- Советские колесные трактора
- Коломенец 1
- Запорожец
- Карлик
- Фордзон-Путиловец
- Универсал
- Т-150
- Т-150
- Гусеничные трактора СССР
- Коммунар
- Дт-54
- Т-100 – знаменитая «сотка»
- Дт-75 — самый массовый гусеничный трактор СССР
- ДТ-54
- Советские бульдозеры
- АГРОМАШ РУСЛАН
- Список тракторных заводов СССР
- ВАЗ-2105
- Зарубежные лидеры производители тракторов
- Японская корпорация Кubota
- Компания Сlaas Group
- Deutz Fahr
- Немецкая тракторная компания Fandt
- New Holland
- Case IH
- Massey Ferguson
- Deere & Company
- Компания Caterpillar
- Valtra
- Iseki
- ЮМЗ-6 — Юмзик, и он же Юмаз
- «Запорожец»
- Музей истории трактора
- Перенимая зарубежный опыт
- Челябинский тракторный завод до войны
Советские колесные трактора
В начале 20-х годов 20 века в Ленинграде начали производить российский трактор. В основе конструкции советского автомобиля лежала американская модель, пользующаяся спросом за рубежом. Поэтому Fordson является прототипом для последующих советских колесных тягачей. От конструкторов завода требовалось в кратчайшие сроки усовершенствовать зарубежную модель.
Автомобиль был бескаркасным, с поперечно расположенным 4-цилиндровым двигателем. Топливом служила сырая нефть. Весил он около 2 т, развивал скорость до 3 км/ч. В основном использовался для сельскохозяйственных работ и для перемещения грузов. Это было началом массового производства колесных тракторов.
Первый трактор в СССР был выпущен в 1923 году. Это была универсальная машина, которая была востребована колхозами и промышленными предприятиями. Советские тракторы во многом определили успех первых пятилеток, задачей которых был подъем народного хозяйства. Все модели спецтехники использовались для выполнения широкого спектра работ:
- пашня;
- буксировка тяжеловесных грузов на лесопилках;
- при строительстве дорог и зданий;
- в государственных службах.
Минитракторы выпускались небольшими партиями, потому что их конструкция постоянно совершенствовалась.
Коломенец 1
С 1923 года в течение 6 лет на тракторном заводе в Коломне осуществлялся выпуск тракторов от Коломнеца 1. Это был почти полный аналог американского Могула. Но советские конструкторы оставили от иностранной машины несколько узлов, облегчив тем самым конструкцию российской. Это дало ей более высокую скорость.
Коломенская модель имела рамную раму, оснащалась двухтактным одноцилиндровым двигателем мощностью 25 л. С. Силовую установку разместили вертикально, радиаторную систему охлаждения заменили градирней. Всего было выпущено 500 автомобилей этой модели.
Запорожец
В 1923 году было запущено производство тракторов «Запорожец». Это была облегченная модель, специально разработанная для работы с двухкорпусным плугом. Отличительной особенностью машины является то, что она была изготовлена из недорогих и доступных материалов. Двигатель работал на сырой нефти. Для начала нужно было нагреть головку зажигания. У машины было 3 колеса — 2 спереди и 1 сзади. Аппарат мог развивать скорость не более 3,6 км/ч.
Карлик
В начале 1920-х годов талантливый русский изобретатель Я. В. Два маминых трактора — Гномик и Гном. В отличие от зарубежных моделей, это были легкие и маневренные машины, простые в сборке и ремонте. В конструкцию «Карлика» входил уникальный одноцилиндровый двигатель высокой степени сжатия, изобретенный Маминым.
Несмотря на небольшой вес (до 1,4 т) и малую мощность в 12 л с., Гном имел большую тягу, чем иностранные тягачи, и даже превосходил по этому показателю американский Фордсон. Все это обеспечило большой спрос на эту модель, и в течение 4 лет она производила по 1 гному ежедневно.
