- История автомобиля
- Технические характеристики шасси ЗИЛ-133Г42
- Тормоза
- Автокран КС 3575А на ЗИЛ 133 ГЯ
- Описание и назначение
- Грузовысотные характеристики
- Кабина и кузов
- Особенности ЗИЛ-133
- Особенности эксплуатации и отзывы владельцев ЗИЛ-133ГЯ
- Элементы шасси и подвески
- Какой можно сделать вывод?
- Технические характеристики
- Силовой агрегат
- Трансмиссия
- Тормозная система
- Шасси и подвеска
- Трансмиссия и сцепление
- Назначение и сферы применения
- Описание технических характеристик автомобиля
- Моторный отсек
- Тип трансмиссии
- Модификации
- ЗиЛ 133 ГЯ
- Технические характеристики ЗИЛ-133ГЯ (в скобках разные данные по ЗИЛ-133ВЯ)
- Двигатель бортового грузовика ЗИЛ-133Г40
- Грузовая платформа
- Достоинства и недостатки модели
- Плюсы и минусы
История автомобиля
Легендарная модель ЗИЛ-130 известна каждому автолюбителю. Однако то, насколько хорошо выпускалась эта модель в 70-е годы, не делает ее вечной. Таким образом, уже в начале 1980-х годов возникла потребность в дальнейших модификациях, которые были бы более практичными и производительными.
Как ни странно, действующих наработок не было, а имеющиеся пришлось отправить на производство другого производителя. Это было не что иное, как забраться в дальний ящик за старыми идеями и замороженными проектами.
Таким проектом стал ЗИЛ-133, а точнее его модификации. Сама модель функционировала скорее как прототип и даже в то время крайне редко встречалась на дорогах.
Измененная конструкция и та же длина корпуса особых преимуществ не давала, нужно было что-то другое. Здесь различия в размерах колесной базы, назначении шасси и грузоподъемности последующих версий сыграли немалую роль в укреплении советского автопрома.
Технические характеристики шасси ЗИЛ-133Г42
Колесная формула | 6х4 | |
Масса перевозимого груза, кг | 12575 | |
Масса снаряженного автомобиля, кг | 6400 | |
Распределение дорожной нагрузки от собственного веса по шинам, Н (кгс) | переднее колесо | 31300 (3130) |
задняя тележка | 32700 (3270) | |
Разрешенная общая масса, кг | 19200 | |
Допустимые нагрузки на дороге от полной массы через шины, Н (кгс) | переднее колесо | 45000 (4500) |
задняя тележка | 147000 (14700) | |
Полная масса автопоезда, кг | 30700 * | |
Радиус поворота, м | 10,5 | |
Максимальная скорость, км/ч | 85 | |
Проверить расход топлива при V=60 км/ч, л/100 км | 23,7 | |
Емкость топливного бака, л | 170 |
Тормоза
Тормозной блок включает в себя четыре системы:
- Рабочий агрегат с атмосферным режимом работы. Упор на передние и задние колеса проходит отдельно. Система управляется педалью в кабине и тормозным краном со специальными рычагами.
- Стояночный тормоз, используемый для фиксации машины на склоне. Система также управляется пневматикой с помощью специального крана. Тормозные камеры оснащены аккумуляторными ячейками, предотвращающими торможение колес на задней оси.
- Вспомогательный узел используется для частых остановок. При этом часть нагрузки от основного блока нивелируется за счет торможения двигателя. Эта функция позволяет продлить срок службы всей тормозной системы.
- Резервный блок предназначен для замедления ЗИЛ-133Г40 в случае выхода из строя основной системы. Аварийные тормоза управляются стояночным краном, который приводит в действие аккумуляторы энергии.
Автокран КС 3575А на ЗИЛ 133 ГЯ
КС 3575А – механизм автокрана предыдущего поколения, востребованный во времена СССР. Он имеет гибкую и универсальную конструкцию, адаптированную к самым сложным задачам даже сегодня.
Благодаря этому данное устройство остается популярным – во многом благодаря своей доступности и ремонтопригодности, а также высокой функциональности. Большой потенциал KS 3575A можно раскрыть в профессиональной сфере, включая финансовую, коммунальную и строительную отрасли.
Несмотря на относительно устаревшую конструкцию, этот автокран имеет множество преимуществ, которые были задуманы советскими инженерами на долгие годы вперед.
Описание и назначение
КС 3575А базируется на автомобильном шасси популярного в СССР грузовика ЗИЛ-133 ГЯ, являющегося модифицированной версией модели ЗИЛ-130. Крановая установка получила технические новшества того времени, что положило начало дальнейшему развитию передовых отечественных разработок. Функционал КС 3575А включает изменение местоположения товаров. На самом деле такая возможность есть у любого автокрана.
