- Как появился ЗиЛ-131
- Прочие характеристики и габаритные размеры
- Устройство
- Внешний вид и кабина
- Преимущества ЗиЛ-131 перед ЗиЛ-157
- Электрическая система и узел подвески
- Видеообзор
- Руководство по эксплуатации и ремонту
- Регулировка клапанов
- Установка зажигания
- Замена масла
- Интересные факты
- Основные модификации ЗиЛ-131
- ЗиЛ-131 технические характеристики
- История автомобиля
- Описание конструкции
- Двигатель
- Гидравлика и рулевое управление
- Трансмиссия
- Электрическая система
- Тормозная система
- Варианты надстроек
- Дополнительное оборудование
- Подвеска
- Масса, габариты, грузоподъемность
- Двигатель
- Характеристики двигателя:
- Применение
- Сцепление и коробка передач ЗиЛ-131
- ЗИЛ-131 — технические характеристики, фото, модификации обзор
- Трансмиссия
- Известность ЗиЛ-131 на территории СССР и за его пределами
- Особенности грузовика
- Кабина
Как появился ЗиЛ-131
Первый прототип грузовика ЗИЛ-131 был представлен в 1956 году. Этот грузовик разрабатывался как замена армейскому грузовику ЗИЛ-157, который на тот момент считался достаточно устаревшим. Прототип прошел все испытания и испытания, после чего был принят план поставить его на конвейерную линию производства. Хотя выпуск ЗИЛ-131 планировалось развернуть к 1961 году, из-за некоторых проблем дату выпуска этого автомобиля пришлось перенести на 6 лет.
Первая партия грузовиков ЗИЛ-131 была выпущена серийно лишь в 1967 году. За девять лет, прошедших с момента представления прототипа, советские конструкторы успели основательно доработать свою машину, так что она получилась практически безупречной (на тот момент). ЗИЛ-131 был разработан на базе ЗИЛ-130, но получил множество корректировок, так как военных не устраивала кабина ЗИЛ-130, затруднявшая доступ к узлам и агрегатам автомобиля.
ЗИЛ-131 превзошел ЗИЛ-157 по всем параметрам:
- Его открытость была выше;
- Больше полезной нагрузки;
- Комфорт и скорость совсем на другом уровне.
Хотя этот автомобиль изначально разрабатывался для использования в военных целях, многие гражданские модификации выпускались для сельского хозяйства и других сфер жизни.
Прочие характеристики и габаритные размеры
- грузоподъемность – 3750 кг на любых дорогах и пересеченной местности;
- грузоподъемность на дорогах общего пользования с асфальтобетонным покрытием – 5000 кг;
- снаряженная масса – 6135 кг без лебедки;
- распределение на переднюю ось – 2750 кг;
- распределение на заднюю ось – 3385 кг;
- полная масса – 10 185 кг;
- распределение на переднюю ось – 3060 кг;
- распределение на заднюю ось – 7125 кг;
- допустимая полная масса прицепа – 3750 кг;
- по всем видам дорог, в том числе по пересеченной местности – 4150 кг;
- на дорогах с твердым асфальтовым покрытием – 6500 кг;
- длина — 7040 мм;
- ширина — 2500 мм;
- высота потолка кабины — 2480 мм;
- база — 4600 мм;
- колея – 1820 мм;
- дорожный просвет – 330 мм.
Устройство
Силовой агрегат автомобиля находится под капотом. Кабина полностью металлическая, вмещает двух пассажиров и водителя. Сиденья водителя и пассажиров разделены. Водитель может регулировать свое сиденье в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также регулировать спинку.
Кабина ЗИЛ-131 была скопирована с гражданской версии 130 — но солдатам это не понравилось. После нескольких выпущенных партий его заменили на кабину с ЗИЛ-165. Автомобиль получился более комфортным, лобовое стекло стало панорамным, оно теперь состояло из двух частей и давало широкий обзор.
ЗИЛ-131 был похож на другие отечественные грузовики высокой проходимостью. Основными конкурентами были Урал-375 и ЗИЛ-157К. Сходство этих машин объясняется единым советским стандартом, действующим при проектировании такой техники. Различия можно увидеть в некоторых узлах и в различном подходе к производству.
