Трактор Т-150К: история, конструкция, фотографии

Тракторы и погрузчики

Предшественники

Т-150К — не первый мощный колесный трактор, созданный на ХТЗ. Еще в 1959 году Н.С. Хрущев после поездки в США решил «догнать и перегнать» американских фермеров, использовавших колесные тракторы вместо гусеничных, и поручил разработку достойного конкурента харьковским тракторам класса

Эту задачу выполнил главный инженер ХТЗ А.А. Сошников. Под его руководством был создан мощный колесный трактор Т-125 – принципиально новая оригинальная модель, не имеющая аналогов. Считается, что этот тягач стал прототипом Т-150К. Кстати, Т-125, как и Т-150К, был машиной унитарного типа, и мог выпускаться в гусеничной модификации.

Но все же отметим, что между выпуском моделей Т-125 и Т-150К был довольно большой промежуток, в течение которого на Харьковском заводе разрабатывались скоростные гусеничные тракторы. Именно благодаря этому опыту мог появиться Т-150К — первый мощный и быстроходный колесный трактор.

Модернизация механики

Наиболее популярные способы модернизации механики трактора Т-150 можно разделить на этапы:

  1. Улучшить коробку. Многие повышают третью передачу.
  2. Усильте хватку. Для этого замените корзину сцепления и диск .
  3. Оснащение комплектом для сдваивания колес. Это обеспечит лучшее сцепление с поверхностью, потому что площадь контакта будет больше
  4. Учитывая, что на тракторе уже есть турбокомпрессор, можно увеличить мощность, заменив двигатель.
  5. Установить интеркулер. Это система дополнительного охлаждения воздуха, поступающего в цилиндры.
  6. Измените настройки оборудования, т.е увеличьте запас топлива. Расход дизеля увеличится, а ресурс двигателя уменьшится.
  7. Установите гидравлический насос большей производительности. Это еще больше увеличит грузоподъемность трактора.

…плюс колеса!

Наконец, в 1967 году Кашуба обратился к главному инженеру библиотеки ХТЗ В.В.Эт с предложением разработать на заводе принципиально новую модель мощного быстроходного гусеничного трактора. Однако главный инженер поставил свои условия: новый трактор должен быть единым — иметь возможность как гусеничной, так и колесной модификации.

Это был настоящий вызов, ведь создать унифицированный узел намного сложнее, чем ленточный или колесный узел по отдельности. Тем не менее, объект, коллектив и главный конструктор с этой задачей справились! В результате на свет появились тракторы типа Т-150. В 1973 г. Государственная комиссия утвердила их серийный выпуск, а в 1974 г было принято постановление о создании мощностей по их производству.

Колёсная модель стала очень популярной. Колеса позволяли использовать трактор не только в поле, но и для дорожных работ: Т-150К приспособлен для движения по магистральным дорогам.

Модернизация Т-150: тюнинг кабины своими руками

Трактор типа Т-150 имеет 2 модификации — на гусеницах и на колесах. Техника предназначена для движения по полям и асфальтобетонным дорогам. Серийное производство стартовало в 1973 году. Спустя 10 лет появились первые тюнингованные версии. Владельцы тягача постарались выделиться: поменяли оплетки на руле, обивку салонов, установили зеркала другой формы. Тюнинг Т-150 продолжает пользоваться популярностью у кастомайзеров.

Двигатель трактора Т-150К

Двигатель СМД-62, шестицилиндровый, четырехтактный, с турбонаддувом, дизельный, мощностью 165 л.с. (121,5 кВт), с частотой вращения коленчатого вала 2100 об/мин, был специально разработан для модели Т-150К. Цилиндры двигателя расположены V-образно с углом развала цилиндров 90°. В поломке цилиндров находятся турбокомпрессор и выпускные коллекторы. Воздух подается в цилиндры турбонагнетателем под давлением. Турбонаддув увеличивает поступление воздуха в цилиндры, что позволяет увеличить мощность без увеличения удельного расхода топлива.

