- Интерьер и экстерьер
- Габаритные размеры
- Технические характеристики
- Силовой агрегат
- Трансмиссия
- Габариты и колеса
- Обзор
- Интересные факты
- Модификации
- Самосвал
- Лесовоз
- Пожарный
- Бензовоз
- Автобус
- Разработка
- Обслуживание, ремонт и тюнинг
- Габариты ЗИЛ-157 и его весовые характеристики; грузоподъёмность
- Описание конструкции Кабина ЗИЛ-157
- Кабина
- Кузов
- Ходовая часть и колёса
- Трансмиссия
- Мотор Тестирует ходовые качества грузовика ЗИЛ-157
- Тюнинг
- Применение
- Кузов и платформа для грузов
- Трансмиссия
- Расход Топлива
Интерьер и экстерьер
Кабина была позаимствована у прототипа ЗИС, она была усовершенствована, но все остальное в грузовике подверглось радикальному изменению. Оборонзаказ выполнялся с учетом загрузки армии, поэтому все функции нового грузовика связаны с повышенной выносливостью, маневренностью и надежностью.
Внешне машина стала выглядеть гармонично: удлиненный и чуть заостренный «нос», широкие плоские крылья, 6 односкатных колес, круглые фары на боковых стеклах, защищенные металлической решеткой. В рулевом управлении конструкторы установили укороченные сошки для уменьшения силы ударов, передаваемых на руки, телескопические амортизаторы повысили плавность хода, водяной радиатор с электродвигателем дополнили системой обдува лобового стекла, новые сиденья сделали с корректирование.
Кузов автомобиля представлял собой деревянную платформу, покрытую продольными металлическими ребрами для защиты от износа. Борта были собраны из деревянных досок 20х80 мм. Передняя фиксировалась неподвижно, а боковая и задняя откидывались назад, полностью открывая кузовную платформу.
2 топливных бака — 150 литров и 60 литров, при полной заправке машина может проехать более 500 км.
Габаритные размеры
Технические характеристики
За долгие (с 1958 по 1991) годы производства ЗИЛ-157 технические характеристики претерпели некоторые изменения, которые были предопределены техническим прогрессом в автомобилестроении. А базовая модель, выпускавшаяся с 1958 по 1961 год, отличалась следующими данными (ТТХ):
Максимальный вес | 4,5 ч — по шоссе, 2,5 ч — по земле |
Преодолеваемый подъем | 28° |
Масса буксируемого прицепа | 3,6 ч |
Полная масса | 10230 кг |
Вес нетто | 5540 кг |
Размеры | длина — 6684 мм;
ширина — 2315 мм; высота — 2360 мм (с тентом — 2915 мм) |
Размеры платформы | длина — 3570 мм;
ширина — 2090 мм; высота — 355 мм |
Высота груза | 1388 мм |
Колесная база | 4225 мм |
База задней тележки | 1120 мм |
Дорожный просвет | 310 мм |
Следы | передние колеса 1755 мм, задние колеса 1750 мм |
Внешний радиус поворота | 12 м |
Максимальная скорость | 65 км/ч |
Силовой агрегат
Модернизация послевоенной техники касалась в первую очередь силового агрегата. Грузовики тех лет не отличались мощностью и имели множество недостатков. Новый автомобиль получил инновационный для того времени 4-тактный карбюраторный бензиновый агрегат. Дизель 157 в промышленных масштабах не выпускался.
С усовершенствованной силовой установкой ЗИЛ-157 снизил расход топлива на 7-22% при увеличении производительности (параметр зависит от условий движения).
Недостаток, связанный с перегревом, устранили установкой радиатора с 6-лопастным вентилятором. Полностью переработана схема вентиляции, она выполнена по типу замкнутого картера. Измененная конструкция сальников коленчатого вала улучшила работу масляного насоса. Уплотнения водяного насоса также были улучшены.
Установка новой головки из алюминиевого сплава на рядный 6-цилиндровый блок рабочим объемом 5,55 л позволила повысить степень сжатия до 6,2. Мощность машины составляла 104 л.с при 2600 об/мин, после очередной модернизации в 1961 г. — 109 л.с. Двигатель работал на бензине А-66, а после 1978 г. — на А-72. Расход топлива на 100 км в среднем составил 42 литра, но расход зависит от дорожного покрытия.