Однако рассматриваемая модель позиционируется как многоцелевой кран, предназначенный для выполнения задач различного масштаба – например, монтажа металлоконструкций, зданий, сооружений и других строительных объектов, а также перемещения крупногабаритного технического оборудования в горизонтальном или вертикальном положении позиция. Кроме того, одноименный автокран способен заменить манипулятор, и быть востребованным не только в логистических центрах, но и при разгрузке, демонтаже и вывозе мусора.
Таким образом, огромный потенциал КС 3575А можно использовать для выполнения задач в самых жарких местах, где действует спецназ МЧС России.
Грузовысотные характеристики
- Грузоподъемность при высоте стрелы в пределах 2-10 метров — от 1,8 до 9 тонн
- Грузоподъемность при высоте стрелы в пределах 2-14 метров — от 0,45 до 3,5 тонн
- Грузоподъемность при высоте стрелы в диапазоне 2-22 метра — от 0,15 до 1,4 тонны.
Кабина и кузов
Кабина взята от родительской версии «130». Инженеры просто провели рестайлинг и немного приподняли его. Передний бампер остается белым, а основная часть салона представлена в различных цветах.
Аббревиатура накрывает решетку радиатора. Под решеткой есть крюки для буксировки с тросом. На крыше корпуса расположены габаритные огни, также по бокам традиционные повторители и основной свет впереди.
Внутри очень просторно. Посадочных мест три — место водителя и комбинированный диван пассажира. Удобное панорамное стекло обеспечивает хороший обзор, даже несмотря на переднее расположение двигателя.
Внутри все сделано для удобства водителя – вентиляционные лючки, правильное расположение зеркал заднего вида и других элементов максимально упрощают рабочий процесс. Сиденье руля регулируется по наклону и вылету, этого достаточно, чтобы организовать рабочее место для одного человека вне зависимости от здания.
Все органы управления скопированы и вставлены из кабины ЗИЛ-130. Благодаря этому водителю не пришлось привыкать к чему-то новому. Стоит учесть, что все осталось не только прежним, но и сохранило должное удобство.
Измерительные датчики и другие информационные устройства сложно назвать устаревшими даже сейчас. Типичный ЗИЛ-133, помимо полной комплектации и загрузки, способен буксировать дополнительный прицеп.
Конструкция кузова состоит из дерева, в некоторых модификациях из металла. У представителей со средней базой откидываются только боковые столики, автомобили с удлиненной задней частью имеют откидные стенки со всех трех сторон. Для увеличения вектора прицеливания на корпус может быть установлен тент с помощью специальной рамы.
Вместо грузового отсека для представителей «133-го» разработаны и разработаны модули для решения задач как в сельском хозяйстве, так и в других промышленных сферах. Удобно, что можно заказать грузовик с пустым шасси и самостоятельно собрать необходимую установку. Актуально для предприятий с узконаправленной деятельностью.
Особенности ЗИЛ-133
Несмотря на огромный опыт завода в производстве грузовиков, ЗИЛ-133 не имел большого успеха. Хотя машина обладала отличной проходимостью и грузоподъемностью, многие водители жаловались на центральный редуктор, который после выхода из строя чинить было почти бесполезно. Вообще средний мост часто вызывал проблемы при эксплуатации, так как у конструкторов просто не хватало времени на его доработку.
Что касается грузоподъемности, то грузовик подходил для дальних перелетов, но кабина, которую взяли от ЗИЛ-130, была слишком тесной и неудобной для дальних поездок. Рама ЗИЛ-133 была достаточно надежна для больших нагрузок, но двигатель совершенно не справлялся со своей задачей.
Несмотря на кучу проблем, эта модель смогла продержаться в производстве 24 года. За это время грузовики прошли следующие модернизации:
- На него были установлены мощные дизельные двигатели;
- Изменена форма кабины;
- Установлены баки повышенной емкости.
Кроме того, было внесено еще множество улучшений в различные системы автомобиля. Несмотря ни на что, водители ЗИЛ-133 не любили, и старались побыстрее пересесть на МАЗ или КАМАЗ, передав свой крокодил молодому водителю. Даже ЗИЛ-130 был приоритетом для водителей, хотя новая модель должна была быть намного лучше его.
Особенности эксплуатации и отзывы владельцев ЗИЛ-133ГЯ
Автомобили этой модели не выпускались с 1992 года, но значительное их количество эксплуатируется до сих пор. Это обстоятельство свидетельствует о большом запасе прочности, заложенном в конструкции машины, и огромном ресурсе систем и механизмов. Водители ЗИЛ-133 ГЯ и специалисты эксплуатирующих организаций отмечают следующие характеристики автомобиля:
- Высокая грузоподъемность и возможность использования в качестве тягача в составе автопоезда.
- Хорошая проходимость. Машину можно использовать на гравийных дорогах, малая нагрузка на ось дает ей в некоторых случаях преимущество перед другими грузовиками.
