- Особенности конструкции
- Гусеничная модификация
- Двигатели Т-150
- Основные технические характеристики трактора
- Трансмиссия
- Особенности управления трактором на гусеничном ходу
- Устройство
- Технические параметры и конструкция агрегатов Т-150
- Двигатель
- Кабина
- Характеристики
- Ходовая часть и подвеска
- Кабина Т-150
- Кабина установки Т-150К
- Отличия от предшественника – гусеничного трактора Т-74
- В сравнении с колёсным вариантом – трактором Т-150К
- Опыт эксплуатации трактора Т-150К. Достоинства и недостатки
- Бульдозерная модификация
- Модификации Т-150К
- Технические характеристики в цифрах
- Схема переключения передач трактора Т-150
- Модификации
- Т-150КС1
- Т-150КС2
- Обзор трактора т 150
- Гусеничная модификация
- Колесная модификация
- Двигатель
- Сравнение модификаций
- Дополнительное оборудование
Особенности конструкции
Шасси трактора Т-150 базируется на жесткой несущей раме, включающей в себя два мощных продольных швеллерных (коробчатых) бруса, поперечно соединенных с передней, и три промежуточных стальных бруса — поперечины, соединенных заклепками. К раме через узел рессорной подвески крепятся 2 подвижные тележки с гусеничным приводом по 46 звеньев в каждой, ведущие колеса, направляющие катки с натяжителями и амортизаторами, опорные и опорные колеса.
Рулевое управление гусеничного варианта машины. Также можно включать разные передачи для каждой дорожки. Поэтому развернуть тяжелую машину можно практически на одном месте.
В колесном варианте Т-150К рама состоит из двух частей, шарнирно закрепленных, с возможностью поворота в горизонтальной плоскости. На передней полураме расположены двигатель, коробка передач, кабина и дизельный бак. На задней полураме имеется шарнирная система, предназначенная для крепления навесного оборудования. Оба моста трактора, задний и передний, являются ведущими. В этом случае заднюю крышку можно отключить.
На тракторе Т-150 двигатель расположен спереди. К задней части двигателя жестко прикреплены сцепление и двухпоточный редуктор, два выходных вала которого соединены карданными валами с правой и левой коническими бортовыми передачами, установленными в заднем мосту. Главные передачи связаны с планетарными бортовыми редукторами, на которых установлены звездочки гусеничных цепей.
Повернуть трактор можно двумя способами. Кинематический способ предполагает включение с помощью гидромуфт разных передач с левой и правой сторон. При кинематическом способе поворота обе гусеницы остаются ходовыми (активными) и весь вес трактора используется для создания тяги. Силовой способ заключается в снижении давления масла в гидромуфте на отстающей стороне. Управление трактором при силовом способе поворота осуществляется штурвалом. Наименьший радиус поворота дается при включении тормоза с нужной стороны после полного отключения гидромуфты.
На коробку передач устанавливается кабина и дизельный бак емкостью 315 литров. Коробка передач включает транспортный, тяговый (медленный), рабочий режим и задний ход. Переключение передач (всего их четыре, для каждого из перечисленных режимов) осуществляется гидромуфтами — без остановки, под нагрузкой и в движении. Тормоза — ленточные, с двумя подтянутыми ветвями. Гидравлическое оборудование: отдельная отдельная агрегатная система управления навесными и прицепными машинами; отдельная система рулевого управления и переключения передач. Рулевое управление гидромеханическое.
Гусеничная модификация
Гусеничный трактор т 150 имеет двигатель, который расположен перед кабиной, из-за чего центр тяжести трактора смещается вперед. Кабина т 150 оборудована специальным каркасом безопасности. Шасси трактора выполняет функции несущей рамы. Изготавливается из 2-х продольных балок, соединенных между собой.
Управление трактором т 150 достаточно простое, реализовано через рулевой механизм, что облегчает работу машиниста. Кроме того, водитель имеет возможность использовать разные скорости для левой и правой гусениц, в результате чего Т-150 может поворачивать, оставаясь на одном месте.
Коробка передач в гусеничном типе xtz t 150 имеет несколько диапазонов скоростей для разных режимов работы — медленный, рабочий, транспортный, а также реверсивный режим. Участки меняются только при полной остановке трактора. Вы можете переключать передачи (в диапазоне одного ряда) без выжима сцепления, что означает непрерывный поток мощности во время работы.