Многие годы инженеры пытались решить непростую задачу: как снизить стоимость автомобиля и при этом не потерять высокий уровень тактико-технических характеристик? В итоге удалось решить задачу, в результате чего родился надежный, качественный продукт. После выпуска 131 планировали ограничить выпуск 157 но они производились параллельно следующие 20 лет.
Внешний вид и кабина
Как и большинство своих моделей, ЗИЛ сделал модель «131» с капотной компоновкой кузова. Кабина внешне была точной копией «сто тридцатого», только почти все образцы были окрашены в цвет хаки.
Конструкция также осталась полностью металлической. Это оказалось нецелесообразно, заменили переднюю часть, и снова на готовую, только теперь уже от ЗИЛ-165. Изогнутые крылья и замысловатые формы решетки радиатора были заменены более простыми, но более строгими элементами.
В 60-е годы прошлого века такая конструкция была сродни революционной, не говоря уже о сравнении новой модели со «157-м» образцом. За почти сорок лет облик военного грузовика изменился лишь в мелких деталях. Больше всего подкупает новое лобовое стекло, на которое сделали панорамный вид.
Прятать двигатель под кабиной нецелесообразно, так как это негативно сказывалось сразу на нескольких факторах: ухудшался доступ к моторному отсеку в полевых условиях, создавалась повышенная опасность в случае повреждения двигателя в ходе боевых действий.
Учитывая ориентацию на нужды армии, внешний вид был похож на другого одноклассника — Урал-375. Страна была одна, а предприятия полностью подчинялись государству. Основными отличиями были разные решения технических задач и инженерных сооружений.
Кузов имел типичные черты, с двумя откидными лавками и съемной на борту. Бока не могут откидываться, кроме спинки, но это не мешает практичной погрузке-разгрузке.
Чтобы натянуть тент, можно установить специальные арки. Конструкция автомобиля позволяла устанавливать вместо грузового кузова другие модули, такие как полевая кухня, медпункт, радиостанция, реактивные установки «Катюша» и С-125; а также гражданские — стрела с люлькой, пожарная машина.
Находиться внутри было комфортно благодаря нескольким новшествам. Уже упомянутое лобовое стекло значительно улучшило обзор по сравнению с предыдущей версией «157». Улучшенная теплоизоляция позволяет управлять автомобилем в тепле даже в зимние морозы.
Сиденье водителя было отделено от двухместного пассажирского сиденья и регулировалось по высоте, вылету и углу наклона спинки. Приборная панель имеет минимальное количество датчиков, которые предоставляют водителю всю необходимую информацию:
- Уровень бензина;
- Вольтметр/амперметр;
- Спидометр;
- Давление масла;
- Уровень температуры;
- Тахометр.
Из органов управления на рулевой колонке расположен только один — рычаг поворота. Большие зеркала обеспечивают хороший обзор сзади и сводят к минимуму мертвую зону даже с прицепом.
Преимущества ЗиЛ-131 перед ЗиЛ-157
Шасси ЗИЛ-131 спроектировано так, чтобы на него можно было устанавливать различные надстройки. Различные модификации этого грузовика использовались на стройках, в условиях Крайнего Севера и тайги.
В отличие от ЗИЛ-157, расход топлива ЗИЛ-131 по трассе ниже, хотя, поскольку эти два автомобиля в основном используются на бездорожье, реальный расход все же очень высок, и, по словам владельцев этих грузовиков, около 50-60 литров на 100 км.
Гидроусилитель руля, которого так не хватало ЗИЛ-157, делал вождение ЗИЛ-131 намного проще и веселее (без гидроусилителя на дорогах водители иногда ломали даже пальцы и ключицы), а лебедка ЗИЛ-131 делала это легко вытаскивать застрявшие в грязи машины.