Дополнительные возможности силовой установки:
- крутящий момент – 334 Нм;
- диаметр цилиндра — 101,6 мм;
- порядок зажигания — 1-5-3-6-2-4;
- охлаждение жидкостное.
Двигатель ЗИЛ отлично справлялся с самыми сложными задачами, легко заводился даже после длительной работы на холостом ходу. Проблемы возникали только при работе при низких температурах, поэтому в комплекте с машиной шли специальные кожухи. С годами проблема поддержания постоянной рабочей температуры была решена, но в комплекте остались теплоотводы для радиатора.
Трансмиссия
Механическая 5-ступенчатая коробка передач изначально обеспечивала пятую повышающую передачу, но в 1961 году ее исключили. Улучшен трансмиссионный агрегат: появились новые сальники и прочные шестерни, возможность принудительного включения. Сцепление — сухое, 1-дисковое. Передаточное число раздаточной коробки: первая передача — 2,27, вторая — 1,16.
Изменено расположение карданной передачи. На центральной оси появилась промежуточная опора кардана заднего моста. В карданные валы были внедрены высокопрочные кожухи. Передний мост был дополнен шарнирами с такими же угловыми скоростями. У Раздатки было 2 понижающих передачи. У водителя есть возможность отключить передний мост.
Габариты и колеса
Смежные отрасли также работали над разработкой нового автомобиля. Производители шин поручили разработать специальные шины, позволяющие передвигаться при временно пониженном давлении воздуха в них. Конструкторам пришлось пересмотреть конструкцию нового вездехода. Вместо 10 колес, которые были у ЗИС-151 (плюс 2 дополнительных), на новую модель установили 6 с размером шин 12,0018 и давлением воздуха 3,0-0,5 кгс/см².
Шина отличалась повышенной эластичностью, так как количество слоев корда было уменьшено до 8, а для внутренних слоев использовалась мягкая резина.
Для увеличения открытости местности (грязь, песок и т д.) водитель снижал давление в шинах снаружи с помощью централизованной системы. Автомобиль продолжал двигаться с малой скоростью (10 км/ч). Движение грузовика может продолжаться в случае повреждения одной шины.
Конструктивное решение позволило исключить держатели колес за кабиной, для 1 ЗИП нашлось место под платформой. Возможность перемещения платформы в кабину изменила габариты грузовика (рама стала короче на 250 мм, общая длина на 330 мм), вес уменьшился на 100 кг. Распределение массы по осям также улучшилось.
Обзор
Интересные факты
В 1984 году был выпущен единственный прототип ЗИЛ-157КДМ, оснащенный кабиной и платформой от ЗИЛ-131. Время от времени в продаже появляются грузовики ЗИЛ-157 без пробега, которые хранились на армейских складах.
Китай выпускает армейский грузовик Jiefang CA-30, являющийся копией ЗИЛ-157.
Автомобиль отличают передние крылья в стиле ЗИЛ-131 и решетка радиатора, аналогичная ЗИЛ-150.
ЗИЛ-157 стал первым советским автомобилем с централизованной системой подкачки шин. Шины, изготовленные для грузовика, использовались на других военных машинах. Попытки улучшить двигатели семейства 157 привели к разработке усовершенствованных трансмиссий и систем управления для полноприводных грузовиков.
Современные армейские автомобили России созданы с учетом опыта эксплуатации автомобилей предыдущих поколений, в том числе ЗИЛ-157.
Грузовики из первых выпусков встречаются очень редко. Уцелевшие автомобили покупаются как предметы коллекционирования для последующей реставрации. Более распространенные грузовики ЗИЛ-157КД в силу своих технических характеристик используются в районах с плохими дорожными условиями по своему прямому назначению – для перевозки грузов.