- ЗИЛ-133ГЯ неприхотлив и успешно эксплуатируется зимой, благодаря предпусковому подогревателю проблем с запуском двигателя не возникает.
- Низкая цена запчастей и расходных материалов, что значительно снижает затраты на содержание машины.
В то же время у автомобиля есть и ряд недостатков: тесный салон ограничивает возможность дальних поездок, а слабый отопитель не обеспечивает комфортных условий зимой. Низкая максимальная скорость не более 105 км/ч из-за применения коробки передач с большой главной передачей. Емкость стандартного топливного бака недостаточна, что вынуждало многих владельцев устанавливать больше. Грузовая платформа не долговечна и требует частого ремонта. Несмотря на перечисленные выше недостатки, автомобиль ЗИЛ-133ГЯ до сих пор используется в промышленности и сельском хозяйстве для организации грузоперевозок. Машина обеспечивает хорошие технико-экономические показатели, несмотря на довольно солидный возраст.
Элементы шасси и подвески
Рама рассматриваемого автомобиля состоит из пары штампованных балок. Между собой они соединяются с помощью специальных перекладин. Последние элементы весьма важны в общем поведении конструкции. Жесткость гарантируется особой структурой соединений. Это достаточно важный момент, так как на первую часть монтируются опоры для силового агрегата и сопутствующих деталей, на третью поперечину перекладины, четвертый элемент оснащен половинками швеллера, пятая поперечина используется для установки буксировочного устройства.
Передние колеса ЗИЛ-133Г40 имеют узел зависимой подвески с продольными полуэллиптическими рессорами и телескопическими амортизаторами. Аналогом на задних колесах являются зависимые балансиры с реактивными тягами и пружинами. Конструкция рамы — лонжеронная, штампованная, сварной конфигурации.
Какой можно сделать вывод?
Автомобиль ЗИЛ-133 – надежный автомобиль, который долгие годы служит своим владельцам. Люди, которые эксплуатировали этот автомобиль и продолжают эксплуатировать его, отзываются о нем в хорошем тоне. Он редко ломается, прост в обслуживании, потребляет мало топлива. Самым большим недостатком является высокий уровень шума от двигателя и низкое качество материалов салона.
Технические характеристики
Силовой агрегат
При максимальной загрузке как тягачи, так и бортовые грузовики могут двигаться с приличной скоростью, сохраняя разумный контроль. Двигатели, работающие на бензине и дизеле производства заводов ЗИЛ и КамАЗ, до сих пор показывают отличные характеристики по мощности и экономичности в эксплуатации. В таблицах приведены технические характеристики четырех основных моделей:
Технические характеристики
Именование | ЗИЗ-133Г1 | ЗИЛ-133ГЯ | ЗИЛ-133Г40 | ЗИЛ-ММЗ-4516 |
годы производства | 1975-1978 гг | 1979-1992 гг | 1992-1999 гг | 1993-2002 гг |
Тип двигателя | ЗИЛ-130 | КАМАЗ-740.10 | ЗИЛ-645 | |
Количество цилиндров | 8 | |||
Расположение цилиндров | Продольный V-образный под углом 90 | |||
Количество клапанов на цилиндр | 2*1 | |||
Объем в см3 | 5966 | 10 850 | 8743 | |
Лошадиные силы | 150 | 210 | 185 | |
Максимальный крутящий момент в ньютон-метрах | 402 | 637 | 510 | |
Коэффициент сжатия | 6,5 | 17 | 18,5 | |
Рабочее топливо | Бензин А-80 | Дизель | ||
Объем топливного бака | 125+125 литров | 170 литров | ||
Максимальная скорость | 80 км/ч | |||
Охлаждение | Жидкость |
Трансмиссия
Для переключения передач в перегородке используется пневмомеханический привод. Его интересная особенность: клапан активации механизма активации соединен с толкателем пневмоусилителя в системе привода сцепления.
Водитель может, не пользуясь педалями сцепления и акселератора, предварительно выбрать правильную передачу в перегородке с помощью переключателя, а затем включить ее в нужный момент, нажав на педаль сцепления.
Удобство такого устройства при движении по местности с часто меняющимися дорожными условиями трудно переоценить. В таблицах приведены технические характеристики четырех основных моделей:
Передача
Именование | ЗИЗ-133Г1 | ЗИЛ-133ГЯ | ЗИЛ-133Г40 | ЗИЛ-ММЗ-4516 |
годы производства | 1975-1978 гг | 1979-1992 гг | 1992-1999 гг | 1993-2002 гг |
Тип коробки передач | Механика | |||
Количество шагов | 5 | 9 | 9 | |
Тип сцепления | Однодисковое сухое трение |
Тормозная система
Весь тормозной механизм состоит из четырех элементов.