Электрическая система и узел подвески
Большое внимание конструкторы уделили изоляции и герметизации электросистемы. В стандартном исполнении все устройства бесконтактного транзисторного типа с экранированием. Это обеспечивает бесперебойную работу агрегата даже в самых сложных климатических условиях. Экраны позволяли минимизировать помехи при розжиге, герметичность обеспечивала защиту контактов от короткого замыкания при преодолении бродов. Работа устройств осуществлялась от 12-вольтовой батареи и генератора.
Высокая грузоподъемность самосвала ЗИЛ-131 обеспечивалась благодаря надежной передней подвеске с парой рессор и скользящими задними концевыми элементами. Кроме того, агрегат был оснащен амортизаторами. На задний блок разработчики установили балансир на двух пружинах с шестью тягами. Надежность торможения обеспечивалась барабанными механизмами, дополненными пневматическим и механическим приводом.
Видеообзор
Руководство по эксплуатации и ремонту
Руководство пользователя содержит следующие разделы:
- Правила безопасности, которые необходимо соблюдать при эксплуатации автомобиля.
- Первый заезд: общие правила и рекомендации.
- Органы управления, электрические схемы электрооборудования.
- Блок основных механизмов: двигатель, коробка передач, кузов, сцепление, тормозная система, пневматическая подвеска.
- Электрическое оборудование.
- Неисправности и способы их устранения.
- Частота технического обслуживания.
- Правила хранения и транспортировки.
Регулировка клапанов
Регулировка клапанов производится при выключенном силовом агрегате. Перед началом работы рекомендуется установить транспорт на смотровую яму.
Первым делом необходимо установить поршень цилиндра №1 в верхнюю мертвую точку. После его установки проверните коленчатый вал на 1-1,5 оборота по часовой стрелке.
После закрытия впускных и выпускных клапанов можно приступать к настройке зазоров клапанов на ЗИЛ-131. Для этого удерживайте регулировочный винт отверткой и ослабьте контргайку гаечным ключом.
Расстояние не должно превышать 0,3 мм для обоих клапанов.
Затем нужно повторить процедуру для оставшихся семи цилиндров. В конце запустите двигатель и проверьте работоспособность всех систем.
Установка зажигания
Установка зажигания на данной модели ЗИЛ осуществляется следующим образом:
- Установите поршень в положение верхней мертвой точки.
- Установите гусеницу так, чтобы она была параллельна корпусу переключателя.
- Проверните коленчатый вал на величину установочного угла.
- Снимите болт крепления пластины.
- Включите зажигание и поверните корпус переключателя против часовой стрелки.
- Затяните крепления.
- Проверить правильность монтажа проводов в соответствии с порядком работы цилиндров.
Замена масла
Замена масла производится при выключенном двигателе. Перед заливкой необходимо слить старую масляную жидкость, очистить сливной магнит и заменить фильтр тонкой очистки.
Новое масло заливают с помощью воронки. После заполнения дайте двигателю поработать несколько минут на средних оборотах, чтобы система смазки была заполнена. После этого рекомендуется заглушить силовой агрегат и проверить уровень масла в системе.
Интересные факты
В ходе испытаний грузоподъемность ЗИЛ-131, его эксплуатационные и эксплуатационные параметры значительно улучшились. Одним из факторов модернизации стала трансформация базового шасси. В результате повысились качество сборки и основные характеристики автомобиля. Технику оснастили усовершенствованным двигателем, рабочее место водителя получило некоторые эргономические особенности.
Новшества, внедренные для того времени во внедорожные грузовики, были восприняты с энтузиазмом. Модернизация на этом не закончилась, в 1986 году машину оснастили обновленным двигателем, позволяющим повысить производительность наряду с сокращением потерь эксплуатационного ресурса.
