Вездеход МТЛБ «мотолыга» (танк, военная машина): расшифровка аббревиатуры, технические характеристики, устройство, размеры, инструкция по эксплуатации, гусеничный гражданский тягач, сколько весит, двигатель, расход топлива на 100 км, какие права нужны для управления

Тракторы и погрузчики

Вездеход МТЛБ — когда впервые появился

Проект вездехода создавался в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода ХТЗ, он должен был одновременно выпускать штатную модель МТЛ и бронированный военный аналог МТЛБ. Предприятие ограничилось сборкой конвейера ГТТ (который был передан Рубцовскому машиностроительному заводу) и в 1964 году отправило первые партии оборудования. Гражданская версия была собрана ограниченной партией в связи с загрузкой ХТЗ.

До распада Советского Союза практически все композитные бронированные вездеходы поставлялись в войска, где и получили оригинальное прозвище «мотолыга».

Краткое сравнение характеристик МТЛБ и ГТТ:

Параметр МТЛБ ГТТ
Собственная масса, кг 9700 8000
Вместимость войскового отделения, чел. одиннадцать 21
Мощность двигателя, л.с. 240 200
Максимальная скорость по трассе, км/ч 61,5 45,5
Скорость по воде, км/ч до 6 до 6

Produsent

Устройство и конструкция

Машина МТЛБ оснащена сварным из стальных листов корпусом, линии стыковки герметизированы, что позволяет технике преодолевать водные преграды. В передней части есть место для механика-водителя и второго члена экипажа, двигатель расположен в центральной части корпуса. Редуктор размещен в нише перед постом управления и закрыт звукоизолирующим шкафом из листовой стали. В задней части носителя имеется грузовая платформа, предусмотрено помещение для перевозки десанта на боевой технике (вращающаяся башня с вооружением стоит над постом управления).

Enhet

Силовой агрегат смещен в сторону относительно оси симметрии, двигатель установлен на подрамнике через резиновые прокладки, снижающие вибрации. Левый блок выпускного коллектора используется для работы эжекторного воздухоочистителя.

Двигатель оснащен динамо-машиной мощностью 3,5 кВт с выпрямителем и регулятором напряжения.

Предусмотрено наружное светотехническое оборудование автомобильного типа, в кабине и грузовом отсеке применены световые экраны.

Характеристики мотолыги

Весовые параметры вездеходов МТЛБ и технические характеристики:

  • снаряженная масса бортовой версии – не более 9940 кг;
  • грузоподъемность – до 2500 кг;
  • масса прицепа – до 6500 кг;
  • вместимость кабины — 2 чел.;
  • количество мест для пассажиров (вместо грузовых) — до 11;
  • удельное давление на грунт – 0,45 кгс/см²;
  • максимальная скорость – 61,5 км/ч;
  • тяговое (с нагрузкой на платформу) — до 8968 кгс.

Радиус поворота внедорожника зависит от того, на какой передаче он маневрирует.Kjennetegn

Подробная информация о радиусах поворота указана производителем в руководстве пользователя, с увеличением передачи маневренность становится хуже. Например, на нейтрали техника разворачивается по кругу радиусом 1,25 м, на максимальной скорости параметр увеличивается до 38,6 м. Максимальный вес груза в кузове зависит от качества грунта и его количества прицеп весит (например, с грузом 2000 кг сзади).

Двигатель и трансмиссия

Базовый транспортер оснащен атмосферным двигателем ЯМЗ-238В с 8 V-образными цилиндрами. Силовой агрегат развивает мощность 240 л.с., в более поздних модификациях была внедрена напорная система, позволившая увеличить параметр до 310 л.с при снижении расхода топлива. Топливо заливается в 4 отдельных бака общей емкостью 520 литров, имеется распределительный клапан с ручным управлением. Для запуска используется электростартер; зимой рубашку охлаждения обогревает автономный агрегат ПЖД-44Л, работающий на жидком топливе.