Двигатели Т-150
Основным двигателем трактора Т-150, который собственно и был первоначально разработан для него, является дизель СМД-60 производства Харьковского завода серповидно-молотовых тракторных дизелей. Это шестицилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения, оснащенный турбонаддувом. Рабочая мощность составляет 150 лошадиных сил. Дизельный двигатель запускается пусковым бензиновым двигателем, который, в свою очередь, запускается электростартером.
После прекращения производства двигателя СМД-60 на трактор устанавливался шестицилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения ЯМЗ-236Д3 — без турбонаддува, но рабочей мощностью 170 лошадиных сил. Производитель Ярославский мотор).
Двигатели Т-150 отличаются следующими техническими характеристиками (в скобках цифры для варианта ЯМЗ-236Д3):
- Выход — 150 литров. С. (175).
- При частоте вращения — 2000 об/мин (2100).
- Рабочий объем 9,15 литров (11,15).
- Вес — 0,95 т (1,00).
- Расход дизеля — 217 г/кВтч (220).
На Т-150 Sporte также устанавливались дизельные двигатели ЯМЗ-236М2-59:
- Мощность — 180 л.с
- Номинальная скорость — 2100 об/мин.
- Удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя составляет 245 г/кВтч (180 г/л.с.ч).
- Максимальный крутящий момент — 667 Нм, при 1250-1450 об/мин.
Для облегчения запуска двигателя трактора при низких температурах воздуха предусмотрено применение предпускового подогревателя ПЖБ-300.
Основные технические характеристики трактора
Насколько изменились технические характеристики трактора за 40 лет? Модель 1983 года оснащалась дизельным 4-тактным 6-цилиндровым турбированным двигателем СМД-60. Сейчас коротким ходом поршня и непосредственным впрыском топлива никого не удивишь, но в 1983г. — все было иначе. Конструкция СМД-60 настолько разительно отличалась от всех существовавших до этого двигателей, что выпуск трактора на базе такого двигателя стал настоящим триумфом. Цилиндры двигателя имели V-образное расположение, что значительно уменьшило габариты двигателя.
Пуск двигателя производился от одноцилиндрового бензинового двигателя, оснащенного блоком предпускового подогрева. Сегодня такая система зажигания уже не актуальна, а в то время была обычным явлением. Абсолютно на всех тракторах 2-6 тяговых классов, выпускавшихся в СССР во второй половине 20 века, стояли стартеры. Мощность двигателя была вполне ощутимой – 150 лошадиных сил при частоте вращения коленчатого вала до 2000 об/мин.
Сегодня Т 150 оснащается более мощным (до 180 л.с при 2100 об/мин) ярославским дизельным двигателем ЯМЗ-236Д-3 объемом 11,15 л. В лучших традициях своего прародителя V-образная конструкция двигателя осталась неизменной и перекочевала в новую модель. Система запуска одноступенчатая, от электростартера.
Первые серии тракторов оснащались механической коробкой передач с гидравлическим управлением. Переключение передач осуществлялось с помощью фрикционного сухого однодискового сцепления. В качестве напорного устройства выступал гидроцилиндр. Во время движения, когда оператору нужно было переключить передачу, он выжимал сцепление, включавшее сцепление следующей передачи, и только потом выключал сцепление текущей передачи. В течение нескольких секунд обе передачи включались одновременно, что делало переключение плавным и плавным. Роль главной передачи выполняли планетарные редукторы.
В зависимости от того, требовалось ли трактор только для перевозки, использования в качестве трактора или перевода в рабочий режим, трактор Т 150 оснащался коробкой передач с тремя передними и одним задним диапазонами. Двухпоточная коробка передач открыла оператору возможность выполнять широкий спектр маневров, поскольку левая и правая передачи гусеницы могут выбираться независимо. Но помимо таких технических преимуществ, как большая надежность вождения, снижение общей нагрузки, увеличение дорожного просвета до 30 см, двухрядная коробка передач делала трактор еще более маневренным.
Именно в этой модели трактора был реализован метод двойного поворота: кинематический поворот при включении разных передач с каждой стороны и бортовой — при выключении сцепления на отстающей стороне. Раньше (с 1964 года, когда он был изобретен, и до 1983 года, когда трактор был выпущен) метод двойного поворота применялся исключительно на танках. В современном варианте коробка передач трактора Т 150 претерпела лишь незначительную модернизацию, не изменив конструктивно и сохранив двухрядный редуктор.