Основные модификации ЗиЛ-131
Моделей на базе ЗИЛ-131 было много:
- Одной из основных моделей грузовиков является бортовой ЗИЛ-131. Это классический грузовик с деревянным кузовом и железной рамой. У этой модели была только одна задняя дверь. Сзади есть скамейки, на которых легко могут разместиться до 16 человек. Эти машины, оборудованные тентом, использовались в армии для перевозки солдат и грузов;
- Еще одна известная модель – манипулятор ЗИЛ-131. Рама ЗИЛ-131 обладала большой прочностью, поэтому этот автомобиль стали оснащать манипулятором, который отлично показал себя на лесозаготовках. Такая же компоновка использовалась при оснащении ЗИЛ-131 краном и другим специальным оборудованием;
- Самосвалы ЗИЛ-131 также выпускались заводом, но не стали популярными из-за отсутствия заказов на производство. Замысел с конструкцией оказался не очень удачным и проиграл другим советским грузовикам, так как самосвалы не часто использовались на бездорожье, а ЗИЛ-130, который был гораздо экономичнее, прекрасно работал в карьере;
- Многим жителям СНГ знаком пожарный ЗИЛ-131. Именно эти автомобили составляли основу парка пожарных автомобилей в СССР. Несмотря на внушительный вес и размеры, эти автомобили отлично зарекомендовали себя в пожарной службе.
Автомобиль вообще характеризовался отличной проходимостью, так как создавался специально для бездорожья. Расположение мостов было новаторским, если ведущими были задний мост и центральный мост, то передний мост ЗИЛ-131 подключался одним щелчком кулисного переключателя из кабины. Раздатка ЗИЛ-131 оснащена блокирующим устройством, препятствующим включению двух передач одновременно. Благодаря использованию специальных шин проходимость ЗИЛ-131 практически не уступала гусеничным машинам.
Общее количество модификаций, выпущенных на базе ЗИЛ-131, составило более 15. В армии, помимо бортовой модификации, ЗИЛ-131 часто использовался для оснащения вооружения. На него поставили легендарные Катюши. Огромную популярность приобрели ЗиЛы, оснащенные шиной Кунгс. Они перевозили передвижные лаборатории, мастерские и подобные передвижные пункты.
Многие автомобили ЗИЛ-131 были оснащены специализированным оборудованием для обслуживания самолетов. Во время сильного снегопада с улиц городов иногда выезжают ЗиЛы, оснащенные снегоуборочной техникой. Компоновка шасси также позволяла размещать цистерны, в которых перевозился бензин и другие нефтепродукты.
Читайте также: Пневматическая подвеска на грузовиках, с чего всё начиналось: Журнал «АВТОТРАК»
ЗиЛ-131 технические характеристики
Тактико-технические характеристики (ТТХ) ЗИЛ-131 превышали параметры его предшественника ЗИЛ-157, который, хотя и планировали снять с производства после выпуска серии ЗИЛ-131, выпускался еще 20 лет. Главным отличием от новой модели стал V-образный бензиновый двигатель объемом 6 литров, который был оснащен принципиально новой системой зажигания. Этот карбюраторный двигатель ЗИЛ-131, развивавший 150 л.с., был модернизирован только в 1986 году, после получения других блоков ГБЦ. За счет этого была увеличена степень сжатия, что позволило немного снизить расход топлива.
Кабина ЗИЛ-131 рассчитана на двух пассажиров и водителя, при этом место водителя раздельное, а место пассажира общее. Водительское сиденье регулируется в двух уровнях, спинку также можно менять, что на грузовиках тех лет было роскошью.
Изначально было принято решение установить на прототипы ЗИЛ-131 кабину от ЗИЛ-130. Но военные быстро это исправили, так как такая кабина была непрактична для обслуживания автомобиля. Кабину решили взять от ЗИЛ-165, внешний вид которого и сейчас притягивает любопытные взгляды, а во второй половине 60-х это вообще было что-то космическое. Благодаря большому салону салон получился просторным, а обзор — панорамным.
Многие до сих пор путают Зил-131 с Урал-373 и Зил-157, которые в те годы тоже были известными грузовиками повышенной проходимости. Это можно объяснить тем, что, помимо единых стандартов, в СССР не считалось зазорным копировать лучшие конструкторские решения с других заводов. Хотя эти автомобили внешне похожи (особенно Уралы и ЗИЛ-131), многие их узлы существенно отличаются друг от друга и не являются взаимозаменяемыми.
ЗИЛ-131 стал результатом долгой и кропотливой работы, в результате которой удалось создать надежный, качественный грузовик с небольшими затратами. При этом устройство устройства было настолько простым, что его можно было ремонтировать в полевых условиях.