Фордзон-Путиловец
В 1924 году началось производство трактора «Фордзон-Путиловец». Правительство решило выпускать автомобили на базе американской модели Fordson, но адаптированные к российским условиям. Это сократило время, необходимое для разработки отечественной модели.
Фордзон-Путиловец стал базой для всей спецтехники на колесах. Автомобиль был оснащен четырьмя колесами, причем заднее ведущее. Спереди имелся вертикально установленный двигатель. Сиденье водителя располагалось над задней осью.
Отличительной особенностью модели является то, что она имеет безрамочный дизайн. Этот прием был применен впервые в мировой технике. Таким образом, было достигнуто несколько преимуществ:
- меньший вес;
- маневренность;
- экономия на производственных материалах;
- более высокая скорость движения.
Четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель выдавал мощность 20 лошадиных сил. С. Автомобиль управлялся коробкой передач с тремя передачами: двумя вперед и одной назад.
Универсал
В начале 30-х годов прошлого века Кировский завод в Ленинграде приступил к выпуску мощного по тем временам трактора «Универсал». Машина разрабатывалась с целью механизации посева и обработки пропашных культур. Прототипом послужил американский Farmall. Но в процессе разработки российского автомобиля конструкция иномарки была настолько изменена, что Универсал считается самостоятельной моделью. При этом были спроектированы сразу две из модификаций, а через некоторое время третья и четвертая:
- «У-1» — для обработки культур с высоким костным рядком.
- «У-2» — слишком низкие стебли.
- «У-3» — для междурядной обработки.
- «У-4» — для уборки хлопка.
Характеристики трактора «Универсал» позволяли использовать его в качестве тягача. В середине 30-х эти машины выпускались одновременно на двух заводах: Кировском и Владимирском тракторном.
Т-150
Т-150 производства Харьковского и Минского тракторных заводов стал самой мощной и быстрой сельскохозяйственной машиной 60-х годов 20 века. Разработкой этой техники занимались ведущие конструкторы и изобретатели Советского Союза. Они решили проблему массовых поставок модернизированной спецтехники взамен устаревших моделей.
Характеристики трактора:
- мощность — 170 л.мед.;
- частота вращения коленчатого вала – 2100 в минуту;
- минимальный радиус поворота – 6,5 м;
- дорожный просвет – 400 мм;
- тяговое усилие — 6000 кгс.
Автомобиль оснащался шестицилиндровым бензиновым двигателем с турбонаддувом СМД-60, который запускался электростартером. С 1971 года на Т-150 стали устанавливать более мощные двигатели: ЯМЗ-236, 236НЕ, 238М2. Трансмиссия трактора гидромеханическая с 2-дисковым сцеплением и пневматическим приводом. Каркас полурамный, коробка передач механического типа.
Т-150
Гусеничный трактор Т-150 — лучший образец советского тракторостроения. Благодаря своим высоким техническим характеристикам он нашел широкое применение в различных сферах. Машина отличается скоростью и проходимостью.
Основой машины является рама из двух балок и поперечных балок. Силовой агрегат трактора крепится к передней части рамы. Двигатель установлен на резиновых подушках для снижения вибраций в кабине. Задняя часть рамы жестко связана с коробкой передач. Над коробкой передач установлена кабина.
Коробка передач имеет четыре режима:
- Тянуть (медленно);
- Рабочий;
- Транспорт;
- Обеспечить регресс.
Каждый режим имеет 4 передачи. Переключение передач осуществляется гидравлическими муфтами. Это позволяет переключать передачи во время движения, не снижая обороты двигателя. Назначение и общее устройство трансмиссии гусеничного трактора отличается от колесного варианта ХТЗ. Есть возможность включать передачи отдельно для каждого грузовика, благодаря чему можно поворачивать тягач в одном месте. Коробка передач оснащена валом отбора мощности (ВОМ), предназначенным для передачи крутящего момента на орудия.