Габариты трактора (ДШВ, м.) также остались без изменений: 5х1,88х2,68. Эксплуатационная масса трактора Т 150 составляла 7,95 т в старой версии и 8,15 т в новой. Размер гусеничного полотна составляет 1,8 м, а колеи по внешнему краю путей – 1,435 м.
Трансмиссия
Конструкции коробок передач гусеничного и колесного вариантов трактора унифицированы, главные передачи выполнены в виде планетарных редукторов. В гусеничном варианте Т-150 коробка передач двухпоточная, с возможностью передачи движения на выбранную гусеницу. На колесном тракторе Т-150К крутящий момент передается на ведущие валы от коробки передач через раздаточную коробку. Коробка передач также оснащена валом отбора мощности, который приводит в движение навесные орудия.
Коробка передач гусеничного трактора Т-150 многодиапазонная (с холостым/тяговым, рабочим, транспортным и реверсивным). В каждой из этих областей четыре передачи переключаются гидравлическими муфтами без разрыва потока мощности. Но переключение диапазона осуществляется только при полной остановке трактора. Кроме того, коробка отбора мощности приводится в движение от коробки передач — вала отбора мощности.
Левый и правый выходные валы коробки передач снабжены индивидуальными гидромуфтами, соединяющими эти валы с ведомыми шестернями всех передач. При переключении передач сначала включается гидромуфта следующей передачи, после чего выключается гидромуфта предыдущей передачи. На мгновение оба сцепления остаются включенными, что обеспечивает плавный характер переключения передач.
Особенности управления трактором на гусеничном ходу
Рычаги используются для переключения передач с левой и правой стороны гусеничного трактора. Передачи пронумерованы, поэтому тракторист может ориентироваться по меткам на противоположной стороне, к которой установлены рычаги. Если выбранная передача одинакова с правой и левой стороны, а руль установлен в исходное положение (ноль), гусеницы получат одинаковый крутящий момент и будут вращаться с одинаковой скоростью. В результате трактор идет прямо.
Если включить разные передачи по бокам, гусеничная машина в исходном положении руля будет поворачиваться по дуге с постоянным радиусом. Маневр выполняется у борта, на редукторе, на котором установлена меньшая шестерня. При использовании 1-2, 2-3 или 3-4 скоростей на левой/правой гусенице машина поворачивает со стабильным радиусом 13 м. При включении передач 1-3 и 2-4 сбоку трактор повернется с радиусом 7 м. Минимальный фиксированный радиус поворота около 5 м достигается при включении 1-4 передач. Рулевое колесо активируется при необходимости поворота с нефиксированным радиусом.
Педаль тормоза может использоваться для остановки трактора в экстренной ситуации. Педаль оснащена специальным фиксатором, благодаря чему автомобиль удерживается на наклонной поверхности. Крайнее заднее положение каждого рычага соответствует положению «подъем». При перемещении рычага вперед до первого фиксатора он устанавливается в «нейтральное» положение, а до второго щелчка — в «нижнее» положение. Самое переднее положение соответствует «плавающему» положению».
Для включения необходимой передачи тракторист выбирает положение рычага, соответствующее требуемой скорости и обозначаемое цифрой. Оператор трактора может регулировать скорость машины, чтобы маневрировать машиной по прямой линии, чтобы выполнять поворот или разворот с постоянным радиусом. При этом поворот с увеличением средней скорости гусеничной машины допускается только при неполной нагрузке двигателя при прямолинейном движении.
Как выполнить поворот с постоянным радиусом:
- Для снижения скорости при повороте машины по рельсам необходимо использовать рычаг управления «на себя» со стороны намеченного поворота (отставания).
- Для поворота автомобиля с одинаковой скоростью тракторист перемещает рычаги одновременно в противоположные стороны с разницей в одну скорость.
- Для повышения динамики поворота рычаг, управляющий ходовой стороной, переведен в положение «от себя».
Для выполнения поворота переменного радиуса (свободного) тракторист должен повернуть руль. В результате гидроприжимная муфта со стороны, в сторону которой планируется поворот, частично или полностью выходит из зацепления. При повороте руля благодаря ленте, соединенной с рулевой колонкой, срабатывает рычаг, воздействующий на клапан, обеспечивающий равномерное снижение давления в коробке передач на соответствующей стороне.
Определенные положения руля соответствуют фиксированному давлению в гидромуфте, а также передаваемому крутящему моменту. Если рулевое колесо поворачивается более чем на 40°C, сцепление полностью отключается. Первое и последующие положения руля отмечаются нажатием на специальный замок, который крепится сверху на рулевой колонке.