Топливо впрыскивается форсункой в ​​камеру сгорания, открытой, тороидальной, нераздельного типа, расположенной в толстостенной днище поршня. Тороидальность поршня обеспечивает максимальную турбулентность воздуха. Непосредственный впрыск топлива в камеру сгорания (углубление поршня) облегчает запуск двигателя и снижает удельный расход топлива.

Двигатель работает на дизеле. При температуре воздуха выше 0°С использовать летнее топливо класса Л или ДЛ, при температуре от 0 до -30°С — зимнее топливо класса 3 или ДЗ, при температуре ниже -30°С — арктическое топливо класса А или DA.

На тракторе Т-150К на фланце картера маховика дизеля установлен двухтактный карбюратор со стартером очистки картера Р-350 мощностью 10 кВт. Впуск горючей смеси и выброс отработавших газов осуществляются через расположенные в цилиндре двигателя окна, которые открываются и закрываются поршнем.

Другие особенности

Двигатель вместе со сцеплением и коробкой передач установлен на раме трактора на четырех опорах, оснащенных резинометаллическими амортизаторами.

Т-150К имеет полный привод. Трактор управляется рулем с помощью гидроцилиндров, воздействующих на шарнирно-сочлененную раму. За счет «перегиба» полурам в горизонтальной плоскости трактор движется по криволинейной траектории.

Четырехступенчатая механическая коробка передач вместе со сцеплением и двигателем образуют единый узел, крепящийся к раме трактора на кронштейнах и амортизаторах. Коробка передач работает в нескольких диапазонах (медленный, рабочий, транспортный и задний ход), которые меняются при остановке трактора. Передачи переключаются вручную, без прерывания потока мощности.

У Т-150К два тормоза: центральный и колесный. Центральный ручной тормоз используется для остановки на стоянке. Колеса используются для снижения скорости или полной остановки движущегося трактора.

Читайте также: Трактора Террион (Terrion): модели их технические характеристики

Схема подключения генератора

Схема подключения генератора к встроенной сети трактора не зависит от модели техники.

В конструкции предусмотрено 3 или 4 выхода:

  • точка В или + используется для переключения плюсового провода от аккумулятора;
  • блок М подключен к отрицательному полюсу аккумулятора;
  • разъем D (используется на новых модификациях) идет через индикатор заряда и замок зажигания на плюсовую клемму аккумулятора;
  • штекер Ш выведен на корпус трактора (минусовой полюс);
  • точка W находится на той части генераторов, которая связана с тахометром.

Описание процесса

Генератор монтируется на двигатель, затем регулируется натяжение ремня, после чего затягивается верхний болт крепления. Провода подключаются к розеткам на задней части машины, в соответствии с электрической схемой трактора. При неправильном переключении генератор работать не будет, при повороте ключа в замке должна загореться красная лампочка отсутствия зарядки. После запуска двигателя индикатор автоматически выключается, указывая на правильную работу системы зарядки аккумулятора.

Модернизация Т-150: тюнинг кабины своими руками

Проверка обмотки

Проверка обмотки проводится при выключенном двигателе и отсоединенных кабелях от генератора. Для тестирования требуется сигнальная лампа и заряженная батарея 12 В. Для проверки катушек возбуждения подать отрицательный ток на колодку М, а плюсовую клемму аккумулятора замкнуть через лампу с разъемом Ш. Когда катушка работает, ток в цепи падает, лампа светится тускло.

Дополнительные испытания для проверки обмотки статора и выпрямителя:

  1. На точку М подать отрицательный сигнал, а на клемму В подключить положительный полюс, включив в цепь контрольную лампу. В нормальном состоянии индикатор выключен, при повреждении диодов или обрыве плюсового вывода корпуса электромашины лампа включится.
  2. Подайте отрицательный ток на любую розетку переменного тока (до выпрямителя) и замкните положительный провод на блок B через контрольную лампочку. Если выпрямитель работает, лампа не включится, при выходе из строя диодов прямой полярности она загорится.
  3. Подсоедините положительный провод к клеммам переменного тока, а отрицательный провод — к клемме М. Если лампа горит, необходимо заменить диоды обратной полярности. Также имеет место короткое замыкание между обмоткой статора и корпусом генератора.