На Т-150 установлен шестицилиндровый дизельный двигатель СМД60. Номинальная мощность силовой установки составляет 150 л.с. Двигатель имеет V-образное расположение цилиндров и смешанное (водяно-масляное) охлаждение. Комбинированный запуск двигателя. Электростартер запускает бензиновый стартер, питающий основной силовой агрегат. В холодное время года есть предпусковой подогреватель для облегчения пуска.
Гусеничные трактора СССР
С середины 60-х годов прошлого века в России ведутся активные исследования эффективности использования колесных тракторов в сельском хозяйстве.
В результате был сделан вывод, что эксплуатировать машину на гусеничном ходу выгоднее и безопаснее.
В отличие от роликов с колесами, они не вызывают сильного уплотнения почвы, что приводит к снижению урожайности на 25%. Гусеничные модели имеют и другие преимущества:
- более высокая проходимость на рыхлых и вязких грунтах;
- снижается риск поскользнуться;
- более высокие тяговые свойства.
В связи с этим было принято решение о переводе крупнейшего в стране тракторостроительного завода на выпуск машин на базе гусениц. В 1980-е годы колхозы и совхозы России были полностью оснащены этим видом техники.
Коммунар
Коммунар — первая модель гусеничного трактора, которая выпускалась ХТЗ (Харьковским тракторным заводом) с 1924 по 1931 год. В годы Великой Отечественной войны эта техника использовалась в качестве тяговой силы для артиллерийских орудий. Всего было разработано 3 модификации базовой модели:
- Г-50;
- Г-75;
- З-90.
Технические характеристики трактора Коммунар:
- вес — 8,5 тонны;
- мощность — 50 л.мед.;
- максимальная скорость – 7 км/ч;
- трехступенчатая коробка передач (2 вперед и 1 назад).
Дт-54
В 50-х годах прошлого века было запущено производство первого дизельного гусеничного трактора Д-54. Выпуск осуществлялся тремя крупнейшими заводами страны: Сталинградским, Харьковским и Алтайским. Эта мощная машина использовалась для всех видов работ, где требовались выносливость, маневренность и высокое тяговое усилие.
Д-54 оснащался 5-ступенчатой механической коробкой передач, развивал скорость до 5,7 км/ч, имел тяговое усилие 2000 кгс.
Т-100 – знаменитая «сотка»
С 1963 по 1977 год гусеничный трактор выпускался Челябинским тракторным заводом и имел большой модельный ряд. Оснащался 4-тактным дизельным двигателем Д-108. Кабина отличалась повышенной комфортностью за счет мягкого сиденья и внутренней вентиляции.
Первая модель предназначалась для использования в составе бульдозера ДЗ-53, имевшего тросовую систему управления навесным оборудованием. В дальнейших модификациях система была заменена гидравликой. Промышленный трактор использовался на стройплощадках в качестве шасси крана, сантехника, копра; в сельском хозяйстве он не был популярен из-за своей низкой скорости.
Дт-75 — самый массовый гусеничный трактор СССР
Д-75 — спецтехника общего назначения, выпускаемая в России с 1973 года. Первые автомобили оснащались дизельными двигателями мощностью 75 л.с. С. Трактор имеет рамную конструкцию, в исходном варианте оснащался кабиной автомобильного типа с регулируемым по высоте сиденьем.
Начиная с модификации Д-75М высота и оснащение кабины регулярно претерпевали изменения в сторону повышения комфорта.
Для эксплуатации в регионах с суровыми климатическими условиями предусмотрена возможность холодного пуска двигателя. Конструкция машины позволяет крепить к ней полунавесное оборудование бокового типа. Это позволяет использовать трактор в качестве бетоноукладчика и погрузчика. Таким образом, круг задач, выполняемых спецтехникой, расширен. Он включал в себя буровые, дорожные и строительные работы. По сей день тракторы этой модели востребованы сельским хозяйством и промышленностью, активно используются в самых разных условиях.