В систему питания входит 8-поршневой насос высокого давления, это насос с ручным управлением для перекачки топлива. Воздушный поток проходит через инерционный фильтр и проволочные кассеты с промасленной набивкой для отделения мелкодисперсной пыли. В конструкции используется жидкостная система охлаждения с принудительной циркуляцией антифриза, радиатор охлаждается вентилятором с ременным приводом.Motor

Трансмиссия состоит из сухого 2-дискового сцепления с рычажным управлением от педали и ручной коробки, обеспечивающей 6 нормальных и 5 пониженных (используемых при буксировке прицепов в условиях бездорожья) передач вперед. На каждой боковой стенке имеется встроенный планетарный редуктор с фрикционом, позволяющий тормозить гусеницы для поворота (радиус зависит от степени замедления ленты). Все узлы входят в состав главной передачи МТЛБ, обеспечивающей 2-х канальную передачу крутящего момента на ведущие колеса.

Ходовая часть вездехода

Поскольку машина создавалась для службы в войсках, ходовая часть МТЛБ близка к схеме гусеничного танка:

  • балансиры (12 шт.) установлены на торсионах, ограничители хода и гидравлические амортизаторы установлены на передних и задних рычагах;
  • опорные катки (по 6 шт на сторону) изготовлены из алюминиевого сплава и оснащены внешней резиновой шиной, снижающей уровень вибраций;
  • гусеницы набираются из звеньев шириной 350 мм, соединенных стальными шпильками (на более поздних машинах стали применяться ленты РМШ с резинометаллическими шарнирами);
  • для натяжения гусеницы используется кривошип с винтом для перемещения заднего колеса, не имеющего подвески;
  • ведущее колесо фонарного типа расположено спереди, съемный венец имеет 15 зубьев.

Габариты МТЛБ

Габаритные размеры и некоторые ТТХ оборудования:

  • длина кузова – не более 6509 мм;
  • ширина (со стандартной гусеницей с открытым шарниром) — до 2865 мм;
  • высота — 1890 мм;
  • колея (между продольными центрами шпал) — 2500 мм;
  • база (расстояние между осями передних и задних опорных катков) — 3700 мм;
  • дорожный просвет (без груза) – 415 мм;
  • максимальная скорость с полной загрузкой – 45 км/ч;
  • скорость плавания — до 6 км/ч.

MTLB dimensjoner

Расход топлива

Заявленный заводом расход на 100 км пути находится в пределах 90-110 кг топлива, параметр зависит от внешних условий, технического состояния и степени загрузки.

Нормативы допускают угар моторного масла на уровне 2% от расхода топлива.

Полностью заправленные баки обеспечивают запас хода до 500 км; в трюме могут быть установлены дополнительные топливные баки, которые накачиваются в основные баки ручным или электрическим насосом.

Управляемость на дороге

Для управления конвейерами МТЛБ используется педальный блок автомобильного типа и рычаги управления бортовыми муфтами. Перед механиком находится приборная панель с подсветкой, для обзора местности доступно лобовое стекло со стеклоочистителем, на армейской технике установлен прибор ночного видения. Перед началом движения выбирается участок, рычаг коробки переводится в нужное положение, траектория корректируется рычагами, позволяющими с разным усилием выжимать боковые тормоза (для достижения разного радиуса поворота).Kontrollerbarhet

Подвижность МТЛБ

Гусеничная машина, оснащенная шасси с торсионной подвеской, способна преодолевать препятствия:

  • проходимый (без прицепа) — до 35°;
  • допустимый угол крена — до 25°;
  • глубина брода с твердым дном – 1200 мм.

Техника предназначена для преодоления водных преград вплавь при условии номинальной нагрузки платформы, при установке прицепа плавучесть становится отрицательной.

Вездеход может плыть при высоте волны до 500 мм, при преодолении брода высота вершины не должна превышать 150 мм. Перед преодолением водных преград готовится снаряжение, процедура занимает до 20 минут.

Техника на базе вездехода

На базе БТР создавались различные машины, например:

  1. МТП-ЛБ — мобильное устройство технической помощи. Пространство башни занимает грузовая платформа.
  2. Объект №26 — САУ «Гвоздика» смонтированы на удлиненном шасси.
  3. Комплект «Богоматерь» (2С24).
  4. Разведывательная машина РХМ «Кашалот», работающая в условиях химической атаки.
  5. Самоходная установка «Тунджа» оснащена минометом (калибр 120 мм).