Конструктивные особенности тракторов Т-150 и Т-150К

Трактор Т-150 оснащен 6-цилиндровым 4-тактным двигателем с номинальной частотой вращения 2100 об/мин. Для запуска ДВС в агрегате сельхозмашины предусмотрено 2 стартера — электрический, который управляется из кабины, а также ручной.

Несущая конструкция трактора Т-150 в стандартной компоновке состоит из двух мощных стальных полурам, соединенных шарнирами в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

К двигателю трактора крепится коробка передач, а также встроенные выходные валы. Они соединены с усиленными главными передачами со встроенными карданными шестернями. Рулевое управление сельскохозяйственной машины осуществляется с помощью стандартных стальных гидравлических цилиндров, которые перемещают полурамы в разные стороны по отношению к шарниру.

Конструктивные особенности тракторов Т-150 и Т-150К
Колесный трактор Т-150 оснащен мощными пневматическими колесами с глубоким агрессивным рисунком протектора. Обе пары шин модели имеют одинаковый диаметр. Это делает рабочий агрегат более устойчивым и проходимым при движении по рыхлому и вязкому грунту.

В отличие от модификации 150, трактор Т-150К оснащен дизельным двигателем с предустановленным турбонаддувом. Несмотря на сниженную мощность, двигатель показывает высокие тяговые параметры, а также способность выдерживать повышенные и переменные нагрузки.

В состав агрегата трактора Т-150К входит механическая коробка передач, переключение передач происходит под действием гидромуфт. Благодаря этому переключение передач осуществляется специальным оборудованием без необходимости полной остановки агрегата. Заводская коробка передач трактора настроена на работу в 4 режимах.

Устройство трактора Т-150К
В зависимости от стандартной комплектации сельхозмашина Т-150К может оснащаться колесной или гусеничной ходовой частью. В первом случае устройство предназначено для работы в полевых условиях. Гусеничный трактор Т-150К обладает лучшей устойчивостью на неровных поверхностях, поэтому данная модификация чаще всего используется в качестве бульдозера.

Трактор Т-150К оснащен просторной 2-местной кабиной, в которой размещены рычаги рулевого управления, сцепления и ВОМ, а также стандартные системы вентиляции и отопления. Кабина сельхозмашины отличается высоким уровнем вибро- и шумоизоляции, что делает работу в ней более удобной.

Коленчатый вал и поршневая группа

Коленчатый вал «3М3-511» литой, с противовесами. Изготавливается из высокопрочного чугуна «ВЧ-50», легированного магнием, на двигателях 90-х годов выпуска — с закаленными шейками, на более поздних — без закалки. Диаметр коренных пальцев 70 мм, шатунных пальцев 60 мм. Спереди и сзади на коленчатом валу установлены сальники, при этом передний — самозажимной резиновый, задний — на основе асбестового шнура. В задней части к оси четырьмя болтами крепится маховик, в передней части — привод распредвала (на шпонке), а также фланец для шкива привода генератора и водяного насоса.

Стальные шатуны закреплены на оси через втулки (со специальными отверстиями для утечки масла). Крышки шатунов крепятся болтами, которые дополнительно фиксируются герметиком.

Поршни литые, изготовлены из алюминиевого сплава. Они выполнены в простой конфигурации с плоским дном. Стандартный диаметр поршня 92 мм (есть также 5 ремонтных размеров для рассверленных гильз). Компрессионная высота поршня 51 мм. Вес — 565 гр. Поршень имеет 3 канавки под 2 компрессионных кольца и маслосъемное кольцо. Поршень устанавливается на шатун с помощью стального штифта диаметром 25 мм. Поршневой палец имеет внешний диаметр 25 мм, внутренний диаметр 16 мм. Внешняя поверхность новых поршней покрыта лужением для оптимизации приработки.

Переоборудование тракторов Т-150: установка неродных двигателей

Одной из причин, по которой тракторы Т-150 и Т-150К стали столь популярными, является их высокая ремонтопригодность и простота обслуживания. Машины можно легко переоборудовать и установить с другим, неродным оборудованием, которое будет более эффективно для конкретных задач.