Грузовик полюбился покупателям по следующим причинам:
- Уникальная проходимость, ставшая возможной благодаря использованию полного привода на все колеса;
- Отличная устойчивость на дорогах общего пользования;
- Отличная управляемость, что стало возможным благодаря установке гидроусилителя руля.
Революционным нововведением стала автоматическая система контроля давления в шинах. При движении по бездорожью рекомендуется снизить давление в шинах для лучшего потока. Эта система также поможет при небольшом проколе шины и постоянно автоматически подкачивает воздух.
ЗИЛ-131 имеет два топливных бака по 170 литров, заправив которые можно проехать около 800 километров. Расход топлива составляет 40-50 литров на 100 км, что является большой проблемой для современных владельцев этих автомобилей. В 60-е и 70-е годы бензин был дешев, и никто не считал, поэтому на расход не обращали внимания.
История автомобиля
С 1962 года завод имени Лихачева в Москве выпускал грузовики для народного хозяйства под маркой ЗИЛ-130. Грузовик был чрезвычайно популярен и практичен, но уступал своим одноклассникам из-за высокого расхода топлива. В конце семидесятых годов завод начал разработку более экономичной модели с дизельным двигателем. А именно, в 70-х годах перед конструкторами завода имени Лихачева была поставлена задача разработать два перспективных грузовика с разной грузоподъемностью.
Модели должны были работать на дизеле. Изначально автомобиль проектировали специалисты ЗИЛа, но после создания проекта документацию передали в Набережные Челны. В 1986 году с конвейера начал сходить первый ЗИЛ-4331. Именно эта модель предназначалась для замены ЗИЛ-130. Вскоре после запуска проекта была представлена дебютная версия этой модели с двойной кабиной, а также шасси, предназначенное для спецтехники. Позже специалисты завода имени Лихачева создали гоночную версию грузовика, которая лишь внешне напоминала оригинал.
Описание конструкции
Вездеход ЗиЛ-131 способен перевозить грузы массой до 5000 кг по дорогам с твердым покрытием и до 3500 кг по грунтовым дорогам. Для улучшения внедорожных характеристик используется централизованная система контроля давления в шинах и мосты с одинаковой шириной колеи.
Картеры мостов размещены в линию, что позволило снизить сопротивление при движении по глубокому снегу.
Вездеход способен преодолевать водные преграды глубиной до 1,5 м.
В основе вездехода лежит рама, состоящая из двух балок и пяти поперечин. Для обеспечения прочности конструкции балки имеют переменное сечение по своей длине. Соединение элементов каркаса выполнено на заклепках.
Двигатель
На серийных военных внедорожниках ЗИЛ-131 применялся 8-цилиндровый 150-сильный двигатель с карбюраторной системой питания. Цилиндры расположены в двух блоках, установленных под прямым углом. Особенностью двигателя является удлиненный маслоприемник и другой маслоотстойник, что позволяет работать при продольных уклонах до 30⁰, а при поперечных – до 20⁰.
Двигатель имеет объем 5996 литров и оснащен головками для степени сжатия 6,5. Стыки деталей двигателя герметизируются специальной пастой. По отдельным заказам выпускались автомобили с двигателем, оснащенным блоком и поршневой группой от двигателя ЗИЛ-375.
Модернизированный ЗИЛ-131Н оснащался 150-сильным двигателем с доработанными головками блока, имевшими винтовые каналы газораспределения. Двигатель стал немного экономичнее и долговечнее. В 1992 году стали применяться дизели Минского завода модели Д-245 (105…108 л.с.), а также 132-сильный турбодизель ЗИЛ-0550. Небольшими партиями строились автомобили с импортным 143-сильным дизелем Perkins Phaser 145T.
Гидравлика и рулевое управление
Гидросистема на вездеходе ЗИЛ-131 используется только для рулевого управления. Рулевой редуктор построен по схеме винт с гайкой, аналогично грузовику ЗИЛ-130.
Гидравлическая система была смонтирована на седельном тягаче ЗИЛ-137 и использовалась для привода колес активного полуприцепа.
