже минимального.
Расход топлива
Одноцилиндровый двигатель самый экономичный в семействе, расход 200 г/л.с.ч. Расчетная продолжительность для полного бака 45 литров составляет 12,5 часов.
Навесное оборудование
В перечень дополнительного оборудования, которое может использовать минитрактор ТЗ-4К-14, входят такие приспособления, как:
- Косильная машина.
- Отвал бульдозера.
- Подметальная машина.
- Подвесной резак.
- Потрошитель.
- Реверсивный плуг.
- Культиватор.
Из подвесного оборудования модель может использовать самосвальный прицеп.
Гусеничная модификация машины
Производитель выпустил гусеничную модификацию трактора ДТ 20В. Благодаря высокой маневренности и низкому давлению на плодородные слои почвы машина использовалась для обработки почвы. Гусеничный трактор ДТ 20В, по сравнению с колесным вариантом, имел более высокие показатели проходимости на сложных участках с пересеченной местностью. Машина использовалась для очистки поверхностей ограниченной площади от снежной массы.
Ходовая часть гусеничной тележки состоит из двух металлических лент. Гусеницы приводятся в движение двумя ведущими колесами. Опорные колеса установлены спереди. Они предотвращают перемещение гусеницы во время движения трактора.
В кресле оператора нет руля. Рулевое управление осуществляется с помощью двух рычагов. Поворот гусеничного трактора ДТ 20В осуществляется за счет торможения одной из гусениц. Это позволяет поворачивать машину на одном месте. Помимо ходовой части, большинство узлов гусеничной модели идентичны деталям колесной версии трактора ДТ 20.
Из вышесказанного следует, что трактор ДТ 20 относится к машинам легкого класса. Он был разработан для выполнения работ в помещениях с ограниченным пространством. Трактор неприхотлив к условиям эксплуатации и качеству дизеля.
Читайте также: Обзор трактора ДТ-175 «Волгарь»
История модели и особенности её конструкции
Бесрамные тракторы с легкими колесами, предназначенные специально для садоводства и плантаций, для работы на животноводческих фермах и в теплицах, для перевозки небольших грузов и выполнения вспомогательных работ, ХТЗ начал выпускать в 1950 году.
«ДТ-20», запущенный в серийное производство в 1958 году, стал третьей моделью с аналогичной конструкцией и назначением. Предшественниками были тракторы ХТЗ-7 и ДТ-14».
В технологическом отношении «ДТ-20» стал дальнейшим развитием конструкции трактора «ДТ-14Б». При его создании и запуске в производство дизельный двигатель был доработан с учетом текущих показателей, что прибавило в мощности 20 лошадиных сил, или 13,2 кВт.
По сравнению с предшественником трактор ДТ-20 имел увеличенную площадь крыла и изменение стойки тента; добавлена педаль для одновременного включения обоих тормозов, переработана конструкция бортового картера и изменено число зубьев на шестернях бортовой передачи.
Важной конструктивной особенностью трактора является возможность изменения ширины колеи. Для изменения колеи на задней оси пришлось переставить диски и обод колеса. С управляемыми колесами все было намного проще: конструкторы ДТ-20 предусмотрели для этого телескопический передний мост.
Трактор «ДТ-20» легко переоборудовали для использования задним ходом. Интересной особенностью этой сельскохозяйственной машины является то, что руль, педали и сиденья можно было поворачивать и переставлять, а колеса можно было не только установить на другую ширину колеи, но и заменить.
Варианты комплектации
Несмотря на наличие модификаций, к трактору ДТ-20 поставлялись все виды плугов и косилок, опрыскивателей и почвообрабатывающих машин, борон и тележек, транспортеров и других приспособлений.
Устройство
Отличительной чертой этого трактора от всех современных моделей является отсутствие рамы. Рама — это двигатель, коробка передач, задний мост, на котором установлены все аксессуары: крылья, сиденье, топливный бак и конечно органы управления:
- руль;
- рычаги: — например сцепление; — переключение передач; — наоборот;
- педали: — тормоза (правая и левая); — дроссель (ручной и ножной).
В управление встроены педальные тормоза — ленточные тормоза с раздельным управлением. Характеристики трактора не ограничиваются стандартными формами, он имеет возможность регулировать дорожный просвет и собирать вместе с навесным и стационарным оборудованием.
Подвеска: ведущие задние колеса, передние направляющие жестко связаны с передней осью, балансировка по вертикали — своеобразная амортизация. Механическая коробка передач с однодисковым фрикционом управляется рычагом. При включении заднего хода трактор едет назад на полной скорости 16 км/ч, управление осуществляется в зеркальном отображении.