- Рабочая система – это основные тормоза, работающие на воздухе. Торможение задних и передних колес раздельное. Управление осуществляется с помощью педали тормоза в кабине и тормозного крана через специальные рычаги;
- Стояночный тормоз – предназначен для обеспечения неподвижности на горизонтальной поверхности или небольшом уклоне. Система также работает пневматически через специальный кран. Тормозные камеры снабжены специальными энергоаккумуляторами, которые не позволяют задней оси дать возможность колесам двигаться;
- Система помощи – актуальна при частом торможении. Принимает часть нагрузки от основных тормозов за счет торможения двигателем. Наличие этого элемента продлевает срок службы всех тормозов вместе взятых;
- Резервная система используется для торможения автомобиля в случае отказа основных тормозов. Иначе называется аварийным. Для управления им используется кран парковочной системы, приводящий в действие аккумуляторы энергии.
Для управления всеми системами в автомобиле предусмотрена звуковая и световая индикация.
Шасси и подвеска
Рама состоит из двух штампованных балок, которые соединены с помощью поперечных балок. Последнее играет важную роль в поведении фрейма. Жесткость обеспечивается особым строением первого, четвертого и пятого поперечных суставов.
Это важно, так как первый оснащен опорами для двигателя и некоторыми другими рабочими элементами; на третьем ригеле — балки каркаса; четвертая – две одинаковые половинки швеллерного сечения; на пятом — буксировочное устройство.
Передняя подвеска опирается на продольные полуэллиптические рессоры и телескопические амортизаторы. Подвеска задних колес — зависимая балансировка на продольных полуэллиптических рессорах с реактивными тягами. Рама — лонжеронного типа, штампованная, сварная.
Именование | ЗИЗ-133Г1 | ЗИЛ-133ГЯ | ЗИЛ-133Г40 | ЗИЛ-ММЗ-4516 |
годы производства | 1975-1978 гг | 1979-1992 гг | 1992-1999 гг | 1993-2002 гг |
Палуба | 260-508Р | |||
Листовой материал | Сталь | |||
Тип переднего диска | 7Дж×20 260/51R20 |
|||
Тип заднего диска | 7Дж×20 260/51R20 |
Колеса производились вместе с автомобилями на заводе имени Лихачева в Москве.
Размеры автомобиля
Именование | ЗИЗ-133Г1 | ЗИЛ-133ГЯ | ЗИЛ-133Г40 | ЗИЛ-ММЗ-4516 |
годы производства | 1975-1978 гг | 1979-1992 гг | 1992-1999 гг | 1993-2002 гг |
Длина | 9000 мм | 9040 мм | 9037 мм | |
Ширина | 2500 мм | |||
Высота | 2345 мм | 3358 мм | 2700 мм | |
Высота груза | 1380 мм | |||
Колесная база | 3710 мм | 4620 мм | 4610 мм | |
Передняя дорожка | 1835 мм | 1848 мм | ||
Задние гусеницы | 1850 мм | 1840 мм | ||
Распродажа | 250 мм | 230 мм | ||
Максимальный вес | ||||
Именование | ЗИЗ-133Г1 | ЗИЛ-133ГЯ | ЗИЛ-133Г40 | ЗИЛ-ММЗ-4516 |
годы производства | 1975-1978 гг | 1979-1992 гг | 1992-1999 гг | 1993-2002 гг |
Вес нетто | 6875 кг | 7610 кг | 7475 кг | 8600 кг |
Полная масса | 15 175 кг | 17 835 кг | 17 700 кг | 18 600 кг |
Трансмиссия и сцепление
Переключение передач на грузовике ЗИЛ-133Г40 осуществляется с помощью пневмомеханического привода. Среди функций — клапан включения исполнительного блока взаимодействует с толкателем пневмоусилителя, связанным с системой привода сцепления.
Это позволяет водителю предварительно выбрать нужную скорость в переборке без использования педали акселератора и педали сцепления, после чего передача включается нажатием на педаль сцепления. Удобство такой системы особенно заметно на дорогах с часто меняющимся рельефом и покрытием. В зависимости от года выпуска механическая коробка передач имела 5 или 9 режимов. Тип сцепления в сборе – однодисковое сцепление с ведомым диском диаметром 38 см.
Назначение и сферы применения
Описываемый автомобиль предназначен для эксплуатации в умеренном климатическом поясе. Эксплуатация модели ЗИЛ-133ГЯ разрешается при соблюдении следующих условий:
- Диапазон рабочих температур от -40 до +40°C/
- Максимальная относительная влажность составляет 98 %.
- Запыленность воздуха не более 1 г/м3.
- Максимальная скорость ветра 20 м/с.
Машина сохраняет свои тягово-динамические характеристики с незначительными изменениями на высотах до 1500 метров и может использоваться в высокогорных районах. Автомобиль успешно ездит по грунтовым дорогам при условии, что обеспечена его нормальная проходимость. Это качество позволяет использовать машины для полевых работ совместно с сельскохозяйственной техникой.