Во время движения двигатель приводил в действие шестеренчатый насос через коробку отбора мощности. Жидкость под давлением до 150 МПа подавалась к гидромоторам, установленным на осях полуприцепа. Затем жидкость возвращали обратно в расходный бак.
Трансмиссия
Вездеходы ЗИЛ-131 и 131Н оснащены сцеплением сухого типа с рабочим диском. К картеру сцепления крепится 5-ступенчатая синхронизированная (кроме первой передачи) коробка передач. Для распределения крутящего момента по осям используется двухступенчатая раздаточная коробка. Картеры коробки и КПП загерметизированы герметизирующей пастой.
Две оси проходят от коробки передач к переднему и центральному мосту со сквозным проходом. Крутящий момент передается на заднюю ось посредством короткого вала. Передний мост включается вручную или автоматически с помощью электропневматического привода, который активируется при включении пониженного ряда в раздаточную передачу.
Основная коробка оснащена 1-ступенчатой коробкой отбора мощности, которая используется для привода лебедки. Включение коробки передач электропневматическое, осуществляется из кабины.
Электрическая система
Вездеход ЗИЛ-131 оснащен системой электрооборудования постоянного тока с рабочим напряжением 12В. Минусовой вывод системы подключается к шкафу. Компоненты электросистемы имеют экраны для защиты от помех, а также защиту от попадания воды.
Тормозная система
На грузовике используется пневматическая тормозная система. Механизмы барабанного типа расположены на всех колесах. Стояночный тормоз установлен на выходе раздаточной коробки. Тормозные камеры были оборудованы дренажной системой для отвода воды, скапливавшейся в корпусах при преодолении водных преград.
Варианты надстроек
Вездеход на борту ЗИЛ-131 был оборудован деревянной платформой. По периметру был металлический каркас. Несущие поперечные брусья на корпусе также выполнены из металла. Откидывается только дверь багажника, остальные имеют увеличенную высоту. На боковых столиках размещены складные скамьи на 16 человек.
Посередине платформы есть место для установки третьей скамьи, рассчитанной на 8 человек. Грузовик был оборудован тентом, который хранится в отдельном контейнере за задней стенкой кабины.
Большое количество военных внедорожников ЗИЛ-131 оснащалось закрытым фургоном типа КУНГ.
Внутри могли размещаться системы радиосвязи и наблюдения, ремонтное оборудование и т д. Фургоны оборудованы системой вентиляции и воздушного отопления с автономным отопителем. Воздухозаборники системы вентиляции оборудованы фильтрами.
Дополнительное оборудование
Военные автомобили ЗИЛ 131, в отличие от гражданских аналогов, оснащались следующим дополнительным оборудованием:
- специальный смотровой люк в крыше кабины;
- центральная стойка, укрепляющая лобовое стекло;
- затемняющая оптика, а также специальный прожектор, установленный слева от водителя,
- крепеж для различных видов транспорта.
Кроме того, большинство машин специально комплектовалось комплектом, в который входили:
- прибор ночного видения;
- крепления для оружия;
- средства химической разведки;
- комната для карт и документов;
- средства пожаротушения;
- инструменты для земляных работ;
- коллективная аптечка.
Подвеска
Зависимый; передний — на двух полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами и амортизаторами; задняя — балансирует на двух полуэллиптических рессорах с шестью реактивными тягами, концы рессор скользят.
Масса, габариты, грузоподъемность
Масса и общие характеристики автомобиля этого типа относительно невелики, несмотря на основное назначение. Параметры следующие:
- снаряженная масса модели без лебедки – 6 135 кг;
- собственный вес модели с лебедкой 6 375 кг.
Хотя вес лебёдочного механизма ЗИЛ-131 по техническим характеристикам довольно значителен, его наличие всегда оправдано, так как позволяет справиться с передвижением в крайне сложных и экстремальных условиях местности.
Полная масса автомобиля:
- с лебедкой – 10 425 кг;
- без лебедки — 10 185 кг.
Максимальная грузоподъемность составляет всего 3500 кг. При необходимости рассматриваемую технику можно использовать и вместе с прицепом.