ДТ-54
Гусеничные тракторы в СССР в середине 20 века получили широкое распространение, по количеству моделей они превосходили колесные. Отличным образцом общесельхозтехники является трактор ДТ-54, выпускавшийся в 1949-1979 годах. Всего было выпущено на заводах в Сталинграде, Харькове и на Алтае 957 900 единиц. Он «снялся» во многих фильмах («Иван Бровкин на целине», «Дело было в Пеньково», «Калина Красная» и других), установлен как памятник в десятках населенных пунктов.
Двигатель Д-54 рядный, четырехцилиндровый, четырехтактный, жидкостного охлаждения, жестко закреплен на раме. Число оборотов (мощность) двигателя 1300 об/мин (54 л.с.). С карданной передачей соединена пятиступенчатая трехходовая коробка передач с главным фрикционом. Рабочая скорость: 3,59-7,9 км/ч, тяговое усилие: 1000-2850 кг.
Советские бульдозеры
Бульдозер — это гусеничный или колесный трактор или трактор, оснащенный навесным оборудованием, называемым отвалом. Работы по послойному копанию грунта или перемещению полезных ископаемых, строительных и других материалов. В СССР бульдозеры выпускались, в основном, на базе гусеничных тракторов. Вот некоторые из них:
- ДЗ-29 (Д-535) на базе ДТ-75;
- ДЗ-53 (Д-492А) на базе Т-100;
- Т-150Д — бульдозерная модификация трактора Т-150;
- Т-180Г и Т-180Г2 на базе Т-180;
- Т-330Р1-01 на базе Т-330;
- ДЭТ-250М2 — бульдозерная модификация тяжелого промышленного трактора ДЭТ-250.
Отдельного упоминания заслуживает Т-800 — самый большой бульдозер, который начал выпускаться в 1983 году на ЧТЗ. Основной целью его создания была добыча алмазов в Якутии.
АГРОМАШ РУСЛАН
Модель Руслан выпущена в 2008 году. Трактор обладает высокими характеристиками. Машина выполняет широкий спектр работ в сельском хозяйстве, при этом не повреждая плодородные слои почвы.
Отличительной особенностью модели «Руслан» является ходовая часть. Гусеницы установлены на треугольных рельсах. Это позволяет добиться высокой тяги. Рельсы изготовлены из армированной резины. Такой материал позволяет трактору плавно передвигаться по разным поверхностям, не повреждая их.
Руслан оснащен шестицилиндровым дизельным двигателем. Мощность силовой установки составляет 340 л.с. Двигатель оснащен турбокомпрессором с принудительным охлаждением наддувочного воздуха. Система охлаждения жидкостная. Расход дизельного топлива составляет 227 г на кВт за один час работы. Двигатель соответствует европейским стандартам.
«Руслан» имеет гидромеханическую коробку передач. Количество передач – 16 вперед и 3 назад. Переключения передач возможны на ходу без снижения оборотов двигателя и потери мощности.
Автомобиль имеет современную кабину, оборудованную кондиционером и обогревом. Кабина герметична. Это предотвращает попадание пыли и вредных веществ в салон. Панорамное стекло улучшает обзор оператора во время работы. Пассажирский салон оборудован сиденьем тракториста на пневмоподвеске. Органы управления позволяют настроить сиденье под одного человека вне зависимости от телосложения.
Список тракторных заводов СССР
Создание единого тракторного хозяйства в Советском Союзе началось с момента подписания В. И. Лениным декрета «О едином тракторном хозяйстве» в 1920 г. Машиностроительные заводы стали серийно выпускать тракторы различного назначения; а также строительство тракторных заводов.