Если продолжать вращать руль, вал, воздействуя через промежуточный рычаг на шток, фиксирует тормозную ленту по окружности барабана. Результат – резкий поворот автомобиля. Когда гусеничный барабан полностью останавливается, трактор начинает поворачивать в сторону заторможенной гусеницы. Пружины нужны для возврата колес, руля и руля в исходное положение.
Когда руль возвращается в исходное положение, происходит обратный процесс. Для удержания гусеничных машин на склоне, а также для торможения тракторист воздействует на педаль тормоза, соединенную с системой тяг и рычагов с лентами тормозных барабанов. Педаль можно зафиксировать в активном положении замком, активируемым ногой. Для возврата педали в первое положение предусмотрена пружина.
Устройство
Рама Т-150 состояла из двух полурам, соединенных горизонтальными и вертикальными шарнирами. Полурамы состояли из поперечных брусков и продольных швеллеров, скрепленных заклепками. Двигатель на этой модели располагался спереди. К двигателю крепились коробка передач, раздаточная коробка, сцепление и выходные валы, связанные с главными передачами карданными передачами. Зубчатые дифференциалы были сопряжены с бортовыми редукторами, снабженными колесами с тормозами. Скручивание оборудования осуществлялось с помощью гидроцилиндров, которые перемещали полурамы относительно шарнира.
Т-150 получил коробку передач с несколькими диапазонами (транспортный, медленный, задний ход и рабочий). Каждая серия включала по 4 передачи, переключаемые без тормозного усилия. На вторичном валу коробки передач располагались гидромуфты, обеспечивающие его соединение с ведомыми шестернями шестерен. В процессе переключения передач сначала включалось сцепление следующей, а затем муфты предыдущей передачи. Непрерывность переключения достигалась двойным включением сцепления. Трактор имел отключаемый передний мост и постоянно ведущий задний мост.
Трактор был оборудован кабиной с вибро-, пыле- и шумоизоляцией. С 2013 года у нее стоит специализированный каркас безопасности, кабина расположена в центре тяжести, поэтому водитель испытывает минимальные вибрации. В кабине снова установили стеклоочистители, обогрев, солнцезащитный козырек, вентиляцию, защиту ветрового стекла и зеркало заднего вида.
Читайте также: Схема трактора Т-25
Технические параметры и конструкция агрегатов Т-150
Двигатель
На трактор устанавливались следующие дизельные четырехтактные силовые агрегаты с водяным охлаждением:
- СМД-61 — производства ХЗТД.
- ЯМЗ-236Д — производства Автодизель.
Двигатели Т-150 имели следующие технические характеристики (в скобках для модели ЯМЗ-236Д):
- Выход — 160 литров. С. (175).
- Количество цилиндров и расположение — 6 шт., V-образное.
- Скорость вращения — 2000 об/мин (2100).
- Объем – 9,15 л (11,15).
- Вес — 0,95 т (1,00).
- Способ запуска — электростартер.
- Расход топлива – 217 г/кВтч (220).
Кабина
Кабина, которая устанавливалась на трактор, выполнена в двухместном варианте. Сиденья были подрессоренными, сиденье водителя регулировалось по высоте.
Сама кабина имела каркасную конструкцию, малый вес, хорошую шумоизоляцию, высокую герметизацию, сплошное остекление, передние окна оснащались стеклоочистителями. Его дополнили специальным утеплителем для работы в холодную погоду.
Характеристики
Трактор имеет следующие характеристики:
- Длина — 5,00 м.
- Ширина — 1,88 м.
- Высота — 2,68 м.
- Агропросвет — 0,30 м.
- Масса — 7,95 тонны.
- База — 1,80 м.
- Колея — 1,45 м.
- Грузоподъемность оборудования — 3,50 тонны.
Параметры наполнения сельхозмашины:
- Масло::
- Двигатель – 19,8 л.
- Рулевой – 33 л.
- Коробка передач — 38,0 л.
- Гидравлическая система — 50 л.
- Приводной вал — 34 л.
- Коробка отбора мощности – 3,6 л.
- Топливо — 15 л.:
- Охлаждающая жидкость — 41 л.:
Ходовая часть и подвеска
Гусеничный трактор Т-150 передвигается с помощью двух гусеничных цепей, каждая из которых размещена на двух подпружиненных балансирных тележках подвески и двух опорных катках. Воздушный винт имеет цилиндрические пружины и гидравлические амортизаторы, которые предназначены для уменьшения ударов от столкновений с различными неровностями и препятствиями.
