Удивительная многоцелевая техника, которую придумали для военных

Тракторы и погрузчики

Грузовики Балаховского

В послевоенные годы светлые инженерные умы обеспечили страну самой разнообразной техникой повышенной проходимости, в том числе и для нужд армии. О разработках начала ХХ века часто забывают, мол, что интересного есть в дореволюционной России кроме Руссо-Балтов, автосаней придворного конструктора и шофера Адольфа Кегресса и импортной роскоши из царского гаража, в том числе Мерседесов и Роллсов -Ройс? Разумеется, ими дело не ограничилось. Например, стоит упомянуть военные автомобили Дмитрия Балаховского с гибридными силовыми установками.

Двигатель внутреннего сгорания приводил в действие генератор, который, в свою очередь, питал электрические моторы-колеса, встроенные в ступицы. И это в начале ХХ века! Первый экземпляр получил 32-сильный агрегат Panhard-Levassor и задний привод. Он также был полноприводным.

В России прогрессивные автомобили Балаховского не пригодились, и тогда инженер решил попытать счастья во Франции. Он организовал компанию Balachowsky et Caire со своим партнером Филиппом Каре, в 1913 году выставил свою идею на конкурсе местной армии и… проиграл.

Шеститонная машина оказалась более чем на тонну тяжелее своих соперников, а для работы ее высокотехнологичной коробки передач с бельгийским электрооборудованием пришлось собрать бригаду квалифицированных механиков. Кроме того, неизвестно, как она поведет себя в сложных боевых условиях. Первоначальный проект сулил дальнейшие, совершенно ненужные для военных эксплуатационные трудности, и явно воспринимался как техническая курьезность. Из серии «любоваться можно, а собой — нет-нет».

ЗИЛ-135П «Дельфин»

Зиловское СКБ (Особое конструкторское бюро) под руководством гуру внедорожной техники Виталия Андреевича Грачева прославилось своими передовыми, невиданными ранее разработками. Одно из самых удивительных его творений — ЗИЛ-135П «Дельфин» середины шестидесятых годов на базе четырехосного ЗИЛ-135К с реактивной установкой.

Хотя, что это за дельфин?… Огромный, неуклюжий на вид и общей массой в 20 тонн, он напоминает кита, выброшенного на берег. Дорожный просвет отсутствует. Не внедорожник, а эдакий лоурайдер. Конечно он есть, просто на фоне более чем трехметрового роста он выглядит скромно. Первоначально амфибия задумывалась инженерными войсками как самоходный понтон для организации переправ, но позже была переделана в амфибийный транспортер и универсальный спасатель.

Ключевой особенностью является несущий водоизмещающий корпус, впервые в мире отлитый из полиэфирного стекловолокна. Оболочка выполнена по принципу «сэндвича» с поролоном между внешним и внутренним слоями для большей плавучести. Она не ржавела и хорошо справлялась с осколочными «ранами»: вода просто просачивалась и не заливала салон бурным потоком.

Нетривиальная конструкция — два восьмицилиндровых двигателя с передачей крутящего момента на каждую сторону через гидромеханические коробки передач, бортовые редукторы и колесные редукторы — характеризовала машины семейства 135, как и централизованная система контроля давления в шинах. А вот еще один удивительный факт: «Дельфин» лишен подвески. Упругость при движении обеспечивалась шинами низкого давления. Шасси полностью управляемое — рулевой механизм воздействует как на переднюю, так и на заднюю ось.

Акватории суперамфибия пересекала с помощью двух вращающихся винтов диаметром 700 мм. Их коэффициент тяги — отношение мощности на преодоление сопротивления воды к мощности, отдаваемой гребным винтам, — равен 0,48. Огромная стоимость, в два-четыре раза превышающая стоимость зарубежных современников ЗИЛа!

«Дельфин» чувствовал себя в безопасности при пятибалльном шторме, среди льдин и на пересеченной местности. Единственное, что он не смог преодолеть, так это суровую бытовую действительность. Исправная боеспособная машина оказалась ненужной вооруженным силам.