Список переподготовленных и специализированных заводов:
- Онежский тракторный завод (основан в 1703 г)
- Кировский, ныне Петербургский тракторный завод (основан в 1801 г)
- Брянский машиностроительный завод (основан в 1873 г)
- Красный Прогресс (основан в 1882 г)
- Завод имени Малышева (основан в 1896 г)
- Сталинградский (Волгоградский) тракторный завод (основан в 1930 г)
- Харьковский тракторный завод (основан в 1930 г)
- Челябинский тракторный завод (основан в 1933 г)
- Алтайский тракторный завод (основан в 1941 г)
- Липецкий тракторный (основан в 1944 г)
- Владимирский моторно-тракторный завод (основан в 1945 г)
- Минский тракторный завод (основан в 1946 г)
- Павлодарский тракторный завод (основан в 1966 г)
- Чебоксарский завод промышленных тракторов (основан в 1972 г)
ВАЗ-2105
Это дальнейшее развитие ВАЗ-овских моделей «классики». ВАЗ-2105 — самый долго выпускавшийся советский автомобиль из семейства «Жигулей» — 31 год с 1979 по 2010 год. Он также был одним из самых дешевых автомобилей на российском рынке.
ВАЗ-2105, по сравнению с «2101», имел более угловатые формы кузова, замененные хромированные детали черным матовым пластиком или окрашенным металлом. Здесь впервые для газораспределения двигателя был использован зубчатый ремень вместо цепи, и впервые под одной крышей были объединены габаритные и противотуманные фары, сигналы поворота, стоп-сигналы и фонари заднего хода. Кроме того, дефлекторы на боковых окнах убрали, но боковые стекла обдували, а заднее стекло обогревали.
Всего было выпущено 2 091 000 экземпляров ВАЗ-2105. В базовой комплектации использовался двигатель 1,29 л мощностью 63,6 л.с с 4-ступенчатой коробкой передач. Но были модификации с 5-ступенчатой коробкой передач и более мощными двигателями: 1,45 л — 71,4 л.с., 1,57 л — 80 и 82 л.с. Для силовых структур даже поставили роторно-поршневой двигатель Ванкеля ВАЗ-4132 – 1,3 л, 140 л.с. На экспорт ВАЗ-2105 отправляли под названием LADA RIVA.
Читайте также: Тракторы Кейс (Case) — хараткеристики, обзор модельного ряда
Зарубежные лидеры производители тракторов
Среди иностранных тракторных фирм можно выделить трех основных ведущих производителей, составляющих львиную долю мирового рынка тракторов: американские, немецкие и японские компании.
Ряд крупных компаний имеют производственные мощности по всему миру и продают оборудование, как через торговые сети, так и через компании с эксклюзивными правами на продажу отдельных брендов. Так американская компания AGCO, наряду с производством сельскохозяйственной техники, имеет эксклюзивное право на продажу техники ряда всемирно известных американских, европейских и японских брендов через свои представительства по всему миру.
Японская корпорация Кubota
Производственное объединение «Кубота» — крупнейший производитель тракторов и сельскохозяйственной почвообрабатывающей техники к ним. Модельный ряд техники включает машины с максимальным диапазоном мощностей от самых маленьких – для приусадебных участков и садов, до сверхмощных – для работы в составе высокопроизводительных широкозахватных агрегатов.
При конструировании тракторов компания использует как механические трансмиссии, так и гидростатические, скользящие и бесступенчатые трансмиссии. Для повышения маневренности тракторов в конструкцию редуктора может быть включена функция двухступенчатого поворота, когда при повороте управляемых колес скорость их вращения увеличивается в два раза по сравнению с задними.
Инновационные разработки компании в области обработки почвы предполагают работу устройств с беспилотным дистанционно-программируемым сверхточным управлением.
Компания Сlaas Group
Немецкая машиностроительная компания была основана в 1887 году Францем Клаасом в Клархольце. Сегодня компания имеет 13 заводов в Европе, Америке и Азии (включая Россию), специализирующихся на выпуске комбайнов, сельскохозяйственных тракторов, пресс-подборщиков, кормоуборочных комбайнов, телескопических погрузчиков.