В разные годы на базе трактора изготавливались:

  • минные заградители;
  • средства ведения радиоразведки;
  • мобильные медицинские пункты;
  • штабная машина;
  • бронетранспортеры с усиленной защитой и вооружением;
  • зенитные и противотанковые комплексы;
  • и многое другое.

Модификации вездехода

Наиболее важные модификации техники:

  • базовый вариант МТЛБ (по армейской классификации «Объект 6»);
  • вариант МТЛБВ, предназначенный для эксплуатации в условиях севера и оснащенный гусеницами увеличенной ширины;
  • модификации МТЛБВН и МТЛБВНС «Алтай», предназначенные для гражданского применения;
  • вариант МТЛТВМ1К для пограничных войск, адаптированный для работы в условиях высокогорья (отличается 310-сильным дизелем и усовершенствованным отопителем).

В конце 90-х гг. Предприятие «Муромтепловоз» разработало усовершенствованное шасси МТЛБМ, которое поставляется в армию. Базовая версия оснащена башней от колесного бронетранспортера БТР-80, есть версия с дополнительным автоматическим гранатометом АГС-17. Предлагается модель с установкой противотанковых ракет (дополнительное вооружение включает пулемет и гранатомет), выпускается модификация с автоматической пушкой, установленной в башне вместо пулемета КПВТ.Modifikasjoner

Часть изъятых с армейского склада внедорожников прошла модернизацию и была продана гражданским потребителям. Например, версия КТМ-10 оснащена кузовом с распашными дверями кабины, установлена ​​дополнительная защита ходовой части. При отдельном заказе устанавливается гусеница с резинометаллическими шарнирами или специальный ремень с увеличенной шириной звеньев, лучше приспособленный для движения по бездорожью.

На базе МТЛБу выпускалась модификация 1В14, предназначенная для командиров самоходно-артиллерийских батарей. Внутри закрытого бронекорпуса есть место для 6 членов экипажа, силовая установка включает 300-сильный дизель ЯМЗ-238Н. Предусмотрена установка пулемета ПКМБ с боекомплектом 1250 патронов, в корпусе прорезаны люки, чтобы члены экипажа могли вести огонь из личного оружия. Версия 1В15М, предназначенная для командиров батальонов, оснащена комплектом усовершенствованных блоков наблюдения и средств связи.

После распада Советского Союза гусеничные вездеходы стали использоваться вооруженными силами бывших республик. Например, в Украине разработана самоходная установка с блоками неуправляемых снарядов С8 калибром 80 мм. Российская версия 6МБ на базе шасси МТЛБМ оснащена вращающимся модулем с 30-мм автоматической пушкой. Это вариант 6МБ2, дополнительно вооруженный гранатометом АГС-17 «Пламя». Модели 6МБ3 и 6МБ4 отличаются применением авиационных пушек ГШ-23В и ГШ-30К соответственно, спаренных с 12,7-мм пулеметом «Корд.

Вездеходы СОБ (или Собовка, аббревиатуру можно трактовать как «транспорт старшего офицера батареи») производились в Болгарии и Польше (соответственно КШМ-81 «Дельфин» и ВДШ). В 90-е годы. На базе МТЛБ польские конструкторы создали модернизированную машину Opal-I, оснащенную дизельным двигателем SW0680/167/1 и оригинальной башней с крупнокалиберным пулеметом. Это был удлиненный вариант «Опала-II» (аналог МТЛБу), оснащенный дизельным двигателем SW-680T мощностью 300 л.с. На базе шасси Opal создано более 10 модификаций.

На базе кузова и шасси вездехода создана модель МТЛБу, отличающаяся введением дополнительного катка.