Сфера применения трактора «ДТ-20»
Трактор отлично подходил для работы на овощных плантациях и в садоводческих хозяйствах; при выращивании льна и хлопка; на виноградниках; в животноводстве.
«ДТ-20» применялся с навесными и навесными сельскохозяйственными орудиями, особенно актуальными для этих областей сельского хозяйства, для перевозки грузов, уборки урожая и вспомогательных работ. Он также использовался для питания различных стационарных машин и механизмов.
Слишком легкий и недостаточно мощный для полноценной пропашной работы трактор ДТ-20, напротив, справлялся с выращиванием и сборкой сорных культур; их химическая обработка – опрыскивание, подкормка.
Он широко использовался при сборе урожая, заготовке сена и экспорте винограда и фруктов. Повсеместно трактор ДТ-20 использовался на виноградниках с полутораметровыми междурядьями.
Значительное увеличение функциональных возможностей этого трактора обеспечили упомянутые выше возможности регулировки колеи (как передних, так и задних колес); изменения дорожного просвета, веса сцепления и продольного днища.
Трактор ДТ-20
Харьковский тракторный завод выпускал эту модель трактора двенадцать лет, прекратив производство в 1969 году. За это время свет увидели почти двести пятьдесят тысяч новеньких тракторов, причем часть из них отправилась работать за границу: в Голландию, Францию и другие страны. Эта машина (класса 0,6 тонны) в основном предназначалась для садово-огородных работ.
Конструкцию отличает отсутствие рамы, педальные тормоза, дизельный двигатель с водяным охлаждением (за счет чего автомобиль почти не нагревается даже в жаркую погоду). Широкий выбор рабочего оборудования, регулируемая колея (как передних, так и задних колес), регулируемый клиренс, масса сцепки и продольная база добавляют функциональности.
Эти положительные качества, компактность и то, что отечественный трактор легко перестраивался в задний ход, сделали устройство очень популярным не только в сельском и лесном хозяйстве, но и среди коммунальных служб и строителей.
К недостаткам можно отнести отсутствие кабины (что частично компенсировалось наличием тента в ряде модификаций). Трактор не может похвастаться большой мощностью одноцилиндрового двигателя (она составляет всего 18 лошадиных сил). Фото трактор ДТ-20
Трактор имел ряд модификаций. Отличались задними шинами, электрооборудованием, навесным оборудованием:
- Для междурядья использовали ДТ-20-С1 с шинами 8-32.
- Для общих работ и транспорта использовался ДТ-20-С2 с шинами 10-28, обладающий отличным сцеплением с дорогой.
- ДТ-20-С3, ДТ-20-С4 и ДТ-20-С5 с шинами 10-28 и удлиненными крыльями являются экспортными моделями.
- ДТ-20В — гусеничный вариант трактора для работы на виноградниках.
- ДТ-20К с дорожным просветом 1,5 метра и широкой колеей (2,1 метра) — модель для работы с высокими растениями.
- ДТ-20У применялся там, где были узкие коридоры. Было удобно использовать этот трактор в фермерских хозяйствах.
Описание
Визуальной особенностью этой модели является отсутствие у трактора жесткой рамы (рамы). Кабины тоже нет, место водителя полностью открытое, последние модели тракторов оснащались стойками с небольшим тентом, защищавшим водителя от прямых солнечных лучей.
Трактор несколько раз модернизировался. Улучшения коснулись тормозной системы — две тормозные педали заменили на одну. Увеличенная подвеска, стойки – все это давало комфорт водителю автомобиля.
Особенности трактора ДТ-20:
- Универсальный трактор ДТ-20 оснащен одноцилиндровой силовой установкой с радиаторным охлаждением, производительная мощность которой составляла 20 л.с.
- Еще одной особенностью модели стали регулируемые по ширине колеса и возможность быстрой регулировки клиренса (выше-ниже). Трактор быстро трансформируется, колеса меняются местами, педали перебрасываются, сиденье снимается и ставится обратно.
- Внутри кабины установлен электростартер с питанием от аккумуляторной батареи.
- Аккумулятор питается от генератора, который получает энергию от вентилятора через шкив и клиновой ремень.
- Конструкция обеспечивает подогрев воздуха перед пуском, что обеспечивает легкий запуск двигателя даже при минусовых температурах.
- Механическая коробка передач получила шесть скоростей вперед (рабочий диапазон от 5 до 17 км/ч) и пять назад.
- Трансмиссия погружена в масляную ванну.
- Дифференциал заднего моста передает крутящий момент на привод колес. Б
- балансировка переднего моста обеспечивает более плавный ход машины по дороге, снижает вибрации, создаваемые рабочими механизмами.
- Гидравлика раздельного агрегата управляется водителем с помощью гидропоршневого распределителя.