ЗИЛ-4906/49061 «Синяя птица»

Поисково-спасательному комплексу с непростым заводским обозначением и романтическим прозвищем повезло куда больше, чем экспериментальной амфибии. Он успел послужить Родине и даже, как оказалось, выполнял миссию во время наводнения в Германии двадцать лет назад.

Потребность в суперкаре возникла после драматичной экспедиции космонавтов Алексея Архиповича Леонова и Павла Ивановича Беляева. Тот полет 18 марта 1965 года был непростым. Леонов совершил первый в истории выход в открытый космос — он находился в свободном «плавании» вне корабля «Восход-2» 12 минут 9 секунд. Вернулся не без трудностей: вздувшийся от разницы давлений костюм затруднял движения.

Тогда парциальное давление кислорода в кабине возросло в несколько раз, угрожая воспламенением. Стрельба в шлюзовую камеру (надувной коридор, через который Леонов входил и выходил) вывела из строя систему ориентации, а затем вышла из строя автоматика, управлявшая посадкой. Беляеву пришлось вручную направлять спускаемый аппарат. Приземлились в тайге в паре сотен километров к северу от Перми.

Эвакуация длилась три дня. После всей этой беды главный конструктор ОКБ-1, легенда советской ракетно-космической промышленности Сергей Павлович Королев обратился к зиловскому магу Грачеву с просьбой создать поисково-спасательный вездеход с максимальными возможностями.

ЗИЛ-132К (ПЭУ-1)

Первенцем стал ПЭС-1 (поисково-эвакуационная установка) 1966 года — трехосная амфибия со стальной силовой конструкцией и стеклопластиковым кузовом, V-образная «восьмерка» мощностью 180 л.с., автоматическая коробка передач, конечный привод, независимая подвеска переднего и заднего моста. Для подъема спускаемого аппарата на площадке за кабиной разместили кран грузоподъемностью 3,5 тонны. В то же время был представлен пассажирский ПЭС-1М с отсеком для звездоходов и медицинского персонала.

ЗИЛ-5901 (ПЭУ-2)

Опытный ПЭУ-2, выпущенный в 1970 году, принципиально отличался от своего предшественника. Гигант, длиной более 11 метров, анатомически напоминал крайний трехосный ЗИЛ-Э167. Две семилитровые «восьмерки» с переносом тяги на левый и правый борт, стеклопластиковые колеса, шесть отопителей, кондиционер и дровяная печка для безопасности. Грачевский стиль!

ЗИЛ-4906 «Синяя птица»

Первый прототип «Синей птицы» относится к началу семидесятых годов, но производство запустили только в 1980 году. От огромного «эвакуатора», не помещавшегося в военно-транспортный самолет, отказались и, как и в случае с ПЭС, остановили свой выбор на две маленькие машины. ЗИЛ-49061 с отапливаемым пассажирским модулем, системой кондиционирования и отопления, запасом продуктов и медикаментов обеспечивал автономное существование на трое суток. ЗИЛ-4906 дополнили крановой установкой и отнюдь не лишней снегоболотоходом с двумя двигателями ВАЗ для очень сложного бездорожья.

ЗИЛ-49061 «Синяя птица»

Технически вездеходы не копируют PES. Алюминиевая рама спрятана под стеклопластиковым кузовом длиной около девяти метров. В паре с двигателем V8 работает не «гидромеханика», а обычная пятиступенчатая механическая коробка передач с демультипликатором. А вот подвеска независимая торсионная на всех трех осях. Тормоза не барабанные, а дисковые и тоже вынесены в кузов. Для движения по воде предусмотрены два гребных винта с приводом от раздаточной коробки.

ВАЗ-2122 «Река»

Как ни странно, в Тольятти армейскими вездеходами занялись практически сразу после основания предприятия. Военные чиновники в предвкушении потирали руки, рассматривая новый объект как возможную площадку для производства специальной техники. В начале семидесятых по поручению главного конструктора Владимира Сергеевича Соловьева вазовцы сделали задел на будущее. Они продемонстрировали на чертежах и эскизах внешний вид малогабаритной полезной модели длиной 3426 мм и перспективной геометрической проходимостью: углы въезда и съезда 52 и 41 градус, дорожный просвет 220 мм под днищем и 300 мм под днищем пороги.