Автомобиль модели ЗИЛ-133ГЯ оборудован трехметаллической платформой с откидными бортами, на которой на арках установлены брезентовые навесы. Машина используется в качестве тягача в составе поезда с прицепом ГКБ-8350 максимальной массой до 8 т.д.ругие прицепы с такой же весовой нагрузкой, а также подходящим тягово-сцепным устройством и муфтами для подключения пневмосистемы и электрооборудование также разрешены.
Читайте также: Забытые советские экспериментальные тягачи АТ
Описание технических характеристик автомобиля
Автомобиль можно отнести к разряду тяжелых. При снаряженной массе 7,61 тонны он способен перевозить до 10 тонн груза.
ЗИЛ-133ГЯ имеет следующие габариты:
- длина 9,25 м;
- ширина 2,5 м;
- высота 2,4 м;
- погрузочная высота 1,38 м.
Борта устанавливаются высотой 0,57 м, которая может быть увеличена почти до метра. Дорожный просвет автомобиля составляет 0,235 м.
Моторный отсек
Грузовик стал первой моделью, на которую производитель установил дизельный двигатель с электростартером. Им стал силовой агрегат КамАЗ-740, разработанный специально для автомобиля ЗИЛ-133ГЯ и с жидкостной системой охлаждения.
Четырехтактный двигатель выполняет следующие функции:
- расположение восьми цилиндров в форме буквы «V;
- мощностью 210 л. С.;
- рабочий объем 10,85 л;
- ограничение крутящего момента 650 Нм;
- весит 1,12 тонны.
Между цилиндрами остается место для газораспределительного механизма, ТНВД, насоса гидроусилителя руля и воздушного компрессора.
Воздушные заслонки, установленные для перекрытия выхода воздуха из цилиндров, позволяют при необходимости использовать моторный тормоз.
Тип трансмиссии
На грузовике установлена десятиступенчатая механическая коробка передач с перегородкой, что значительно упрощает процесс вождения. С помощью этого устройства стало возможным увеличить крутящий момент, что особенно важно для машин, работающих в тяжелых условиях.
Модификации
- Первый прототип «сто тридцать третьего» получил индекс «133Б». Автомобиль увидел свет в 1966 году. Это был седельный тягач. Сам автомобиль выпускался в пробеге, который был ненамного выше родительского.
- «ЗИЛ-133Н» в очередной раз является пробной версией для испытаний. Автомобиль выпущен в 1968 году.
- ЗИЛ с удлиненной базой и возможностью буксировки прицепа имел маркировку «133Г». Бока кузова в этой версии откидывались на все три стороны. Модификация и ее ответвления серийно сходили с конвейера до 1987 года.
- Вышеуказанная модель претерпела изменения в виде грузовика с удлиненной базой «ЗИЛ-133Г1». Отличие от младшего брата заключалось в увеличенном объеме топливного бака. Грузоподъемность равнялась 8 тоннам.
- «ЗИЛ-133Г2» — идентичная копия «133Г1» с увеличенной до 10 тонн грузоподъемностью.
- Строительных изменений не было. Автокран ЗИЛ-133ГЯ стал одним из последних советских грузовиков для завода имени Лихачева. Чтобы воплотить модификацию в жизнь, был выполнен ряд скрещиваний. Короткая колесная база от самосвала с адаптированным под установку крана КС-3575А шасси с силовым агрегатом КамАЗ-740. Так он издавался до 1992 года.
- «ЗМУ-8» на шасси от «ЗИЛ-133ГЯ» — сельскохозяйственная модификация для обработки полей. ЗМУ — грузы минеральных удобрений. Производство шло с 1979 по 1992 год.
- На этой же базе выпускали «ЗСА-7» — автомобильный погрузчик для сеялок. Сойдя впервые с конвейера в 1979 году, он производился следующие 13 лет.
- Следующим прототипом для усовершенствования автомобилей ЗИЛ стала модель ЗИЛ-133ГЯС. Сошел с конвейера в 1980-1984 годах.
- Специально к Олимпиаде 1980 года завод имени Лихачева предоставил автомобиль для перевозки лошадей — «ТС-5982». Фургон поставили на шасси ЗИЛ-133Г. Внешне машина привлекательна. На поле спортивных соревнований было выпущено еще 6 представителей модели для нужд конной полиции.
- Мощный прототип ЗИЛ-Э133ВЯТ 1982 года существенно отличался от своих собратьев. Этот седельный тягач имел дизельный двигатель КамАЗ-5Э7403, оснащенный турбокомпрессором. Кабина использовалась от ЗИЛ-133ГЯ, только она была выше на 170 мм. В 1988 году в попытке обновить грузовик в кабину добавили спальное место, что было революцией в автомобилестроении того времени.
- В период с 1991 по 1992 год ЗИЛ-133ГМ выпускался как образец для экспериментов.