На базе удлиненного шасси строятся самоходная гаубица «Гвоздика» и минометный комплекс «Дева». Всего на базе МТЛБ конструкторами СССР, России и Восточной Европы было создано более 100 модификаций, при этом часть версий была выпущена в единичных экземплярах, а часть строилась большими сериями. При этом автомобили заменяются новыми автомобилями повышенной проходимости (например «Витязь»), имеющими повышенную грузоподъемность.

Корпус машины

Кузов транспортера выполнен из стальных листов, которые не обладают высокой плотностью, поэтому вездеход может противостоять только стрелковому оружию. Однако за счет этого удалось сэкономить небольшую массу по сравнению с другими машинами этого класса — 9,7 т. При таком весе конструкторам МТЛБ не составило труда обеспечить МТЛБ отличную плавучесть. Еще одним преимуществом машины является низкое давление ремней на грунт, что повышает проходимость трактора. Здание разделено на зоны: контрольную, двигательную, транспортно-загрузочную и трансмиссионную. Всем на борту обеспечены комфортные транспортные условия.

Особенности эксплуатации

Перед началом зимней эксплуатации необходимо слить весь антифриз, заполнить радиатор антифризом. Проверить работу предпускового подогревателя, открутить болт, крепящий сливной патрубок, и слить конденсат. При хранении конвейерной ленты на открытом воздухе при температуре ниже -15°C рекомендуется вынимать батареи на ночь. Для защиты платформы от снега используйте стандартное брезентовое покрытие.Driftsfunksjoner

При использовании вездехода в условиях пустыни и степи необходимо регулярно проверять уровень электролита в аккумуляторах и доливать дистиллированную воду. Через 20-30 часов работы дизеля (по показаниям счетчика) необходимо промыть фильтр и удалить накопившуюся грязь из емкости циклона. Если планируется ремонт устройств, связанный с демонтажем приборов, работы следует проводить под защитным навесом, не допускающим попадания песка и пыли на сопрягаемые поверхности.

В горных условиях необходимо заполнить систему охлаждения антифризом, если в контуре используется вода, то ее сливают на ночь. При наличии следов извести в радиаторе следует промыть агрегат специальными реагентами, растворяющими отложения. Уровень электролита в аккумуляторах необходимо проверять через 3-4 дня эксплуатации, доливать дистиллированной водой. После преодоления загрязненных участков дороги следует очистить радиаторы от посторонних отложений, вода не должна попадать в выпускные теплицы внедорожника.

Частые поломки и ремонт

Распространенные дефекты и способы восстановления работоспособности:

  1. Повышенный расход моторного масла с одновременным падением мощности и появлением дымного выхлопа свидетельствует об износе поршневой группы дизеля. Ремонт заключается в капитальном ремонте агрегата с заменой неисправных деталей.
  2. В процессе эксплуатации из-за неправильного напряжения трак гусеницы постепенно разрушается, отверстия для пальцев разрушаются и приобретают форму эллипса. Детали восстановлению не подлежат, необходимо установить новую гусеницу.
  3. Из-за несвоевременного обслуживания разрушается управляющий элемент торсиона, через канавки начинает вытекать смазка. Для восстановления работоспособности необходимо вырезать изношенную направляющую и приварить новый узел, так как закрепить втулку в старом гнезде невозможно.
  4. Резиновые кольца катков изношены и повреждены острыми краями камней, боковины алюминиевого диска изношены зубьями гусеницы, имеющими неправильное натяжение. Амортизирующие кольца можно заменить при условии сохранения бортов колес, при износе элементов необходимо заменить опорные колеса в сборе.
  5. При преждевременной очистке блок фильтров начинает пропускать мелкую пыль, которая попадает в цилиндры и масляный поддон, вызывая преждевременный износ трущихся деталей. Из-за увеличения зазора, падения мощности и ухудшения запуска двигатель нуждается в капитальном ремонте.
  6. При движении по лесу кузов внедорожника подвергается воздействию веток, которые сдирают краску и повреждают элементы освещения. Металл начинает ржаветь, но сквозных отверстий не появляется из-за большой толщины деталей (7-14 мм). Рекомендуется регулярно обновлять краску и вовремя заменять битое стекло в фарах, так как вода разрушает отражатели.