Его допустимая масса зависит от дорожных условий, по которым передвигается ЗИЛ-131:
- масса при движении по асфальтированной дороге – 6500 кг;
- при движении по грунтовке — 4000 кг.
Базовая версия автомобиля имеет следующие габаритные размеры:
- длина от переднего бампера до задней части кузова, мм — 7040;
- высота без тента, мм — 2480;
- высота с тентом, мм — 2975;
- ширина от левого колеса до правого, мм — 2500.
Дорожный просвет ЗИЛ-131 составляет колоссальные 330 мм, что позволяет без особых проблем передвигаться даже по пересеченной местности – в лесах, полях или других подобных местах.
Расстояние между колесами 3,35 м +1,25 м. Ширина передней и задней колеи одинакова и составляет 1,82 м. Радиус поворота составляет целых 10,8 м. Учитывая длину кузова, этот параметр не так большой.
Тормозной путь составляет 29 м при скорости 50 км/ч. Причиной этого является большая инерция, возникающая из-за массы всего автомобиля и фургона с людьми, а также всего имеющегося оборудования.
Двигатель
Силовой агрегат ЗИЛ 131 был заимствован у модели ЗИЛ 130. 4-тактный карбюраторный V-образный двигатель имел 8 цилиндров, расположенных под углом 90 градусов, верхнеклапанные клапаны и жидкостное охлаждение. В систему питания двигателя входили топливные фильтры, отстойник, блоки контроля уровня топлива, топливный насос, 2 топливных бака, карбюратор и трубопроводы. Сам двигатель крепился на резиновых элементах, защищающих от воздействия неуравновешенных сил и вибраций, что продлило срок его службы.
Блок двигателя изготавливался из чугуна и состоял из вкладышей, уплотнительных колец, легкосъемных гильз, алюминиевых головок цилиндров, поршневых колец и овальных поршней. Эта конструкция проверена временем и отличается высокой прочностью.
Устройство несколько раз модернизировалось, в результате чего улучшались его технические характеристики. Так в более поздних версиях он был оснащен предпусковым подогревателем, позволяющим без проблем запускать двигатель при минусовой температуре.
Характеристики двигателя:
- рабочий объем – 5,96 л;
- номинальная мощность — 150 л.с.;
- максимальный крутящий момент – 402 Нм;
- степень сжатия — 6,5;
- количество цилиндров — 8;
- рекомендуемый вид топлива – бензин А-76.
Применение
Вездеход ЗИЛ-131 стал одним из основных автомобилей для создания пожарной техники. На базе машины выпускались автоцистерны, шланговозы и лестницы.
В войсках шасси вездехода использовалось для размещения реактивных систем залпового огня, зенитно-ракетных комплексов «Волхов» и С-125. Габариты ЗИЛ-131 подходили для доставки армейскими транспортными самолетами, такими как Ан-22 или Ил-76.
Грузовики имели стандартные точки крепления, которые позволяли устанавливать машину в трюме самолета. Армейские седельные тягачи использовались совместно с полуприцепами ОдАЗ-778М или 9325. Полуприцепы использовались для доставки военных грузов или компонентов ракетных комплексов.
Сцепление и коробка передач ЗиЛ-131
Сцепление ЗИЛ-131 однодисковое, сухое. Он размещен в чугунном картере и приспособлен для преодоления бродов и крутых подъемов. Режим ухода за сцеплением заключается в регулировке узла привода и регулярной очистке этого узла от грязи. Также необходимо следить за затяжкой болтов, которыми картер сцепления крепится к блоку цилиндров.
Коробка передач ЗИЛ-131 представляет собой пятиступенчатую коробку передач с повышенной надежностью и деградацией. Первые серьезные проблемы с коробкой передач возникали не раньше, чем через 200-300 тысяч километров.
Революционной для того времени стала схема подключения переднего привода, который включался электропневматикой. Сам грузовик мог разгоняться по шоссе до 80 километров в час.