На мировом рынке компания занимает одну из лидирующих позиций, как по объемам производства, так и по использованию передовых технологий, внедренных в конструкцию машин.
В модельном ряду тракторов компании есть машины от тягового класса 1,4 тс мощностью 72 л.с до 8 тс мощностью 524 л.с., что свидетельствует о направленности компании на продажу техники крупным сельскохозяйственным предприятиям.
Deutz Fahr
Компания была основана Николаусом Августом Отто и Ойгеном Лангеном в Кёльне, а история компании восходит к 1864 году. Сегодня основным профилем компании является производство сельскохозяйственной техники и тракторов. Представленный на рынке модельный ряд тракторов охватывает весь спектр тяговых классов от минитракторов до мощных энергонасыщенных машин.
Учитывая жесткую конкуренцию между немецкими производителями тракторов и стремление компании войти в число мировых лидеров по производству сельскохозяйственной техники, машины Deutz Fahr отличаются высокой надежностью, экономичностью и комфортом в управлении.
Немецкая тракторная компания Fandt
Зарождение компании произошло в 1930 году, когда стараниями семьи немецких мастеров отца-Фендта Иоганна Георга с его тремя сыновья. В 1937 году молодая компания создала первый в мире ВОМ-трактор. За свою историю предприятие выпустило в производство более 200 моделей тракторов.
До сегодняшнего дня компания активно развивается и занимает лидирующие позиции на рынке как самоходных сельскохозяйственных машин, так и тракторов промышленного и специального назначения. Модельный ряд охватывает максимальный диапазон тяговых классов мощностью от 70 до 500 л.с. Передовые технологии и разработки, внедренные в производство тракторов, позволяют компании постоянно удивлять потребителя. Затем в 2007 году компания представила трактор мощностью 540 л.с., работающий на рапсовом масле.
New Holland
Американская компания «Нью Холланд» — производитель тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов, пресс-подборщиков, посевных комплексов, высокопроизводительных самоходных опрыскивателей.
История создания бренда восходит к 1895 году, когда Абрам Циммерман открыл кузницу в Новой Голландии, штат Пенсильвания, что стало началом развития будущего производства. Несмотря на то, что компания несколько раз перепродавалась в течение 20 века, производство тракторов росло и развивалось. Компания претерпела свою последнюю финансовую реорганизацию в 1991 году в результате слияния тракторных производств Ford и Fiat.
Сегодня компания является одним из ведущих брендов на рынке сельскохозяйственной техники. Линейка тракторов представлена колесными машинами мощностью от 67 до 670 л.с. Машины New Holland отличают: большой межсервисный интервал, возможность регулирования мощности двигателя и оборудования по заказу, различные типы коробок передач.
Case IH
Компания была основана в 1842 году в Расине, штат Висконсин, основателем Джеромом Инкризом Кейсом. В ходе своего развития компания претерпела ряд преобразований и в 1985 году была реорганизована путем слияния двух компаний под единым брендом Case IH, что позволило расширить номенклатуру выпускаемого оборудования и занять лидирующие позиции на рынке.
Сегодня тракторы марки Case IH представлены модельными рядами: Steiger, Magnum, Puma, Maxxum, Farmall JX, JXT, JX Straddle. Серии тракторов делятся на тяговые классы и различаются по мощности и типам трансмиссии марок тракторов каждой серии.
Massey Ferguson
Американская компания была основана в 1953 году в результате слияния двух компаний канадского производителя тракторов Massey Harris и английской Ferguson Company. Производственные мощности компании расположены по всему миру, в том числе лицензионные тракторы этой марки выпускаются в России.
Модельный ряд выпускаемой техники сегментирован по рынкам, так для европейского рынка компания выпускает четырнадцать серий тракторов и четыре серии зерноуборочных комбайнов, для американского рынка четырнадцать серий тракторов и три серии зерноуборочных комбайнов.