ВАЗ-Э2122

Эскизы концепции будущей амфибии появились вовремя: летом 1972 года техническое задание передали инженерам. В приказах и приказах он из соображений секретности проходил как автомобиль для рыбаков и охотников, но имел пометку «Эльв». Разработкой руководил Петр Михайлович Прусов. Фактически он параллельно руководил проектом «Нива», что оказало некоторое влияние на армейский вездеход.

Первая итерация (Е2122, 1976 год) хорошо текла по агрегатам гражданского образца и бодро штурмовала бездорожье, но двигатель и коробка передач в герметичном кузове страдали от перегрева. По результатам испытаний второй версии (2Э2122) «Река» пришлось серьезно модернизировать. И сменить руководителя экс-уазика и будущего создателя Chevrolet Niva Валерия Ивановича Доманского.

ВАЗ-2122

На следующем этапе разработки (3Э2122) амфибия стала компактнее, легче и примерила стандартные колеса Нивы. Изменилось передаточное число главной передачи — 4,44:1 против 4,78:1 ранее. Полезная нагрузка была снижена с 400 кг до 360 кг. Наконец, и самое главное, инженеры проанализировали воздуховоды системы охлаждения и обнаружили в них критические недостатки (маленькое сечение и прямоугольные изгибы). Во время испытаний в туркменской пустыне и на Памире «река» наконец показала себя во всей красе. С более скромными колесами проходимость существенно не ухудшилась, а перегрев 1,3-литрового двигателя и агрегатов трансмиссии остался в прошлом.

В трех последующих модификациях (серии 400, 500 и 600) конструкция была отшлифована и доработана. Обидно, что усилия в течение двенадцати лет оказались напрасными. Военные оценили «реку», но шести миллионов рублей для запуска производства им не хватило.

МАЗ-7907

Мазовское СКБ-1 (с 1991 г. — МЗКТ, Минский завод колесных тягачей) под руководством бессменного Бориса Львовича Шапошника специализируется на многоосных автомобилях повышенной проходимости и имеет богатое резюме. В линейке тягачей-ракетоносцев особое место занимает замечательный МАЗ-7907 середины восьмидесятых годов.

Сама апокалиптическая сороконожка из пекла холодной войны входила в состав наземного комплекса «Целина-2» с межконтинентальной баллистической ракетой РТ-23 УТТХ, прозванной «нашим ответом Рейгану». Снаряд стартовой массой 105 тонн может нести только уникальная техника, и МАЗ-7907 имеет полное право считаться таковой. Начнем с того, что габариты переворачивают представление о действительно большой машине с ног на голову. Длина шасси — 28,1 метра, ширина — 4,1 метра, высота — 4,41 метра.

Бесконечная длина и двадцать четыре колеса диаметром около двух метров – яркая, но не главная особенность монстра. Это только верхушка айсберга. Под ним два шестиосных шарнира с шарнирными соединениями и независимая длинноходная гидропневматическая подвеска. Может показаться, что мега-МАЗу для маневра нужна территория размером с Австралию, но это не так. С четырьмя управляемыми передними и четырьмя задними осями радиус поворота составляет всего 27 метров.

Транспортное средство полной массой ок. 200 тонн оснащен гибридной силовой установкой. Танковый газотурбинный 1250-сильный двигатель приводит в движение генератор переменного тока. Это, в свою очередь, питает синхронные электродвигатели для каждого колеса.

МАЗ-7907 не предназначался для патрулирования. Остался ужасно гениальный эксперимент: от наземного комплекса отказались в пользу железнодорожного варианта базы ракеты.

ЛуАЗ-967

Маленький спартанский ЛуАЗ-969, первый советский потребительский внедорожник, был разработан в НАМИ. Там же родились военная амфибия и фронтовой транспортер (ТПК) с индексом «967». Серийное производство началось в 1975 году на мощностях Луцкого завода, хотя опытная установка была создана десятью годами ранее.