Одним из направлений переоборудования трактора Т-150 является замена двигателя. Двигатели СМД-60 и СМД-62 имеют идентичную геометрию и способы подключения, поэтому установить другой двигатель вместо одного не составит труда.

Переоборудование трактора Т-150 двигателем ЯМЗ-236 или ЯМЗ-238 (последний двигатель часто устанавливается на машины самостоятельно) — задача более сложная. Самый простой способ модернизировать свой трактор — использовать специальный комплект для переоборудования. Он стоит около 50 тысяч рублей и представляет собой набор переходников для быстрой установки нового двигателя. Разумеется, речь идет о модернизации трактора Т-150 с двигателем СМД-60 или СМД-62. Замена двигателей ЯМЗ с одной модификации на другую в большинстве случаев возможна без особых проблем.

Также востребована модернизация установки мазовского двигателя на Т-150. Конструктивно это самая сложная задача, так как приходится приспосабливать все крепления, детали рамы и редуктор.

Кабина трактора Т-150К

Кабина на тракторе Т-150К — особая гордость конструкторов! Так комфортно и удобно еще никогда не было. Тракторист в нем мог почувствовать себя настоящим королем.

Просторная (на два места) цельнометаллическая, шумо- и пылеизолированная герметичная кабина оборудована системой вентиляции и отопления, солнцезащитным козырьком, санитарным комплектом, зеркалом заднего вида и стеклоочистителем. Есть даже крючки для одежды и термос для питьевой воды! Сиденье водителя подрессорено, регулируется в зависимости от веса и роста водителя.

Как тюнинговать кабину своими руками

Вместо обычных фар можно установить галогеновые, вместо маяков — проблесковые маячки и стробоскопы. Эта техника обязательно привлечет внимание. Цвет тела может быть разным: синим, красным, желтым. Некоторые добавляют металлические оттенки.

Тонировка поможет защитить от ультрафиолета.

Но специалисты рекомендуют качественную атермальную пленку. Он дороже обычного черного, но при измерении с ТОНИКОМ дает приемлемый процент светопропускания. На солнце переливается всеми цветами радуги. Дополнительный эффект дает синяя подсветка в капотах (желательно от МАЗ) и подножках. Если установить стоп-сигналы КАМАЗ, изменится внешний вид кузова. Также обратите внимание на государственный номер.

Обустроить стильный салон можно, украсив приборную панель вставками из кожи рептилий, а тканевый чехол на сидении заменив на мех или кожу.

Дверь и крышу рекомендуется застилать ковролином. Этот материал хорошо тянется, практически не рвется, создает дополнительный звукоизоляционный эффект. Его легко приклеить своими руками к поверхности с помощью клея ПВА. Наиболее выигрышно смотрится черно-бежевый ковер.

Оформление ручника – неотъемлемая часть тюнинга. Не лишним будет ламинировать его углеродным волокном, которое представляет собой углеродное волокно, состоящее из мельчайших полимеров. По той же технологии модернизируются дверные ручки.

Масштабная приборная панель — простор для фантазии. Поместится магнитола, DVD с высокоточным монитором, сабвуфер. Важно установить 3 антенны: для радио, ТВ и рации. На время отдыха кабина станет кинотеатром или караоке-баром.

Некоторые размещают светодиодные ленты на стенах и потолках. Он меняет цвета в зависимости от выбранного режима. Вы можете подключиться с помощью пульта дистанционного управления.

После тюнинга рекомендуется согласовать изменения в конструкции с Норвежской дорожной инспекцией. В противном случае для владельца трактора Т-150 тюнинг кабины может обойтись дорого. Избежать протоколов и штрафов вряд ли удастся.

Звезда мирового масштаба

Т-150К действительно оказался тягачом принципиально нового класса не только по мощным техническим параметрам, но и по конструкции и удобству для водителя. Герметичные комфортабельные кабины, подрессоренное сиденье тракториста, легкое и удобное рулевое управление, коробки передач с переключением передач на лету, устойчивые к износу шины – все это было отмечено не только отечественными, но и зарубежными специалистами, и Т-150К успешно вошел мировой рынок.