Deere & Company
Американская машиностроительная корпорация, специализирующаяся на выпуске тракторов, комбайнов и сельскохозяйственной техники, пиломатериалов и строительной техники, была основана в 1837 году промышленником Джоном Диром. В настоящее время в компании работает более 73 тысяч сотрудников.
Модельный ряд выпускаемых сельскохозяйственных тракторов разбит на серии, разделенные по мощности от 70 л.с до 640 л.с. Модельный ряд дорожно-строительной техники включает экскаваторы, погрузчики различной мощности и грузоподъемности, бульдозеры и автогрейдеры. Лесохозяйственная техника представлена лесозаготовительными и гусеничными машинами, валочными бункерами и предплужниками. Ассортимент выпускаемых комбайнов Joon Deere отличается высокой производительностью и низкими потерями зерна. Одним из преимуществ компании является развитая услуга по поддержанию бесперебойной работы оборудования.
Компания Caterpillar
Основная специализация компании – производство горно-шахтного и строительного оборудования. Производственные мощности Caterpillar расположены в 50 странах мира в составе 480 подразделений и по своему профилю компания является мировым лидером. История компании берет свое начало в 1883 году. За время своего существования компания накопила богатый опыт в области технологии производства и использования специальной техники.
В продуктовую линейку компании входят следующие виды техники: бульдозеры различной грузоподъемности, как на гусеничной, так и на колесной базе; автогрейдеры; асфальтоукладчики; шахтный отвал; буровые установки; гидравлические экскаваторы для добычи полезных ископаемых; гусеничные погрузчики; дорожные фрезы; канатные экскаваторы; маломощные колесные и гусеничные погрузчики; колесные погрузчики; скребковые тракторы; машины для обработки дорожного покрытия; самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой; сантехники; телескопические погрузчики; экскаваторы и экскаваторы-погрузчики.
Valtra
Финская компания производит тракторы с 1951 года. В процессе разработки, наряду с производством тракторов, Valtra разработала и запустила производство зерноуборочных комбайнов, сеялок и самоходных опрыскивателей. Сегодня оборудование производителя продается под мировой торговой маркой AGCO.
Valtra одной из первых стала активно разрабатывать оборудование для двигателей тракторов с турбонаддувом. Технической особенностью финских тракторов является их универсальность в использовании, как при полевых работах, так и при лесозаготовках. Компанию отличает максимальное удовлетворение индивидуальных пожеланий заказчика к приобретаемому оборудованию.
Сегодня компания выпускает четыре серии более 20 моделей тракторов, мощность которых варьируется от 50 до 400 л.с.
Iseki
Компания Iseki, основанная в 1926 году, является третьим по величине производителем сельскохозяйственной техники в Японии. Часть оборудования Iseki выпускается по лицензии известных производителей и продается под брендами: Massey Ferguson, AGCO, Challenger, Bolens и White.
ЮМЗ-6 — Юмзик, и он же Юмаз
Тракторы ЮМЗ-6 также стали всенародными любимцами. Изготовителем машины стал Южный машиностроительный завод, который сейчас находится на территории Украины, позже перепрофилированный на выпуск оборонной и космической продукции.
День рождения трактора ЮМЗ-6 – 1966 год, когда с конвейера сошел первый экземпляр. С 1970 по 2001 год модели выпускались в нескольких модификациях. Трактор разрабатывался на базе МТЗ-5, поэтому имел многие черты своего прародителя. Оснащался четырехтактными атмосферными двигателями Д-65 и Д242-71 (соответственно мощностью 60 и 62 л.
Тракторы ЮМЗ-6 сходят с конвейера более 30 лет. За это время в сборочных цехах завода вышло более 2 миллионов экземпляров. Самые выносливые до сих пор работают в полях. Механизаторы ласково называли тракторы Юмзиками или Юмазами, а за характерное расположение грейферного или экскаваторного навесного оборудования — Индюками или Петушками.