Компактная лодка с колесами отдаленно напоминает более поздний Volkswagen Type 183 Iltis (1978-1988 гг.). Что-то общее между ними на самом деле есть, но о плагиате речи не идет. В конструкции и компоновке предопределено заимствование устройств мирного серийного производства.

Силовая установка с советской «амфибией» — V-образная «четверка» объемом 887 куб см и коробкой передач с выходящими из нее карданными валами — делила с заднемоторным «Запорожцем». Ее просто развернули и выдвинули вперед. С полным приводом не стали мудрить, так как компоновка появилась сама собой: подключался не передний мост, а задний, что довольно необычно.

Что касается Iltis, то под капот запихнули рядный четырехцилиндровый бензиновый двигатель объемом 1,7 литра (75 л.с.). Отсюда и длинный нос. Коробка передач Volkswagen с подключаемым передним мостом легла в основу знаменитой системы Audi quattro. В коробках передач вместо демультипликатора установлены «ползучие» шестерни. Блокировка задних межколесных дифференциалов – не перестраховка, а необходимость, учитывая специфическую развесовку и легкую заднюю часть автомобилей. Подвески независимые, но для ЛуАЗа торсионные. Илтис имеет поперечные рессоры. Наконец, 967-й умеет плавать: у него нет гребного винта, и вся работа выполняется за счет вращающихся колес.

Новейшая разработка с ломающейся рамой ДТ-3ПБ

полный размер.jpg

Этот вездеход из России представляет собой модель гусеничного транспортера ДТ-3ПБ. Это двуногие земноводные, легко преодолевающие водные преграды. Переднее звено представляет собой силовой модуль с силовой установкой, а второе, вмещающее практически все необходимые модули, выполняет роль активной платформы.

Они были созданы специально для ведения боевых действий в труднодоступных районах для снижения нагрузки на грунт. В таких вездеходах в России остро нуждаются северные регионы страны.

Технические характеристики

Новая машина получила мощный двигатель ЯМЗ мощностью 300 л.с и позволяет двигаться со скоростью 55 км/ч, что обеспечивает пройденный путь в 500 км. Другие характеристики новой разработки Минобороны страны пока не раскрывает.

Читайте также: Terex Fuchs модели MHL 350 — универсальный перегружатель

Трэкол-39294 — новая разработка для погранвойск

Новейшие военные вездеходы в РоссииНовейшие военные вездеходы в России

Две модели этого российского вездехода, имеющие минимальные отличия, проходят финальные испытания на полигоне. О них мало что известно, потому что разработка новая. Один точно будет плавающей модификацией. Есть гидроусилитель руля, колеса с водометным движителем, он легко преодолевает водные преграды.

О технических характеристиках

О них также мало информации:

  • двигатель вездеходов в России бензиновый, один из двух 83-сильный Hyundai D4BF или 130-сильный ЗМЗ-4062.10;
  • максимальная скорость — 70 км/ч.

ЗИЛ-135П «Дельфин»: плавающая десантно-транспортная машина

Еще один проект, разрабатываемый конструкторским бюро ЗИЛ под руководством В.А. Грачева. Это большой амфибийный вездеход для перевозки рабочей силы до 60 человек.

Но как боевая машина реализовать себя этот агрегат не мог, поэтому «Дельфин» эксплуатировался только как транспортная машина, без придания вооруженным силам, в Арктике, на Балтике и в Баренцевом море.

Из положительных качеств стоит выделить способность выдерживать пятибалльные штормы и проходить воду с тонким льдом. Автомобиль выпускается с 1965 года, небольшими партиями, и в серийное производство не запускался.

ЗИЛ-4904: шнекороторный вездеход

Вездеход, который передвигался не с помощью ремней или колес, а с помощью винтов, специальных, массивных винтовых тяг. Такая конструкция позволяла ему преодолевать практически любую местность.

Максимальная скорость вездехода составляла всего 10 км/ч, но столь малая скорость с лихвой компенсировалась бесконечной проходимостью машины. Первые прототипы появились в начале 70-х годов.