Модификации
На базе 157-го ЗИЛ выпускалось более 10 вариантов под индексами:
- Б — седельный тягач;
- К — базовая версия, улучшенная в 1961 г;
- КВ — седельный тягач, разработанный в 1961г.;
- Г — вариант с применением экранированного электрооборудования для защиты от радиопомех и радиолокационного обнаружения;
- КГ — модификация 1961 г с применением экранированного электрооборудования на базе варианта К;
- КД — вариант от Уральского завода, получивший улучшенный карбюратор, появился в 1978г.;
- КДВ — седельный тягач 1978г.;
- Е — спецверсия с 2 топливными баками по 150 л;
- Е — транспорт для доставки в страны Варшавского договора;
- Ю — автомобиль с измененной системой охлаждения и увеличенным радиатором для эксплуатации в условиях тропического климата.
ЗИЛ-157 КДМ — экспериментальный бортовой автомобиль 1984 года выпуска с двигателем и коробкой передач ЗИЛ-157КД, кабиной от ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, рамой и платформой от ЗИЛ-131. Но ЗИЛ-157КДМ прототипами не ограничивается, например, в 1962 году был выпущен ЗИЛ-157КВ1 — седельный тягач для работы с полуприцепами.
Самосвал
Самосвальные установки Мытищинского завода решили адаптировать самосвал на шасси ЗИЛ-157КД. Опытный образец ЗИЛ-ММЗ-4510 был построен в 1988 году. Он получил металлическую платформу с самосвальным механизмом и гидронасосом. Испытания выявили ряд проблем, в результате самосвалы были выпущены небольшой партией для нужд армии.
Лесовоз
Серийный лесовоз не производился. Однако по грузоподъемности ЗИЛ-157 нашел широкое применение среди лесозаготовителей. Грузовик вынослив, преодолевает заболоченные участки и местности со сложным рельефом, добросовестно возит лес с полян.
Пожарный
Рукавная пожарная машина ЗИЛ получила наименование АР-2. У нее увеличенная кабина для пожарной команды и широкие задние двери. Пожарная машина оборудована баком для воды на 4,5 тонны и телескопической лестницей. Может работать в самых труднодоступных местах.
Бензовоз
АТЗ-3-157 – топливозаправщик, который начали выпускать еще в 1958 году. В 1959 году появился армейский водо-нефтевоз ВМЗ-ЗИЛ-157, где один танкер был рассчитан на 1400 литров воды, другой – на 700 литров литров масла. АЦММ-4-157К — топливозаправщик постройки 1962 года вместимостью 250 литров технического масла.
Автобус
На базе шасси модели 157 для нужд Западной группы войск в Германии завод «Прогресс» изготовил бескапотный штабной автобус.
Читайте также: Горюче-смазочные материалы (ГСМ) для автомобиля ЗИЛ — 4334
Разработка
Первые трехосные прототипы были изготовлены в 1946 году. Вариант грузовика ЗИС-151-1 имел односкатные колеса и цельнометаллическую кабину от модели ЗИС-150. Второй образец, ЗИС-151-2, оснащался двойными задними колесами и предназначался для перевозки многотонных грузов.
Обе машины должны были пойти в крупносерийное производство. Часть машин планировалось выпускать для народного хозяйства, часть для вооруженных сил. Армейские грузовики оснащались системой подкачки шин.
Летом 1947 года представители командования Советской Армии приняли на вооружение грузовики ЗИС-151. На полигоне собрались высшие чины комиссариата и генералы сухопутных войск. На сравнительные испытания доставили американский трехосный «Студебеккер» и две модификации ЗИС-151.
Некоторые военные эксперты выступали за одноколесный вариант, обосновывая свой выбор тем, что предпочтительнее гусеничный: расход топлива меньше, прозрачность лучше. Остальные члены комиссии считали, что грузовик с двойными аппарелями поднимет гораздо больше груза, а это важно в полевых условиях. В результате было принято решение о поставках бортовых грузовиков воинским формированиям.
Обслуживание, ремонт и тюнинг
Простота конструкции автомобиля позволяла проводить практически все ремонтные работы в полевых условиях. Ремонтопригодность ЗИЛ-157 позволила ему стать долгожителем и работать до сих пор.
Доработка в большинстве случаев начинается с установки гидроусилителя, повышающего комфортность водительского места. Часто прибегают к доработке панели управления, регулировке карбюратора, смене рычагов и педалей, обшивки сидений.