Трактор оснащен рессорно-балансирной подвеской с четырьмя рессорно-балансирными тележками, каждая из которых снабжена двумя качающимися осями. Гусеницы имеют ширину 420 мм. Шаг звеньев — 170 мм.
Кабина Т-150
Кабина на тракторе Т-150 двойная, шумо-пылезащитная, а с 2013 года еще и с каркасом безопасности. Кабина оборудована отоплением, вентиляцией, стеклоочистителями, солнцезащитной шторкой. Есть зеркало заднего вида и устройство для обдува стекол.
В салоне два мягких сиденья. Самое главное — это подвеска; его можно регулировать по высоте. Кабина оборудована освещением, обогревателем, термосом для воды, местом для аптечки и крючками для подвешивания одежды.
Кабина установки Т-150К
Трактор Т-150К управляется из кабины. Пространство замкнутое, с круговым обзором. Во внутреннем пространстве размещались механизмы управления, измерительные и контрольно-измерительные приборы.
Удобства:
- Рулевое колесо с клаксоном и клавишными переключателями, включая освещение;
- Управление топливным насосом;
- Педали: тормоз, газ, сцепление;
- За кулисами;
- Ручной тормоз;
- Управление передним колесом;
- Кузов управляет гидравликой обвеса;
- Приборный стол;
- Элемент фильтрации воздуха, блок климат-контроля.
Отличия от предшественника – гусеничного трактора Т-74
Т-150 отличается от предшественника повышенной эксплуатационной массой (в полтора раза) и мощностью дизеля (более чем в два раза). Также в конструкции центр тяжести смещен вперед, по отношению к центру опорной поверхности. Это позволяет использовать тягу для выравнивания давления по всей длине опорной поверхности гусеничной цепи. Центр тяжести был смещен за счет отделения коробки передач с механизмом поворота от заднего моста и перемещения их вперед, непосредственно к двигателю.
По сравнению с Т-74 Т-150 обеспечивает значительный прирост производительности, за счет работы на более высоких скоростях и с большей тягой. Снижает вредное воздействие на плодородный слой почвы – давление и проскальзывание. Передача мощности с 2-мя потоками позволяет значительно снизить нагрузки, повысить долговечность всех узлов трансмиссии, уменьшить габариты и увеличить дорожный просвет. По условиям работы Т-150 конечно был намного предпочтительнее более архаичного Т-74.
В сравнении с колёсным вариантом – трактором Т-150К
По сравнению с колесным вариантом Т-150 имеет очень низкую транспортную скорость и не может двигаться по дорогам с твердым покрытием. Настоящие трудности возникают при сборе гусеничного трактора с тяжелыми орудиями из-за более короткой базы.
Преимуществами ленточного Т-150 по сравнению с колесным вариантом являются: сниженное вредное воздействие на грунт (удельное давление в 2 раза, а скольжение в 3 раза); увеличение тяги примерно на 20-30 процентов; более высокая производительность тягача; меньший (на 10% меньше) расход дизельного топлива.
Опыт эксплуатации трактора Т-150К. Достоинства и недостатки
Харьковский тракторный завод выпускает эту модель уже почти 45 лет. За этот период накоплен значительный опыт эксплуатации трактора Т-150К в различных климатических условиях. Полученная информация была обобщена для усовершенствования конструкции и разработки рекомендаций по эффективному использованию техники. В частности, было подготовлено руководство по эксплуатации и ремонту.
Специалисты выделяют следующие периоды в использовании трактора Т-150К и его модификаций:
- Обкатка машины и ввод ее в эксплуатацию. Только что купленный трактор необходимо правильно подготовить к первому запуску двигателя. Для этого необходимо провести тщательный осмотр механизмов и агрегатов, проверить наличие и уровень масла в картере двигателя, коробке передач и гидросистеме. Заправьте автомобиль топливом: дизельным по сезону и бензиновым. При движении трактора не допускается полная нагрузка на силовой агрегат и механизмы. По окончании процесса производится замена масла в двигателе и редукторных механизмах.
- При эксплуатации трактора Т-150К необходимо строго соблюдать рекомендации производителя и обеспечивать своевременное регламентное обслуживание техники. При этом особое внимание специалисты уделяют состоянию и работе дизеля СМД-62. К числу его характерных неисправностей можно отнести выход из строя узлов турбокомпрессора, закоксовывание маслосъемных колец из-за неподходящего теплового режима и некоторые другие.