Тем не менее, несмотря на положительные моменты, винты оказались техникой, наносящей серьезный ущерб природе. Поэтому производство вездеходов ЗИЛ-4904 было закрыто.

ШСГ-401

Гигантский снегоболотоход с камазовской кабиной и четырьмя гусеницами впечатляет и подавляет своими размерами. Длина более 15 м, ширина чуть меньше 4 м, а высота превышает 4 м. Платформа габаритами 9,56х3,2 метра готова к приему грузов массой до 40 тонн – комплектующих буровых установок, труб большого диаметра, контейнеров, стройматериалов, строительной техники и других крупногабаритных объектов. Дизельный двигатель V12 мощностью 500 л.с на вынос! Трудно представить себе оползень, в котором застрянет ШСГ-401. Вездеходу с дорожным просветом в полметра пофиг даже на броды менее двух метров!

ЗИЛ-Э167: супервездеход для Крайнего Севера

Первый прототип этого шестиколесного гиганта появился на свет в 1958 году. Вездеход предназначался для эксплуатации в суровых условиях севера.

Автомобиль прошел ряд изнурительных испытаний и готовился к запуску в серийное производство, но по неизвестным причинам серийного производства так и не дождался. Те немногие экземпляры, что удалось выпустить, стали музейными экспонатами, увидеть которые можно и сегодня.

«Урал-5920»: гусеничный снегоболотоходный транспортёр

Внедорожники большого тоннажа на гусеничном ходу. От обычных гусеничных вездеходов модель отличало наличие не двух, а четырех резинометаллических направляющих, что значительно повышало маневренность и проходимость машины.

Транспортер широко использовался на Крайнем Севере для перевозки грузов по заснеженной и болотистой местности.

Трактор «2Урал-5920», выпускался 4 года с 1985 по 1989 год. После распада СССР агрегат был полностью снят с производства.

ЗИЛ-49061 «Синяя птица»: трехосный вездеход

Этот плавающий вездеход с полным приводом, с тремя ведущими мостами, создан на Московском заводе имени Лихачева.

Подробности разработки машины долгое время оставались тайной, так как на нее изначально возлагалась очень важная миссия — поиск и эвакуация членов экипажа на приземляющихся космических кораблях.

Дизайн модели разработал известный конструктор А. Грачев. Год выпуска 1980-1991. Всего выпущено 216 автомобилей.

Машина для воздушно-десантных войск  «Выдра»

Новейшие военные вездеходы в России

БРМ Otter, предназначенная для десантников, также относится к современным машинам. С 2006 года его разработкой занимается МГТУ им. Баумана.

Пока производство уникального российского вездехода еще не налажено, так как единственный созданный экземпляр, на котором не установлено вооружение, все еще проходит испытания. Машины задумывались как плавучие, с колесами для навигации. Кроме того, Otter оснащался разработанным для него надводным двигателем.

Когда начнется серийный выпуск этого вездехода в России и он будет принят на вооружение, на «Выдру» планируется установить подходящее вооружение, чтобы личный состав мог вести огонь по противнику из отсека, для которого есть бойницы, как в бронированная кабина и в задней части.

НАМИ-0127: грузовой автопоезд

Суперпроходимый автопоезд на базе КрАЗ-255Б, для перевозки гигантских газопроводов.

Несмотря на огромные габариты, этот колесный вездеход прошел предсерийные испытания, где показал отличные результаты на снегу и песке, после чего был допущен к производству.

Производство первых опытных машин началось в 1968 году, но в серию НАМИ-0127 не вошло.

Урал-5920

Миассовые грузовики встречаются по всей России, а вот модель с индексом 5920 — редкость. Феррари попадается на глаза чаще. Гусеничный снегоболотовоз длиной почти десять метров выглядит необычно — кабина и грузовой самолет словно парят над четырьмя короткими гусеницами. Конструкторы использовали их вместо пары длинных ремней для улучшения маневренности. Обратите внимание на опорные колеса автомобильного типа. Они не боятся проколов, так как наполнены не воздухом, а специальным составом, напоминающим губку. Урал-5920 весит 22,5 тонны, берет на борт еще 8 тонн и творит чудеса на пересеченной местности. Например, ему не страшны 1,8-метровые броды! Выпуск длился только с 1985 по 1989 год.