- В 1992 году Смоленский завод КДМ начал выпуск ЗИЛ-133Г4 для уборки улиц. К ним относятся снегоочистители, разбрызгиватели и пылесосы. Производится до сегодняшнего дня.
- «ЗИЛ-133Г40» с удлиненной базой и тентом, закрывающим кузов, использовался и используется для перевозки различных грузов. Серийно выпускался с 1992 по 1999 год.
- Параллельно с предыдущей версией с конвейера сошла база со встроенным агрегатом охлаждения ЗИЛ-133Г42. Он находит применение в соответствующих областях.
- На заводе имени Лихачева в период 1992-99 годов выпускался седельный тягач с укороченной базой — ЗИЛ-133Д42».
- Следующий седельный тягач, но уже нового поколения, ЗИЛ-133ВЯ, начал выпускаться в 1995 году и до сих пор успешно выполняет свои задачи.
- На базе ЗИЛ-133 выпускался не менее популярный грузовик ЗИЛ-ММЗ-4516. Период производства 1993-2002 гг.
ЗиЛ 133 ГЯ
Новые трехосные модели (бортовой автомобиль ЗИЛ-133ГЯ и седельный тягач ЗИЛ-133ВЯ) созданы на базе выпускаемого с 1975 года ЗИЛ-133Г1 и значительно превосходят его по многим технико-экономическим показателям. Они предназначены для эксплуатации на дорогах с нагрузкой на ось до 10 тонн. Кратковременная эксплуатация по грунтовым дорогам возможна в любое время года, кроме периодов морозов и снежных заносов.
ЗИЛ-133ГЯ имеет трехместную кабину и грузовую платформу с металлическим основанием и деревянными бортами, а также съемный металлический каркас и тент. Машина предназначена для работы с прицепом, т.е по назначению это уже тягач. Его модификация, седельный тягач ЗИЛ-133ВЯ, предназначена для буксировки полуприцепа с бортовой платформой или полуприцепа-фургона. Обе машины пригодны для эксплуатации во всех климатических зонах при температуре окружающего воздуха от +40 до -40°.
Кратко ЗИЛ-133ГЯ можно охарактеризовать как ЗИЛ-133Г1 с дизельным двигателем, сцеплением, коробкой передач и тормозной системой для автомобилей КамАЗ и дополнительными узлами и деталями, необходимыми для его установки. В частности, установка более длинного (чем двигатель ЗИЛ-130) дизеля КамАЗ потребовала изменения моторного отсека. В результате автомобиль получил новую решетку радиатора с выдвинутой вперед центральной частью и удлиненный капот.
Применение дизельного двигателя вместо карбюраторного, а также применение 10-ступенчатой коробки передач вместо прежней пятиступенчатой, позволило сделать автомобиль более экономичным – контроль расхода топлива ЗИЛ-133ГЯ осуществляется 30 л/100 км дизель против 36 л/100 км бензина А-76 у ЗИЛ-133Г1. Кроме того, благодаря более мощному (на 40%) двигателю новый грузовик способен буксировать прицеп грузоподъемностью 8 тонн. ЗИЛ-133Г1 для этого не предназначался и не имел агрегата сцепления. Кстати, по этой же причине стало возможным создание на базе ЗИЛ-133ГЯ седельного тягача. Таким образом, оба автомобиля, подконтрольные объекту, могут перевозить грузы в составе автопоезда, что наиболее рентабельно.
Оценивая ЗИЛ-133ГЯ и ЗИЛ-133ВЯ с технической точки зрения, необходимо сказать, что это первые серийные модели завода, оснащенные дизельным двигателем, пневмоусилителем в узле управления сцеплением, 10-ступенчатой коробка передач с перегородкой и предвыборным управлением ею, управление тормозом с четырьмя независимыми системами привода. Наряду с этими оригинальными узлами и агрегатами, отличающими новые автомобили от многих зарубежных моделей, отметим также задние ведущие мосты с гипоидной главной передачей и блокируемым межосевым дифференциалом.
Рассмотрим подробнее отдельные узлы.
Управление такими современными большегрузными автомобилями, как ЗИЛ-133ГЯ и ЗИЛ-133ВЯ, требует создания водителю условий, сводящих к минимуму нервное и физическое напряжение. Хотя органы управления остались традиционными, они претерпели значительную модернизацию. В первую очередь это касается управления сцеплением и коробкой передач.
Пневмоусилитель привода сцепления, приводимый в действие сжатым воздухом от встроенной пневмосистемы, снижает усилие на педаль сцепления до 20 кгс, то есть почти в три раза. Гидравлический привод здесь играет роль звена, лишь передающего усилие от педали на спусковой рычаг. При отсутствии воздуха в рабочем цилиндре усилителя (он соединен в одном блоке с рабочим гидроцилиндром) сцепление выключается только под действием давления жидкости на поршень рабочего цилиндра и усилия на педали увеличивается до 60 кгс.