«Запорожец»
Это тоже первые трактора в СССР. Их выпуск состоялся в 1922 году на предприятии «Красный прогресс» в Кичкасе. Однако эта модель оказалась несовершенной. У нее было только одно ведущее колесо — заднее. Кроме того, тракторы «Запорожец» оснащались маломощным двигателем мощностью 8,8 кВт, который был способен разогнать «железного коня» всего до 3,4 км/ч. Этот трактор имел одну переднюю передачу, а мощность на крюке составляла 4,4 кВт. Несмотря на такие низкие характеристики, эта машина все же была способна облегчить труд колхозников.
Музей истории трактора
Увидеть промышленную технику и легкую сельскохозяйственную технику, произведенную в советское время, можно в Чебоксарском музее истории тракторостроения, который открыл свои двери 1 января 2021 года.
Количество представленных здесь моделей превышает 50 тракторов различного назначения, в том числе не только разработанных в СССР, но и машин зарубежных марок. Коллекция музея насчитывает 600 миниатюрных моделей: старых тракторов с реальными фотографиями, названиями и подробными описаниями. А сколько старой литературы по тракторостроению хранится в огромной библиотеке. В нем вы найдете как конструкторскую разработку первого трактора с карбюраторным двигателем СТЗ-15/30 из далекого 1930 года; и новейшие изобретения, до 2015 года.
Перенимая зарубежный опыт
Пока трактористы Советского Союза «наращивали мускулы», а советские конструкторы осваивали новое для себя направление, правительство решило заняться выпуском иностранной техники по лицензии. В 1923 году на Харьковском заводе была запущена в производство гусеница «Коммунар», являвшаяся наследницей немецкой модели Ganomag Z-50. В основном они использовались в армии для перевозки артиллерийских орудий до 1945 года (и позже).
В 1924 году ленинградский завод «Красный Путиловец» (будущий Кировский) освоил выпуск дешевого и конструктивно простого «американца» фирмы Fordson. Неплохо зарекомендовали себя старые трактора СССР этой марки. Они были на голову выше и Запорожца, и Коломенца. Карбюраторный керосиновый двигатель (14,7 кВт) развивал скорость до 10,8 км/ч, мощность на гаке — 6,6 кВт. Коробка передач — трехступенчатая. Модель выпускалась до 1932 года. По сути, это было первое крупносерийное производство данной техники.
Челябинский тракторный завод до войны
Когда мы говорим о тракторостроении Советского Союза, невозможно обойти стороной историю Челябинского завода, внесшего весомый вклад в производство мирной техники, а в годы ВОВ ставшего кузницей танков и самоходной техники. -самоходные орудия. Знаменитый ЧТЗ строили в чистом поле вдали от автомагистралей с помощью мотыг, ломов и лопат. Решение о строительстве было принято в мае 1929 года на 14-м съезде Советов СССР. В июне 1929 года Ленинградский ГИПРОМЕЗ начал работы по проектированию объекта. ЧТЗ проектировался с учетом опыта американских автомобильных и тракторных компаний, в основном Caterpillar.
С февраля по ноябрь 1930 года была построена и запущена в работу опытная установка. Это произошло 7 ноября 1930 года. Датой основания ЧТЗ считается 10 августа 1930 года, когда был заложен первый фундамент литейного цеха. 1 июня 1933 года на аварийную линию вышел первый гусеничный трактор челябинцев «Сталинец-60». В 1936 г было выпущено более 61 000 тракторов. Сейчас это ретро-трактор из Советского Союза, а в 30-е годы модель С-60 почти вдвое превосходила по характеристикам аналоги со Сталинградского и Харьковского заводов.
В 1937 году, освоив выпуск дизелей С-60, завод перешел на выпуск более экономичных тракторов С-65. Через год этот трактор был удостоен высшей награды Гран-при на выставке в Париже, а также использовался для съемок культового советского фильма «Трактористы». В 1940 году Челябинскому тракторному заводу было приказано перейти на выпуск продукции военного назначения – танков, САУ, двигателей, запасных частей.