АТ-Т

Скандальное канцелярское название монстра от Харьковского машиностроительного завода расшифровывается как «тяжелый артиллерийский тягач». Другой термин — «продукт 401». Машина на самом деле очень тяжелая: она весит 20 тонн и при этом тянет за собой 25-тонный прицеп. Основная область применения — буксировка артиллерийских и ракетных систем, 130-мм зенитных орудий и других орудий. Не все внедорожники выдерживают такую ​​нагрузку, поэтому в ходовой части использовались узлы танка Т-54 и дизель V12 мощностью 415 л.с от военной техники. Кабина изначально была от ЗИС-150/ЗИЛ-164, но доработана — удлиненная и четырехместная. Автомобиль выпускался с 1947 по 1979 год.

ДТ-10 «Витязь»

Идея объекта транспортного машиностроения в Ишимбае впечатляет своим уникальным дизайном. Ключевой особенностью является конструкция двух разъемов. Первый — это отапливаемая и вентилируемая кабина на 4-7 человек и моторный отсек с 710-сильным компрессорным дизельным агрегатом V12. Другой – кузов с тентом или платформой. Сложный поворотный узел (в частности, он имеет управляемые вертикальный и горизонтальный складные гидроцилиндры) обеспечивает высокую маневренность, удовольствие от вождения и выдающуюся проходимость. «Витязь» способен преодолевать стены высотой до полутора метров и окопы длиной до четырех метров. Титан весит 21 тонну и имеет грузоподъемность 10 тонн.

НАМИ ЭТ-8

d06ff260e7.jpg

НАМИ ЭТ-8 представляет собой пневмотранспортер, чем-то напоминающий американский вездеход VWD. У него довольно большой вес — более 20 тонн, поэтому скорость была слишком медленной, к тому же он оказался плохо управляемым. Испытания показали, что назвать вездеход выносливым нельзя – он мог остановиться и сломаться в любой момент. Поэтому история уникального, но не очень злополучного внедорожника быстро закончилась: проект признали бесперспективным и закрыли.

ЗИЛ-4906

5b9f5239ed.jpg

Вездеход ЗИЛ-4906 с поэтичным названием «Синяя птица» — жидкостный поисково-спасательный комплекс, который разработан совместно конструкторами ЗИЛа и ЭСКБ. Причем машину создали специально для космонавтов: ее использовали для поиска и спасения экипажей космических кораблей, приземлившихся в самых крайних точках СССР.

Для того чтобы комплекс можно было быстро доставить ближе к нужному месту, его габариты были специально адаптированы под грузовые отсеки самолетов Ил-76 и АН-12, а также вертолетов МИ-6 и МИ-26. Вездеходы оснащались бензиновым двигателем V-8 мощностью около 150 лошадиных сил и пятиступенчатой ​​механической коробкой передач. С их помощью машина могла передвигаться по воде с максимальной скоростью 8 км/ч.

ДТ-10 Витязь: двухзвенный сверхпроходимец

Эта легендарная гусеничная машина – детище Ишимбайского автомобильного завода. Отец проекта и главный конструктор К.В. Осколков.

Этот человек участвовал в Великой Отечественной войне и хорошо помнил, как тяжело солдатам приходилось переходить разные водоемы. Поэтому после войны Осколков сразу же взялся за создание плавающего военного вездехода, что у него успешно и получилось.

После многих лет разработки, в 1985 году, с конвейера сошли первые партии этих гусеничных машин. Сам вездеход состоит из двух частей – кабины с пассажирским салоном, а также задней бортовой части для перевозки грузов.

Оба шарнира соединены уникальным гидравлическим поворотным механизмом, обеспечивающим превосходную маневренность автомобиля.

Оцените статью
Блог про автомобили ГАЗ