Hyppige sammenbrudd

Основные конструктивные моменты вездехода

Корпус машины имеет сварную конструкцию из стальных листов небольшой толщины. Броня предназначена для защиты от ручного огнестрельного оружия. Тем не менее это позволило сэкономить массу МТЛБ — 9,7 тонны. Столь скромная масса позволила инженерам наделить вездеход возможностью передвижения по воде. А высокую проходимость обеспечивает гусеничный канал, создающий низкое давление на поверхность.

Кузов машины оборудован следующими отсеками:

  • двигатель;
  • передача;
  • система контроля;
  • транспортировать и держать.

Внутри могут свободно разместиться как персонал, так и пассажиры.

В вездеходе МТЛБУ подвеска трансмиссии расположена спереди вместе с коробкой передач и механизмом поворота. За этим участком установлена ​​бронированная перегородка с диспетчерской. В помещении также есть место для водителя и механика. Обзор местности осуществляется через лобовое стекло, снабженное защитой. С правой стороны корпуса расположена турель с пулеметом (калибра 7,62). Менеджер трактора отвечает за обслуживание силовой установки.

Машинное отделение расположено за рубкой управления и занимает почти всю среднюю секцию. Помимо двигателя здесь находится главный фрикцион.

В корме есть помещение для перевозки грузов и десанта. Для входа и выхода используются кормовые двери и люки, расположенные над корпусом.

Главное, что у МТЛБУ такая техническая характеристика, как у восьмицилиндрового дизеля ЯМЗ-238В. Двигатель имеет мощность 300 лошадиных сил и позволяет развивать скорость до 61,5 км/ч.

Катки автомобиля оснащены воздушной камерой, обеспечивающей движение по поверхности воды, т.е транспортное средство способно плавать. Гусеница трактора оказывает давление на грунт до 0,45 кг/см², подвеска имеет независимую торсионного типа.

Kampkjøretøy MTLB: tekniske egenskaper for terrengkjøretøyet

Читайте также: ЗИЛ-137: технические характеристики

Технические параметры

После модернизации МТЛБ (фото) военные были оснащены обновленным шасси с гусеничным ходом на 7 катков. Двигатель заменили на ЯМЗ-238В, что наконец позволило машине иметь лучшие технические характеристики, чем у предшественника. Примечательно, что это касается как основных силовых параметров, так и уровня прозрачности.

В рядах ВС России бронетранспортер именовался мотострелком-МТЛБ, «эмтеэлбешка».

Ходовые качества, мощный двигатель, высокая грузоподъемность и проходимость позволяют использовать трактор на всей территории страны. При этом условия местности и условия Крайнего Севера не влияют на подвижность. Эти качества ценятся и вооруженными силами других государств.

Двигатель

МТЛБУ оснащен восьмицилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ-238Н-1. Двигатель оснащен турбокомпрессором, что вместе с мощностью 300 лошадиных сил позволяет автомобилю двигаться по шоссе со скоростью 61,5 км/ч.

Основные технические характеристики двигателя, установленного на БТР, в отличие от старых версий, представляют собой впечатляющую модернизацию. Итак, конструктор был добавлен:

  • масляный картер с кожухом;
  • эластичная муфта;
  • работа вентилятора без использования фрикционных колес.

Габариты МТ-ЛБ

МТЛБ имеет внутри кабину, выполненную из сплошной металлической обшивки. Разрешается посадка до восьми человек, не считая личного состава в машине. Кроме того, вездеход оснащен закрытым кузовом для перевозки до 4 тонн груза или десяти пассажиров.

Так, обновленная версия мотоциклетной лиги в армии позволяет вместить больше, а дополнительным бонусом является круговой обзор местности. Примечательно, что кузовная часть также была увеличена до 81 см. Это стало возможным благодаря внедрению 7-барабанного барабана.

Аналогичным образом была изменена высота – добавлено 20 см, что позволило расширить внутреннее пространство МТЛБУ.