Коробка передач состоит из пятиступенчатой главной коробки передач и переднего делителя коробки передач, который удваивает количество передач, позволяет получить передаточные числа, близкие к среднему значению двух соседних ступеней в главной коробке передач, за счет чего скорость увеличивается при переключении на более низкую передачу, а крутящий момент снижается прибл. 1,22 раза. Любое положение рычага переключения передач в основной коробке соответствует двум раздельным передачам, каждая из которых может включаться перемещением переключателя, расположенного в головке рычага. Переключившись в положение «В» (более высокая передача), водитель получит увеличение скорости автомобиля, но при этом соответственно уменьшит крутящий момент, подаваемый на ведущие колеса. Для увеличения крутящего момента необходимо перевести переключатель в положение «Н» (пониженная передача).
Для переключения передач в перегородке используется пневмомеханический привод. Его интересная особенность: клапан активации механизма активации соединен с толкателем пневмоусилителя в системе привода сцепления. Водитель может, не пользуясь педалями сцепления и акселератора, предварительно выбрать (то есть выбрать) подходящую передачу в перегородке с помощью переключателя и затем включить ее в нужный момент, нажав на педаль сцепления. Удобство такого устройства при движении по местности с часто меняющимися дорожными условиями сложно переоценить.
Карданные валы ЗИЛ-133ГЯ и ЗИЛ-133ВЯ по конструкции аналогичны таким же узлам ЗИЛ-133Г1. Межосевой дифференциал, встроенный в картер центрального ведущего моста, равномерно распределяет крутящий момент между обеими ведущими мостами и снижает расход топлива и износ шин при движении по дорогам с твердым покрытием.
Для улучшения тяги автомобиля при движении по грязным, мокрым, обледенелым и заснеженным дорогам возможна блокировка этого дифференциала. Блокирующее устройство управляется пневматической камерой; для подачи к нему сжатого воздуха используется ручной вентиль в кабине автомобиля.
Управление тормозами аналогично применяемому на автомобилях КамАЗ и состоит из четырех систем.
Система работы важнее всего. Привод тормозных механизмов выполнен пневматическим, двухконтурным, с раздельным торможением колес передней и двух задних осей. Управление движением — от педали в кабине, связанной рычагами и тягами с двухсекционным тормозным краном.
Система парковки удерживает автомобиль в неподвижном состоянии на ровной дороге или на склоне. Привод тормозных механизмов механический — от тормозных камер с подпружиненными энергоаккумуляторами, установленных на задних мостах. При движении машины пружины энергоаккумуляторов сжимаются давлением воздуха. При падении пружины приводят в действие тормозные механизмы колес. Включите систему тормозным краном (справа от сиденья водителя).
Система помощи служит для замедления движения на склонах и горных дорогах и работает по принципу использования компрессии двигателя (торможение двигателем) путем создания противодавления через демпфер в выхлопной системе двигателя. Значительно снижает нагрузку на тормозные колодки и барабаны, тем самым продлевая срок их службы. Пневматическая работа системы активируется кнопочным клапаном на полу кабины.
Резервная система обеспечивает отключение в случае полного или частичного отказа рабочей системы. При включении меняется давление воздуха, сжимающего силовые пружины энергоаккумуляторов, тем самым регулируя интенсивность торможения. Стояночная тормозная система используется для управления. В случае аварийного падения давления в системе парковки пружины энергоаккумуляторов освобождаются и автомобиль замедляется.
Для контроля состояния всех тормозных систем предусмотрены световая и звуковая сигнализация.
Оснащение автомобилей ЗИЛ-133ГЯ, ЗИЛ-133ВЯ указанными здесь устройствами и системами в совокупности с гидроусилителем руля, электрофакельным отопителем, современной звуковой и световой сигнализацией, многочисленными приборами значительно облегчает работу водителя, повышает безопасность движения.
Технические характеристики ЗИЛ-133ГЯ (в скобках разные данные по ЗИЛ-133ВЯ)
- Общие данные. Масса нетто — 7790 (7100) кг. Грузоподъемность (нагрузка на седло) — 10 000 (9 500) кг. Грузоподъемность на буксируемом прицепе (полуприцепе) — 8000 (18500) кг. Колесная формула — 6×4. Максимальная скорость одиночного вагона — 85 км/ч, обоза — 80 км/ч. Проверить расход топлива — 30 л/100 км. Запас топлива — 170 (340) л.
- Размеры. Длина — 9250 (7075) мм. Ширина — 2500 (2435) мм. Высота — 2405 мм. Погрузочная высота (высота сиденья) — 1380 мм. База по переднему и центральному мосту 4610 (3700) мм и 1400 мм по задней тележке. Колея – 1835 мм для передних колес и 1850 мм для задних колес. Дорожный просвет – 235 мм.
- Двигатель. Количество цилиндров 8. Степень сжатия 17,0. Рабочий объем — 10850 см3. Выход — 210 л. С при 2600 об/мин. Максимальный крутящий момент 65 кгс-м при 1400-1700 об/мин.