Модификации колесного трактора ДТ-20:
- ДТ-20В на гусеничном ходу нашел свое применение в овощеводческих и виноградарских хозяйствах;
- ДТ-20-С1, применение — обработка почвы, размер колес 8-32;
- ДТ-20-С2, универсал предназначен для всех видов сельскохозяйственных работ, колеса 10-28;
- ДТ-20-С3, выпускавшийся на экспорт, оснащался всевозможной электроникой, фарами, задними фонарями, размером колес 10-28;
- ДТ-20-С4, на экспорт;
- ДТ-20-С5 — экспортная модель, оснащенная вентилятором, стоп-сигналами, фарами и другой электроникой;
- ДТ-20-С6 — больше возможностей при работе с функциональным оборудованием, дополнительная электроника;
- ДТ-20У – узкий просвет, идеальный помощник в теплицах и животноводческих хозяйствах;
- ДТ-20К — дорожная колея более двух метров, клиренс 1,5 метра, идеальный трактор для выращивания высоких технических культур.
Область применения и назначение модели
Трактор ДТ 20 предназначен для выполнения работ на участках земли с ограниченной площадью. Небольшие габаритные размеры и высокая маневренность позволяли поворачивать машину практически на одном месте.
Первые модели тракторов имели металлические колеса и использовались только для обработки почвы. Позже производитель оснастил ДТ 20 резиновыми шинами. Это означало, что его можно было использовать для перевозки прицепов.
Трактор нашел широкое применение в садоводстве. Благодаря габаритам можно обрабатывать почву между деревьями, вносить удобрения и перевозить урожай. В животноводстве трактор использовался для перевозки кормов.
СПРАВКА: Благодаря установленному жидкостному охлаждению вы можете использовать машину при любой температуре окружающей среды.
Преимущества и недостатки
Даже по сравнению с современными машинами у этой техники можно найти преимущества:
- Мотор с водяным охлаждением – машина не нагревается даже при интенсивной работе в жару;
- Простая конструкция и высокая ремонтопригодность;
- Использование интегрированных конструктивных элементов, что исключает риск поломки устройства;
- Использование стали и чугуна с высоким запасом прочности.
Трактор ДТ 20
Сегодня трактор ДТ 20 — редкость, на которой развивалось сельское хозяйство в послевоенные годы. Автомобиль в тяговом классе 0,6 выпускался в 1958-1969 годах Харьковским заводом.
Прототипом послужила модель Дт-145, получившая ряд доработок: на двигатель был установлен новый картер, а воздушный клапан выполнен из резины.
Сам ДТ-20 тогда выпускался в 12 модификациях и за 11 лет было выпущено всего 248 400 штук.
Назначение
Основное назначение ДТ-20 – механизация земляных работ, повышение производительности и возможность освоения большого количества целинных земель.
На своем уровне трактор справлялся с этими задачами. Первые изготовленные тракторы с металлическими колесами разбросаны по музеям многих городов.
Характеристики двигателя
Самая важная деталь — двигатель имеет следующие характеристики:
- одноцилиндровый d-125 мм, ход поршня 140 мм;
- мощность 13,2 кВт;
- 4 удара;
- электрический стартер;
- односекционный топливный насос с комбинированной системой смазки (под давлением и разбрызгиванием);
- тяга 0,125-0,72 т.
Важной особенностью, которую можно отнести к факторам, повышающим безопасность машины, является установленное на маломощном двигателе принудительное водяное охлаждение, предотвращающее перегрев двигателя в самую жаркую погоду.
Силовой агрегат развивает скорость в 3-х режимах:
- Нормальный — 18 л.с. 1600 об/мин — 5-15,6 км/ч;
- Макс 1800 20 л.с. — 17,65 км/ч;
- Дополнительная передача используется для отбора мощности 900 об/мин — 0,87 км/ч.
Кабина
Кабина в конструкцию не входит, что позволило инженерам сэкономить на металлоконструкциях и стеклах, а также снизить нагрузку на грунт. Защитную функцию выполнял тент. Кресло было жестко прикреплено к раме, и с точки зрения удобства не представляло никакого плюса или плюса, даже минимального.
Расход топлива
Одноцилиндровый двигатель самый экономичный в семействе, расход 200 г/л.с.ч. Расчетная продолжительность для полного бака 45 литров составляет 12,5 часов.
Преимущества и недостатки
Даже по сравнению с современными машинами у этой техники можно найти преимущества:
- Мотор с водяным охлаждением – машина не нагревается даже при интенсивной работе в жару;
- Простая конструкция и высокая ремонтопригодность;
- Использование интегрированных конструктивных элементов, что исключает риск поломки устройства;
- Использование стали и чугуна с высоким запасом прочности.