Общие характеристики:

Вес, тонн 9,7
ДхШхВ, метров 6,45×2,86×1,86
Масса прицепа на буксире, тонн 4,5
Полезная масса нетто, тонн 2
Скорость по дороге, не более км/ч 61,5
Средняя скорость по пересеченной местности, км/ч тридцать
Расход топлива зависит от местности от 90 до 120 л/100 км
Дорожный просвет (среднее значение), см 40
Скорость движения в водном пространстве, км/ч 6

Подвижность машины

МТЛБ-У оснащен 6-ступенчатой ​​коробкой передач, обеспечивающей движение бронетранспортера по асфальтированному шоссе, грунтовой дороге, а также по воде и пересеченной местности.

МТЛБ — технические характеристики подвижности (км/ч):

  • максимальная скорость по шоссе – 61,5;
  • среднее значение по пересеченной местности – 30;
  • в водной комнате — 6.

Система управления

Основная масса функций блока управления внедорожника находится в свободном доступе у водителя транспортного средства. Помимо запуска двигателя, механик способен активировать отопление и другие системы, необходимые для комфортного пребывания внутри (фото) МТЛБ.

Kampkjøretøy MTLB: tekniske egenskaper for terrengkjøretøyet

Ходовая машины

В ходе модернизации также было обновлено шасси. Новая версия имеет 14 опорных катков, 2 ведущих колеса и 2 рулевых колеса. При этом последний имеет натяжные устройства. Два ремня имеют ширину 56 см и 4 гидравлических амортизатора.

Подвеска обеспечивает плавность хода, поглощая толчки и неровности при движении трактора по бездорожью. Дополнительным плюсом является то, что подвеска имеет независимую торсионного типа.

Расход топлива МТЛБ

МТЛБ — техническое описание (руководство пользователя) расхода топлива:

60 мин работы двигателя, л 42-43
Расход на 100 км, л от 80 до 100
Расход масла зависит от расхода дизельного топлива до 2%
Дополнительные возможности
Номинальная грузоподъемность (т):
  • с прицепом;
  • без прицепа
2,12,3
Масса прицепа, тонн 6.7
Пути, метры 2,5
База, м 3,7
Дорожный просвет, м от 0,395 до 0,415

Использование в воинских частях

Поступившие в армейские части вездеходы впервые приняли участие в боевых действиях во время войны в Афганистане. После распада СССР авианосцы ушли в бывшие союзные республики и использовались в локальных конфликтах. Машины предназначались для доставки грузов, боеприпасов к минометам или артиллерии, а также эвакуации раненых. Броня корпуса выдерживала попадание пуль из автоматов Калашникова на любом расстоянии. Установленный в башне пулемет использовался для защиты экипажа вездехода или для расчета буксируемого орудия.

Вездеходы не входили в штат мотострелковых батальонов (МСБ), но некоторые использовались для перевозки личного состава. В ходе Афганской войны часть машин прошла полевую модернизацию. Например, буксируемый миномет «Василек» был установлен в грузовой платформе, что вопреки требованиям руководства по боевому применению, но повышало маневренность огневой точки. Возимый боезапас располагался внутри корпуса, а также крепился к внешней стороне листов вместе с дополнительным снаряжением экипажа.

Плюсы и минусы

Технологические преимущества:

  • наличие запчастей для двигателя;
  • конструкция двигателя допускает капитальный ремонт;
  • простая конструкция шасси и коробки передач;
  • в коробке передач предусмотрен пониженный ряд;
  • в дополнение к стандартным ремням могут быть установлены ремни с увеличенной шириной шва.

Недостатки внедорожников:

  • слабое вооружение армейских модификаций;
  • тонкая броня днища разрушается при попадании на мину;
  • подача топлива через соединительные магистрали.

Недостатком внедорожника является тесный салон, неудобные сиденья и отсутствие кондиционера. Двигатель, расположенный за сиденьями водителя и пассажира, обогревает кабину, звукоизоляции на задней стенке нет. Используется гражданский дизель, который медленно реагирует на удар педали газа, при быстром переключении на более низкую скорость в болотистой местности двигатель не успевает набрать обороты, что приводит к глоханию.

Оцените статью
Блог про автомобили ГАЗ