- Точная диагностика и своевременный ремонт систем и механизмов. Чтобы сократить время простоя оборудования, восстановление работоспособности следует доверять только квалифицированным и опытным специалистам. При необходимости замены деталей следует приобретать только оригинальные запасные части и аксессуары.
- При длительном хранении трактора Т-150К мероприятия по консервации осуществляются в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя. Это позволит сохранить машину в хорошем состоянии в течение длительного времени. Особое внимание уделяется системам двигателя, коробкам передач и электрооборудованию.
В ходе многолетней эксплуатации тракторов Т-150К были выявлены его сильные и слабые стороны.
Преимущества включают следующее:
- Машина может использоваться как на дорогах общего пользования за счет полного привода, так и соответствия общих характеристик и массовых характеристик требованиям ПДД.
- Многофункциональность. Трактор может использоваться для выполнения широкого спектра сельскохозяйственных работ и других видов работ. Наличие значительного парка собранного и полусобранного оборудования,
- Большой ресурс двигателя ЯМЗ, коробки передач, ходовой части и других систем и механизмов.
- Комфортные условия для работы механизатора и, как следствие, повышение производительности труда.
- Высокая скорость и значительная грузоподъемность при выполнении транспортных операций.
В то же время у колесного трактора есть и ряд функций, от которых невозможно избавиться без полной переделки конструкции. Эти недостатки необходимо учитывать при эксплуатации:
- Увеличение удельного давления на почву по сравнению с гусеничной версией и склонность к пробуксовке при выборе неправильного режима бездорожья.
- Тяговая мощность падает на 25 — 35% из-за функций колесного съемника.
- повышенный расход топлива и некоторое ухудшение характеристик.
- Более высокая цена трактора за счет использования кабины со встроенным каркасом безопасности.
Описанные выше недостатки приводятся в сравнении с гусеничным трактором Т-150, который является одной серией с колесной моделью. При правильной эксплуатации машин эти особенности сглаживаются и становятся практически незаметными.
Бульдозерная модификация
На базе гусеничного трактора Т-150 была разработана модификация Т-150Д с бульдозерным оборудованием. Этот гусеничный трактор штатно оснащался неподвижным бульдозерным отвалом 05-09-25-06, предназначенным для выполнения энергоемких сельскохозяйственных и дорожно-строительных работ. Ширина этого стандартного бульдозерного отвала для трактора Т-150Д составляет 2520 мм, высота подъема 800 мм, глубина опускания 400 мм.
Модификации Т-150К
На базе машины выпускаются самоходные агрегаты, выполняющие конкретные задачи.
- Т-155. Тягач повышенной грузоподъемности; Т-155К. Колесный трактор;
- Т-156. Погрузчик оборудован ковшовыми фонарями (8 шт);
- Лесоруб ЛТ-157;
- Т-158. Колесный промышленный трактор;
- Т-150КД. Трактор с отвалом бульдозера.
Технические характеристики в цифрах
- Тяговый класс — 3 тс.
- Эксплуатационная масса — 8,25 тонны.
- Габаритные размеры: длина – 4 325 м; ширина — 1,85 м; высота — 2895 м.
- База — 1,86 м; трасса — 1435 м.
- Дорожный (агротехнический) просвет — 300 мм.
- Самый большой передний — 15,65 км/ч; назад — 7,80 км/ч.
- Наименьшая скорость: вперед — 4,30 км/ч; назад — 5,80 км/ч.
- Вал силовой передачи — двухступенчатый, с частотой вращения 1000 или 540 об/мин.
- Ширина гусеницы — 1,45 м.
- Ширина гусеницы — 420 мм.
- Удельное давление на грунт — 0,46 кг/см2 (для колесного варианта — 3,42 кг/см2).
- Грузоподъемность навесного оборудования составляет 3,5 тонны.
- Емкость топливного бака – 315 литров топлива. Были также тягачи с топливными баками на 430 литров.
- Параметры заправки: моторное масло — 19,8 л, рулевое управление — 33 л, коробка передач — 38 л, гидросистема — 50 л, карданный вал — 34 л, коробка отбора мощности — 3,6 л, охлаждающая жидкость — 41 л.
- Максимальная грузоподъемность 4200 кг.
- Производительность насоса — 86 л/мин.
- Количество доступных пар гидровыходов от распределителя – 2.
- Радиус разворота – 2,35 м.