Чем может комплектоваться
Трактор Т 20 выпускался в различных модификациях, но все же к нему может поставляться дополнительное оборудование:
- шприцы;
- прицепные тележки;
- машинки для стрижки;
- плуги;
- бороны;
- холмы;
- транспортер винограда.
Двигатель
Базовая модель одноцилиндрового дизельного силового агрегата мощностью 18 л.с отличается стабильной работой, простотой обслуживания и экономичностью в эксплуатации. Расход дизельного топлива составляет 200 г/л.с за час работы.
Стартер питается от встроенного аккумулятора, который, в свою очередь, заряжается динамо-машиной с клиноременным приводом от шкива вентилятора. За счет эффективности предварительного подогрева всасываемого воздуха проблема пуска электростартера при отрицательных температурах практически отсутствует.
Трактор ДТ-20 — советский раритет со спичечных этикеток
Трактор ДТ-20, маленький, аккуратный и маневренный, был очень популярен в советское время. Его изображение даже украсило несколько серий спичечных этикеток. Так как он давно не производится, то уже стал редкостью, и сегодня можно встретить лишь единичные автомобили, да и то в основном в музейных экспозициях: в Чебоксарах, Тарту, Переславле-Хмельницком.
Силовая установка
Модель ДТ-20 оснащалась двигателем Д-20 с гибкими характеристиками. Номинальная мощность 18 л.с. С возможностью увеличения до 20 л. Путем увеличения скорости с 1600 в минуту до 1800 об/мин. При этом этот режим никак не ограничивался, устройство не перегревалось и могло достаточно долго работать на высоких скоростях.
Степень сжатия двигателя отмечена в пределах 15 единиц, что также близко к норме. Маленькому дизелю не нужен был стартер, которым обычно оснащаются более мощные моторы. Двигатель Д-20 запускался электростартером.
Двигатель нуждался в модернизации, поэтому изменение началось с изменения конфигурации коленчатого вала. Из-за этого пришлось изменить форму боковых стенок картера. Некоторые параметры изменены с расчетом на более высокие обороты.
Изменений было много, но все они были конструктивно связаны друг с другом, поэтому мы получили хорошо сбалансированный, надежный двигатель с достаточно долгим ресурсом.
Краткий обзор рабочих возможностей
- Многофункциональный трактор ДТ-20 отлично зарекомендовал себя при обработке легких почв, уходе за зерновыми и техническими культурами, перевозке тракторных прицепов повышенной проходимости грузоподъемностью до 3 тонн.
- Конструкция оказалась настолько удачной, что трактор выпускался с 1958 по 1969 год с минимальной модернизацией. За это время с конвейера сошло 248 400 автомобилей. По проверенной информации, небольшое количество этих машин до сих пор эксплуатируется в частных хозяйствах.
- Конструкция трактора допускает ременную передачу стационарных агрегатов очистки и сортировки зерна, подачи воды на поливные площади.
По сравнению с предыдущей моделью у ДТ-14 выросла до 18 л.с мощность двигателя, значительно усовершенствована коробка передач и конструкция картера силовой передачи. Изменения коснулись органов управления, в частности для включения тормозных механизмов стала использоваться педаль.
Вариант трактора ХТЗ ДТ-20В имел гусеничную ходовую часть с фрикционными механизмами поворота, установленными на полуосях ведущих колес. Технические характеристики трактора расширены за счет разнообразия навесных агрегатов, регулируемой колеи задних и передних колес, наличия реверсивного режима, возможности увеличения сцепной массы за счет веса воды, заливаемой в шины колеса.
На базе модели 20 разработано 5 модификаций, предназначенных для механизации трудоемких работ при выращивании низких и высоких технических культур на плантациях с широкими и узкими междурядьями.
Несмотря на существенные отличия колесных и гусеничных машин, традиционная для харьковских тракторов унификация ремонтных серий максимально сохранена. На практике это означает, что многие детали и узлы этих моделей взаимозаменяемы.
Трансмиссия трактора ДТ-20
- Трактор ДТ 20 имеет механическую коробку передач.
- Имеет четыре передачи переднего хода. Три передачи могут быть реверсированы. Максимальная скорость автомобиля составляет 17,65 км/ч. Переключение передач осуществляется дистанционно из кабины.
- Крутящий момент от силового агрегата к трансмиссии передается при помощи однодискового сцепления сухого типа. Нормальное положение сцепления всегда включено. Сцепление выключается нажатием педали в кабине. Сцепление имеет механическое управление.
- Трактор ДТ 20 имеет задний ведущий мост. Оснащен межосевым дифференциалом. При повороте внутреннее колесо практически неподвижно. В сочетании с раздельной тормозной системой дифференциал делает автомобиль маневренным.