- Передача. Сцепление — сухое, двухдисковое с гидравлическим приводом и пневматическим усилителем в системе управления. Коробка передач — 10-ступенчатая с передним делителем и пневматическим предвыборным переключением передач в делителе. Главная передача — гипоидная с передаточным числом 6,83. Межосевой дифференциал блокируется.
- Контроль. Рулевое управление — с гидроусилителем. Тормозная система — через четыре отдельные системы: рабочая — с раздельным пневматическим срабатыванием барабанных тормозов на всех колесах, стояночная — с пружинными энергоаккумуляторами и механическим срабатыванием тормозов на колесах задних осей, вспомогательная — с демпферами в системе выпуска, резервная — с подпружиненными энергоаккумуляторами.
- Шасси. Передняя подвеска опирается на продольные полуэллиптические рессоры и телескопические амортизаторы. Задняя подвеска зависимая, балансирующая на продольных полуэллиптических рессорах с реактивными тягами. Шины — 260-508Р. Рама — лонжеронного типа, штампованная, сварная.
Двигатель бортового грузовика ЗИЛ-133Г40
Инженерная модель | ЗИЛ-645 | ЗИЛ-6454 |
Тип двигателя | дизель | дизель |
Количество и расположение цилиндров | V8 | V8 |
Рабочий объем, л | 8,74 | 9,56 |
Коэффициент сжатия | 18,5 | 18,7 |
Мощность, л.с. (кВт) | 185 (136) при 2800 мин-1 | 200 (147) при 2800 мин-1 |
Крутящий момент, кгс·м (Н·м) | 52 (510) при 1400-1600 мин-1 | 58 (570) при 1400-1600 мин-1 |
* — При установке двигателя ЗИЛ-6454 на автомобиль.
Грузовая платформа
В конструкции грузовой платформы, как и у многих других грузовиков того времени, используется дерево и металлический каркас. Некоторые модификации оснащались цельнометаллической грузовой платформой. Версии со средней колесной базой имеют откидные борта, а у машин с удлиненной задней рамой борта складываются со всех сторон.
В стандартной версии ЗИЛ 133 — бортовой автомобиль. Однако он предусматривает установку тента, который крепился на специальной раме. Таким образом, его область применения была расширена. Кроме того, есть и другие варианты оснащения. Например, вместо стандартного кузова на борту здесь может быть установлено различное оборудование, предназначенное для сельскохозяйственной и промышленной деятельности.
Стоит отметить, что при серийном производстве этот грузовик часто выпускался без какого-либо оборудования, включая грузовую платформу. В основном этим пользовались различные предприятия с узким профилем работы. На месте грузовик был оснащен оборудованием, которое уже было необходимо для выполнения определенных работ.
Достоинства и недостатки модели
Преимущества и недостатки ЗИЛ-133 следует рассматривать с точки зрения современности. Главным преимуществом модели является ее низкая цена. Сейчас тяжело найти грузовик в хорошем состоянии, но если удастся, то он будет радовать нового владельца десятилетиями. Конечно при должном уходе.
У модели гораздо больше недостатков. Бензиновые альтернативы – «тихоходные», отличающиеся большим расходом топлива. 50 литров на 100 км/ч это нормально для такого грузовика. Работать за такой счет невыгодно, разве что на спецтехнике, например кранах.
Другой недостаток – проблемы с поиском запчастей. Грузовик давно не выпускался, завод-изготовитель обанкротился. Приходится искать что-то на блошиных рынках. Некоторые люди покупают сразу две машины – одну используют как долевого донора.
Несмотря на колесную формулу 6х4, грузовик не отличается проходимостью. В лесу эксплуатировать точно не стоит.
ЗИЛ-133 не был так известен, как другие модели завода имени Лихачева. Несмотря на это, машина оказалась жизнеспособной – ее выпускали с 1975 по 1999 год. Несмотря на недостатки, модель до сих пор помнят профессиональные водители, чья карьера началась еще в СССР.
Плюсы и минусы
К ряду положительных особенностей можно отнести экономичность эксплуатации. Ремонт автомобиля не требует больших затрат, включая замену деталей. Приобретая комплектующие, покупателю легко ориентироваться по назначению предметов, так как они разделены на соответствующие подгруппы. Все для замены можно купить у официального дилера, что добавляет гарантии качества. Если планируется массовый ремонт или покупатель является постоянным клиентом, устанавливается система скидок, что однозначно привлекает.
Автомобиль ЗИЛ-133 негативно ведет себя в условиях абсолютного бездорожья или в снежную погоду. Несмотря на это, в любых погодных условиях грузовики добросовестно справляются со своей задачей. Негативное впечатление также оставляет шумоизоляция салона и качество обработки внешних элементов машин. Как-то это можно отнести к мелким ошибкам.