ЗИЛ-131 — технические характеристики, фото, модификации обзор
Легендарный грузовик с армейской рессорой — ЗИЛ-131. История автомобиля, воплотившего в жизнь задание руководителей Советского Союза, продолжающего служить в разных сферах и по сей день. Технические данные в таблицах и описание рабочих характеристик позволяют понять, почему машина имеет столь ценную репутацию. Весь модельный ряд ЗИЛ.
Трансмиссия
Через пятиступенчатую механическую коробку передач и двухступенчатую раздаточную коробку мощность передавалась на три ведущих моста, оборудованных системой контроля давления в шинах. Передний мост подключался из кабины, для чего на панели приборов имелся тумблер. Такая конструкция обеспечивала высокую проходимость, но из-за недостаточной тяговооруженности машины и не очень удачного подбора передаточных чисел ее возможности не удавалось реализовать в полной мере. Тем не менее по бездорожью машина передвигалась гораздо увереннее, чем самосвалы на базе ЗИЛ-130.
Известность ЗиЛ-131 на территории СССР и за его пределами
ЗИЛ-131 был настолько популярен, что его не только поставляли во все уголки Советского Союза. Его экспортировали в страны Африки, Азии и Южной Америки (например, на Кубу). Всего за 23 года производства ЗИЛ-131 с конвейера сошло более 1 млн экземпляров вездехода. Все они нашли применение в различных сферах жизни, хотя в основном использовались в армиях.
Эксплуатация ЗИЛ-131 продолжается и по сей день. Они используются для лесозаготовок, пожаротушения и инструментов (например, снегоочистителей). Хотя дизельные двигатели на заводские модели устанавливались редко (только в последние годы выпуска), многие автовладельцы сами переводят ЗИЛ-131 на дизель. Некоторые мастера даже устанавливают газогенераторы и переоборудуют свои автомобили на дрова в качестве топлива.
Особенности грузовика
Важно! Особенностью этого типа автомобилей является то, что передний мост включается электропневматическим приводом.
Кузов, позволяющий его использовать, расположен на приборной панели внутри кабины и представляет собой стандартный двухпозиционный тумблер из металла.
Передний мост также можно включить с помощью рычага переключения передач.
По своим техническим характеристикам коробка передач ЗИЛ-131 относится к механическому типу.
Вторая и третья передачи оснащены специальными блокировками. Они предотвращают случайное снижение скорости при резком увеличении нагрузки на двигатель. Это чрезвычайно важно во время длительного подъема.
Для года выпуска ЗИЛ-131 оснащен довольно продвинутой электроникой.
В конструкции используется динамо-машина с большим запасом хода, а также бесконтактное зажигание с электронным блоком коммутации.
Кроме того, имеется специальное вибрационное устройство, обеспечивающее движение в течение 30 часов без остановки само по себе. Все это было ново для тех лет, когда рассматриваемый автомобиль начал выпускаться серийно.
Кабина
Кабина ЗИЛ-131 используется рамного типа, снаружи она обшита металлическими листами, внутри установлен отопитель различного типа. Его наличие позволяет водителю чувствовать себя комфортно даже в сильный мороз.
Вентиляция салона осуществляется путем открытия специальных клапанов в дверях и боковых окнах.
Все подвижные элементы снабжены специальными резиновыми уплотнителями, их наличие позволяет закрыть их максимально плотно.
Приборная панель автомобиля содержит все необходимое для контроля основных параметров двигателя:
- датчик уровня топлива;
- вольтметр/амперметр;
- спидометр;
- датчик давления масла;
- датчик температуры;
- тахометр.
Все элементы управления, необходимые для комфортного управления автомобилем, находятся в пределах легкой досягаемости водителя.
Рычаг управления расположен на рулевой колонке. Все остальное находится на приборной панели справа от тахометра.
Рукоятки органов управления имеют наиболее подходящую форму для осуществления хвата, что позволяет выполнять различные операции с максимальным удобством.
Сиденья водителя и пассажира не отличаются большим количеством регулировок.
Но, несмотря на это, находиться в этом салоне довольно приятно: дизайнеры сделали сиденья с учетом антропометрических параметров среднестатистического человека. Поэтому большинство водителей могут управлять ЗИЛ-131 с большим комфортом.