Габариты ЗИЛ-157 и его весовые характеристики; грузоподъёмность
Длина грузовика составляет 6684 мм, ширина — 2090 мм, высота — 2360 мм (вместе с тентом 2915 мм), при этом размеры грузовой платформы — 3570х2090 мм. Колесная база – 4225 мм; колея передних колес – 1775 мм; заднее колесо – 1750 мм. Глубина преодолеваемого брода: 0,65 метра.
- Масса нетто: 5,54 тонны;
- Полная масса: 10,19 т;
- Давление на переднюю ось: 2,7 тонны;
- Нагрузка на заднюю тележку: 7,42 т;
- Грузоподъемность: 5 тонн — на твердом дорожном покрытии; 3 тонны — бездорожье;
- Масса прицепа: 5 т — на твердом грунте, 3,5 т — на мягком грунте;
- Максимальный уклон движения: 28 градусов;
- Радиус поворота: 11,2-12 метров.
Описание конструкции
Кабина ЗИЛ-157
Внешний вид ЗИЛ-157 мало похож на ЗИС-151. Заимствуется только кабина, но она, как и большинство других частей автомобиля, перерабатываются. Учитывая военный заказ на эти грузовики, все изменения были внесены для повышения простоты, надежности и проходимости автомобиля. При этом он получил немного удлиненную носовую часть и широкие плоские экраны с круглыми фарами, защищенными металлической решеткой.
Кабина
При разработке салона были учтены недостатки предыдущих моделей — жесткие сиденья, отсутствие обогрева, плохая вентиляция. В результате сиденья стали мягче, их положение скорректировано. Укороченные сошки позволили снизить силу ударов по рукам, а телескопические амортизаторы сделали ход машины более плавным. Также была добавлена система обогрева лобового стекла.
Кузов
Кузов ЗИЛ 157 представлял собой деревянную платформу с продольным металлическим каркасом, предохраняющим от износа. Зафиксировался только передний, остальные три открывались.
Ходовая часть и колёса
Управление грузовиком ЗИЛ-137 базировалось на пяти карданных валах:
- промежуточный между раздаткой и КПП;
- на переднюю ось;
- на средний мост;
- две оси на задней оси.
Карданные валы задних мостов крепились к центральному промежуточному подшипниковому узлу. Для карданных валов были предусмотрены высокопрочные кожухи. Синхронизаторы размещались между второй и третьей, а также четвертой и пятой ступенью.
Колеса грузовика односторонние, с накачанными шинами 12.00-18.00, закрепленные восемью шпильками. Была задействована централизованная система регулировки давления в шинах, все сразу или по отдельности. Компрессор позволял продолжать движение даже при незначительных повреждениях шин, но при этом скорость не должна была превышать 10 км/ч.
Трансмиссия
Учитывая наличие пяти карданных валов, трансмиссия ЗИЛ-157 достаточно сложна. Механическая коробка передач имела пять передач вперед и одну назад. Пятый считался повышенным, но уже в 1961 году конструкторы от него отказались. Раздаточная коробка позаимствована у ЗИС-151, но получила усовершенствование в виде прочных шестерен, улучшенных сальников и принудительного включения по мере необходимости.
Мотор
Тестирует ходовые качества грузовика ЗИЛ-157
Силовая установка на ЗИЛ-157 создавалась с учетом недостатков предыдущих поколений этих грузовиков. Используемые двигатели потребляли много топлива, имели низкий ресурс прочности и часто перегревались при длительной эксплуатации.
В совокупности с этими аспектами грузовик получил новый шестицилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением. Изменен процесс изготовления головок, использование алюминиевого сплава снизило степень сжатия на 0,2 единицы. Мощность 104 л.с достигается при 2600 об/мин.
Для предотвращения перегрева двигателя применен новый радиатор с шестилопастным вентилятором. Схема вентиляции полностью переработана и выполнена по типу закрытого картера. Уплотнения также получили новую компоновку, за счет чего улучшилась работа масляного насоса и всей системы смазки.
Сам двигатель был установлен на высокопрочной подвеске. Все конструктивные изменения позволили не только увеличить запас прочности, но и снизить расход топлива на 7-22%.
Тюнинг
Простота и надежность ЗИЛ-157 привлекала многих конструкторов, которые пытались усовершенствовать или модернизировать этот автомобиль. Речь шла не только о внешних изменениях, но и о технических аспектах.