С 1973 по 1977 год трактор получил пять золотых наград на международных выставках! В 1979 году при испытаниях в США (международный тракторный полигон, штат Небраска) Т-150К развил тягу, почти равную его весу, и американцы сразу назвали его трактором, который может сам себя поднять.

В 1980 году создатель революционного подразделения Харьковский тракторный завод получил международную награду «Золотой Меркурий» за мир и сотрудничество. Благодаря мировому признанию Т-150К ХТЗ значительно увеличил экспорт. С 1976 по 1990 год 21 863 этих модели были поставлены в США, Канаду, Австралию, Европу, Азию и Африку.

Технические характеристики ХТЗ 150

  • Встроенный ярославский двигатель ЯМЗ-236 мощностью 180 л.с
  • Тяговое усилие от 3 до 6 тонн.
  • Длина по низу 286 см.
  • Колея колес: передняя 168 см, задняя 186 см.
  • Размеры 613 х 246 х 318 см.
  • Масса трактора 8 тонн 400 кг.
  • Высота от дна до дороги 40 см.
  • Количество передач в коробке передач: спереди 16, сзади 4.
  • Емкость топливного бака составляет 430 литров.
  • Точка крепления расположена сзади, имеет двухточечную и трехточечную структуру.

Трактор ХТЗ 150

Характеристики двигателя

Т 150к 09 25 производится с российским двигателем, который собирается на предприятии Ярославский Автодизель. Модификация 236Д-3 оснащена подогревателем двигателя. Дизельные двигатели разрабатывались специально для техники ХТЗ и из Орла. Стоимость нового двигателя составляет 455 тысяч рублей.

  • Мощность в рабочем состоянии 129 кВт.
  • Число оборотов вала в минуту 2100 раз.
  • Габариты двигателя 112 х 105 х 106 см.
  • Собственная масса 1 тонна 35 кг.

Описание кабины

ХТЗ 150к оборудован кабиной с панорамным обзором. Кабина закрытой конструкции предназначена для комфортного проживания двух рабочих: водителя и его помощника. Установлена ​​современная система вентиляции, направленная на охлаждение или обогрев салона. Водитель сидит на регулируемом сиденье, которое можно регулировать по высоте, а также наклонять спинку для удобной посадки. Ремень безопасности фиксирует водителя на сиденье для безопасного движения. Стекла спереди и сзади водителя очищаются щетками для очистки. Зеркала заднего вида выполнены на двух внешних сторонах кабины. Есть крепления для термоса, возле места водителя установлен огнетушитель. Звуковая система трактора состоит из радиоприемника и двух динамиков.

Кабина ХТЗ 150

Топливо

Сгорание топлива при работе достигает показателя 28 литров за 1 рабочий час. Полного бака в 430 литров хватает на двенадцатичасовую смену агрегата и транспортировку в гараж.

Модификации

Существует три основных типа этого трактора. На Т-150КС1 установлены гидронавесная система, независимый вал отбора мощности, концевая скоба и скоба, подогреватель ПЖБ-300, гидрокрюк, испарительный воздухоохладитель и разъемная муфта со шлангами.

  • Т-150КС2 оборудован так же, как Т-150КС1, но без задней навески, силового цилиндра со шлангами, коробки отбора мощности, гидрокрюка и предпускового подогревателя.
  • Т-150КСЗ — трактор с гидроподачей фаркопа. Оснащен так же, как Т-150КС1, но без прицепной скобы и обвязки, ВОМ и предпускового подогревателя (разрывная муфта с присоединяемыми к трактору шлангами).

На базе семейства тракторов Т-150 был создан ряд модификаций: погрузчик Т-156, бульдозеры Т-150Д и Т-150ДК, военно-инженерный трактор Т-155, Т-158 и Т-150. 157 промышленных и лесных тракторов, машина для химизации ЕСВМ-7 и др.

Оцените статью
Блог про автомобили ГАЗ