Схема переключения передач трактора Т-150
Коробка передач модели Т-150 настроена на 3 или 4 диапазона вперед и назад. Схема зависит от года выпуска автомобиля (до 1983 и после).
Механическая коробка передач с гидравлическим управлением позволяет менять ее на ходу, хотя первые автомобили этой серии требовали полной остановки оборудования. Эта функция не приводит к разрыву мощности, но значительно повышает производительность трактора. При работе на малых скоростях в зубчатую часть устанавливается гусеничный ход, благодаря которому при снижении скорости удается добиться увеличения тягового усилия.
В механической коробке передач трактора Т-150 разработчики уложили 4 режима: рабочий, ускоренная работа, медленный и сверхмедленный. Каждая из них имеет 4 передачи и 4 сцепления на другой оси. Для изменения режима необходимо остановить трактор, после чего включаются передачи. Они же передают вращение с первичного вала на промежуточный.
Диаграммы диапазонов:
- рабочие: первичный вал 2 — втулка 45 — муфта 20 смещена влево — шестерни 19 и 46 — промежуточный вал 16;
- ускоренная работа: узел 2 — втулка 45 — муфта 20 со сдвигом вправо — шестерни 24 и 25 — вал 16.
- медленный: ось 2 — передачи 29 и 27 — узел с медленной передачей и задним ходом 15 — передачи 22, 23, 24 и 25 — ось 16.
- сверхмедленная: ось 2 — передачи 29 и 27 — ось 15 — передачи 26, 24 и 25 — ось 16.
- задний ход: ось 2 — шестерни 29 и 27 — ось 15 — шестерни 21, 19 и 46 — узел 16.
Модификации
Всего к производству было представлено 3 типа машин Т-150К»:
Т-150КС1
Имеет гидронавесную установку на борту, а также индивидуальный карданный вал. Трактор в этой модификации оснащен прицепными устройствами, в виде скобы и шлейки. Кроме того, в моторную часть модификации добавлен предпусковой подогреватель ПБЖ-3000.
Т-150КС2
Трактор унифицирован с моделью предыдущей модификации, но отличается от нее отсутствием заднего навесного оборудования. Трактор выпускался и без ПБЖ.
Обзор трактора т 150
Т-150 — трактор производства всемирно известного Харьковского тракторного завода. Он был популярен в советское время и востребован сегодня, в том числе в Европе и Америке. Первый прототип был выпущен в 1967 году. За прошедшие 50 лет трактор не раз модернизировался и до сих пор пользуется успехом и востребован в различных сферах строительства и сельского хозяйства.
ХТЗ выпускает наиболее совместимую с ним колесно-гусеничную модификацию трактора. Отличаются они только механизмами поворота, приводными системами, частичными редукторами, рамами и системами управления. Большинство решений, реализованных в этой методике, являются оригинальными и новаторскими для своего времени.
Гусеничная модификация
Гусеничный трактор т 150 имеет двигатель, который расположен перед кабиной, из-за чего центр тяжести трактора смещается вперед. Кабина т 150 оборудована специальным каркасом безопасности. Шасси трактора выполняет функции несущей рамы. Изготавливается из 2-х продольных балок, соединенных между собой.
Управление трактором т 150 достаточно простое, реализовано через рулевой механизм, что облегчает работу машиниста. Кроме того, водитель имеет возможность использовать разные скорости для левой и правой гусениц, в результате чего Т-150 может поворачивать, оставаясь на одном месте.
Коробка передач в гусеничном типе xtz t 150 имеет несколько диапазонов скоростей для разных режимов работы — медленный, рабочий, транспортный, а также реверсивный режим. Участки меняются только при полной остановке трактора. Вы можете переключать передачи (в диапазоне одного ряда) без выжима сцепления, что означает непрерывный поток мощности во время работы.
Колесная модификация
Технические характеристики трактора т 150к во многом соответствуют характеристикам гусеничного варианта. Двигатель агрегата выдвинут вперед.
Кабина имеет специальный каркас безопасности и дополнительно изолирована от вибраций, пыли и шума. Он расположен в зоне центра тяжести, а потому вибрации в нем минимальны, что позволяет водителю чувствовать себя комфортно.
Кроме того, кабина оборудована кондиционером и имеет хороший панорамный обзор.
Коробка передач, аналогичная Т-150, имеет несколько рядов, в каждом из которых по 4 передачи.