Одним из главных недостатков автомобиля является отсутствие гидроусилителя руля. Чаще всего под технической корректировкой грузовика подразумевалась именно эта доработка. Это дало машине лучшие ходовые качества.
На ЗИЛ 157 технический тюнинг – это обычно изменения карбюратора, ходовой части, коробки передач. При желании владельцы также могут заменить двигатель на Д245-12С, работающий на дизельном двигателе. Такой вариант был разрешен из-за схожести габаритов и нетребовательности к серьезным изменениям в конструкции. Однако в этом случае во время движения возникала тряска, из-за чего ЗИЛ 157 с дизелем так и не выпускался серийно.
Еще одно направление тюнинга – повышение комфорта в кабине. Чехлы на сиденья, шумо- и теплоизоляция, переоборудование приборной панели и другие моменты — все это позволяет улучшить автомобиль для удобства водителя и пассажиров.
Применение
Всего было собрано почти 800 тысяч грузовиков ЗИЛ-157, которые были поставлены в армию и на гражданскую службу. Гражданские 157-е использовались для перевозки грузов и людей в районах с плохими дорогами или в условиях бездорожья. На базе машины были танки, пожарные машины, передвижные мастерские.
Армейский ЗИЛ-157 использовался для перевозки личного состава и вооружения. Шасси использовалось для установки нескольких реактивных установок, а также седельного тягача для реактивных установок зенитного комплекса С-75 «Десна».
Инженерные войска были оснащены буровыми установками на базе автомобильного шасси, которыми бурили скважины на воду глубиной до 15 м.
Для доставки понтонных парков ППС саперные подразделения использовали седельные тягачи ЗИЛ-157. Полный комплект узлов позволил построить переход длиной до 790 м и грузоподъемностью до 100 тонн. Один комплект перевозился на 480 автомобилях.
На базе седельных тягачей ЗИЛ-157 велись работы по созданию автопоездов с полуприцепным колесным приводом. В армии прошел испытания малосерийный тягач ЗИЛ-157КВ-1, который агрегатировался с двухосным активным полуприцепом модели ПАУ-3. Связка использовалась для перевозки транспортной машины 9Т22, входившей в состав гусеничного зенитно-ракетного комплекса 2К12 «Куб».
Транспортная машина предназначалась для перевозки шести ракет 3М9, размещаемых на кабинах или в теплоизолированных контейнерах.
Кузов и платформа для грузов
Здесь используется классическая бортовая версия, включающая в себя платформу для грузовых и пассажирских перевозок. Он состоит из трех деревянных досок. Их можно кинуть. Для сборки используются доски 800 х 200. Доски крепятся к платформе с помощью кронштейнов. Это упрощает общую конструкцию.
Кузов также представляет собой платформу из дерева. Он покрыт продольными ребрами. Они собираются из металла и защищают его от износа. С помощью поперечных брусков с металлическими скобами эта конструкция становится намного прочнее.
Передняя панель статична. Другие стороны откидываются назад. Так происходит полное открытие платформы кузова. Это значительно облегчает и ускоряет размещение различных грузов и их разгрузку.
Трансмиссия
Она сложная. Имеет пять карданных валов.
- Середина.
- С видом на мост спереди.
- С видом на центральный мост.
- Два вала, идущие к мосту сзади.
Первая коробка передач ЗИЛ-157 имела 5 ступеней. Последняя передача была повышающей. В 1961 году заменен на КП от ЗИС-151. У нее обновленные сальники, аварийный пуск и прочные шестерни.
На центральную ось был установлен промежуточный опорный элемент для заднего карданного подвеса. Корпуса на полуосях рулевых мостов были значительно усилены.
Все передачи в коробке передач, кроме первой, имеют синхронизаторы. Компоновка КП — двухосная. Главная передача имеет одну ступень и спиральные зубья.
Расход Топлива
По сравнению с предшественником у ЗИЛ-157 значительно снижен показатель расхода топлива. В зависимости от условий расход снижался на 7-22%. Автомобилю требуется примерно 40 литров топлива на 100 км. Полный бак (150 л + 60 л) позволяет модели проехать до 510 км.