Каждая передача в своем диапазоне переключается без остановки трактора и прерывания потока мощности. Переключение между областями осуществляется при его остановке. Задний и передний мосты Т-150К токопроводящие, при этом задний мост постоянный, а передний сменный.
Диаметр колесного диска т 150 как для передней, так и для задней пары одинаков. На тракторе используются шины низкого давления размером 1440×510 мм с тяжелыми грунтозацепами. Благодаря этим шинам у t 150 хорошие внедорожные характеристики.
Одной из уникальных особенностей на момент появления Т-150К является то, что рама трактора состоит из 2-х разных частей, которые соединяются горизонтальными и вертикальными шарнирами.
Эта функция позволяет трактору вращаться относительно обеих частей в горизонтальной плоскости. При работе в поле и на строительных площадках с прицепами и другой техникой эта способность значительно повышает маневренность.
Рулевое управление т 150к оснащено специальным гидроусилителем, что значительно облегчает процесс вождения этой тяжелой машины.
Двигатель
Двигатель для т 150 когда-то собирали по спецзаказу. Им стал СМД-60 — 6-цилиндровый V-образный, оснащенный жидкостным охлаждением и турбонаддувом.
Тяговая мощность составляла соответственно 150 л.с. С и 165 л.С. Запуск производился пусковым бензиновым двигателем, который ранее запускался электростартером.
Выпуск двигателя СМД трактор Т 150 в настоящее время прекращен.
Сегодня как на гусеничные, так и на колесные версии устанавливается атмосферный 6-цилиндровый V-образный двигатель ЯМЗ-236Д3 с жидкостным охлаждением. Производится на АО «Автодизель», имеет рабочую мощность 180 л.с. С. Электрический стартер.
Система охлаждения двигателя состоит из водяного насоса, вентилятора, термостата, выносного термометра и радиатора, установленных на раме машины. Питание обеспечивается стандартным дизельным топливом, которое поставляется с обычных заправочных станций. Топливные баки расположены в задней части кабины трактора.
Мощность двигателя обеспечивается топливным насосом. Топливный насос (ТНВД) т 150 является «рабочей лошадкой» простой 2-х поршневой системы, назначение которой создание повышенного давления на дизель в форсунке, в результате чего расход топлива заметно снижается снижается, а общая мощность двигателя увеличивается. Этот механизм, как и турбина т 150, является одной из самых продаваемых запчастей для тяжелой техники благодаря широкому распространению.
Сравнение модификаций
Трактор Т-150К, в отличие от своего гусеничного аналога, имеет возможность движения по дорогам и шоссе с твердым покрытием, за счет того, что:
- есть колеса;
- его негативное воздействие на асфальт минимально;
- габариты по ширине менее 2,5 м.
Т-150К имеет преимущество в скорости, более высокой посадке и мягком ходу, что делает его удобным в использовании оператором. Этот трактор универсален, широко применяется в различных сферах деятельности для работы на всех типах почвы и для различных видов работ.
У гусеничного трактора Т-150 более высокий крутящий момент — тяга больше на 20-30%.
Расход топлива снижается прибл. 10%. Важным фактором является снижение вредного воздействия на грунт: скольжение — в 3 раза, удельное давление на грунт — в 2 раза. Этот трактор не боится проколов, а это значит, что вам не нужно менять шины или шины.
Дополнительное оборудование
Разнообразие навесного оборудования или прицепов, которые можно использовать, является результатом различных работ, связанных с тяжелой техникой. Навесное оборудование монтируется непосредственно на раму или на шасси.
Прицепные механизмы имеют собственное шасси и приспособлены для соединения с тягачом. Тягово-сцепное устройство для т 150 — универсальное тягово-сцепное устройство для различных видов техники и орудий.
В некоторых случаях может потребоваться дополнительное подключение гидравлических шлангов к механизмам.
Для привода тягово-сцепных механизмов и их работы используется коробка отбора мощности двигателя трактора, при этом их работа может выполняться как за счет тяги, так и за счет передачи мощности через ось. Прицепные механизмы широко применяются в сельском хозяйстве, где используются прицепы, полуприцепы, сеялки, опрыскиватели, бороны и другие механизмы, приспособленные для работы с тракторами.
Существуют даже модификации т 150 с манипулятором, позволяющим использовать трактор для рубки леса и других работ.
Компрессор Т 150, входящий в состав тормозной системы этой тяжелой машины, выполняет роль насоса для накачки шин трактора или прицепной техники. С помощью компрессора загрязненные участки или детали можно очистить от пыли во время дорожных или ремонтных работ.