- Модификации
- Кабина
- Плюсы и минусы модели
- Недостатки
- Отзывы водителей ЗИЛ 4520
- Стоимость б/у самосвала ЗИЛ 4520
- Нормы расхода смазочных и эксплуатационных материалов
- Сколько горючего потребляет ЗИЛ?
- Особенности эксплуатации ЗИЛ-4505
- Грузовая платформа
- Доступ к двигателю
- Особенности конструкции. Ближайшие родственники – ЗИЛ-4514, ЗИЛ-4516
- Стандартное оборудование шасси ЗИЛ-494560
- Сцепление
- Коробка передач
- Ведущий мост
- Карданная передача
- Колеса и шины ЗИЛ 494560
- Рулевое управление
- Тормозная система
- Система электрооборудования
- Кабина ЗИЛ-494560
- ЗиЛ ММЗ-45065
- Двигатель
- Особенности двигателя ЗИЛ-508.10:
- Характеристики мотора ЗИЛ-508.10:
- КПП
- Характеристики грузовой платформы: : Дополнительные опции
- Рулевое и тормозное управление. Колёса
- Ходовая часть
- Габаритные размеры
- Устройство и технические характеристки
Модификации
Помимо базовой версии выпускались и некоторые специальные модификации. Одной из таких является версия под индексом 450501, адаптированная к жестким условиям эксплуатации. Модификация имеет утепление стен кабины и двойное остекление. Вместо заднего стекла металлическая пластина. В рамную конструкцию грузовика был установлен дополнительный топливный бак, вмещавший 65 литров топлива. Система охлаждения двигателя оборудована автономным отопителем. Некоторые вариации ЗИЛ-450501 оснащались лебедкой с приводом от карданного вала от ВОМ.
Еще одной модификацией является версия под названием ММЗ-45054. Это экспериментальный самосвал на базе газового шасси ЗИЛ-138АБ. Для такой модели предлагался силовой агрегат с максимальной выходной мощностью 120 лошадиных сил. Цилиндрические газовые баллоны были установлены под грузовой платформой.
В 1982 году завод представил очередную опытную модификацию самосвала ММЗ-45054. Под капотом этой версии находился форсированный силовой агрегат, максимальная мощность которого достигала отметки в 135 лошадиных сил. Если предыдущая модель работала только на газе, то эта могла работать как на газе, так и на этилированном бензине АИ-93.
Кабина
У ЗИЛ 4505 такая же цельнометаллическая кабина, как и у 130, что позволяет брать на борт до трех человек.
Для водителя предусмотрено отдельное сиденье с несколькими регулировками. Для пассажиров использовался двухместный диван. Для эксплуатации в условиях с низкими отрицательными температурами внутри установлена эффективная система обогрева.
Интерьер этого автомобиля остался таким же, как и у ЗИЛ-130. Пластиковых элементов нет, все детали металлические. На приборной панели есть только самые необходимые индикаторы. Основными преимуществами этой кабины являются высокая посадка и эргономичное расположение всех органов управления. Уровень комфорта для своего времени вполне приличный.
Кабина имеет среднюю обзорность. Из-за высокого массивного капота и объемных крыльев слепых зон много, но со временем водители к этому привыкли.
Плюсы и минусы модели
Представленный грузовик ЗИЛ имеет ряд неоспоримых преимуществ, которые делают его использование по-прежнему актуальным.
Плюсы модели:
- низкая цена;
- надежный;
- простой дизайн, который нравится опытным водителям;
- ремонтопригодность;
- дешевизна и доступность запчастей;
- при создании автомобиля за основу была взята база проверенной временем модели ЗИЛ-494560;
- можно установить газовое оборудование и сэкономить газ.
Не обошлось без ЗИЛ-45085 и некоторых недостающих.
Недостатки машины:
- проигрывает по грузоподъемности современным иномаркам, относящимся к тому же классу грузовиков;
- устаревшая модель;
- недостаточно удобный салон;
- большой расход бензина;
- частые поломки при отсутствии регулярной технической профилактики.
Недостатки
Завод имени Лихачева снабжал работой не только многие родственные заводы, поставлявшие запчасти и комплектующие, автомобили на шасси ЗИЛ выпускались в Новоуральске позже как грузовики АМУР, в Чите в основном делали автомобили в северном исполнении, в Мытищах специализировались на самосвалах . — Для марок и модификаций автомобилей, не имеющих конструктивных отличий, но отличающихся от базовой модели собственной массой при оснащении микроавтобусов, микроавтобусов, тентов, дополнительного оборудования, бронирования и т.п.
Отзывы водителей ЗИЛ 4520
В первую очередь стоит отметить: практика показала, что самосвальные кузова ММЗ, которые устанавливались на трехосное шасси ЗИЛ, более качественные, чем НефАЗы того же года. Использовался металл приличного качества, качество сварки тоже неплохое, так как «сколько лет моему кузову (1994 г.) и какую нагрузку он нес (раньше было свыше 15 тонн), но так, чтобы сварка где-то сорвалась или нагруженный ты не вставай,это не так.А нижние заводские борта стоят(металл 2 мм)-там даже ржавчины нигде нет,а на КамАЗах 1998-2003 года все кузова уже сгнили,и все конверты выброшены».
Водители отмечают, что злоупотреблять перегрузкой ЗИЛ 4520 не стоит, ведь «всех денег не заработаешь», но при необходимости он спокойно справляется с дополнительной нагрузкой. По сравнению с двухосным МАЗ-5551, близким по грузоподъемности, но двухосным самосвалом, ЗИЛ 4520 оказался более выигрышным. «Более 10 тонн на оси, особенно на самосвале, я думаю, что страшно возить и тем более опасно разгружать, надо искать ровную поверхность, чтобы не было уклонов. Три оси лучше в этом связь!»
Маневренность и «резвость» самосвала «Москва-Мытищи» получили положительные отзывы водителей: на дороге шириной в пять метров он спокойно разворачивается за три движения. Безусловно, такую маневренность обеспечивает гидроусилитель руля, а для эксплуатации самосвала в городских и других стесненных условиях это немаловажный фактор.
Негативная реакция была вызвана тем, что из кабины для этого выехал замок задней двери, который нужно открывать вручную. Чтобы у водителя была возможность немного размяться.
В целом ЗИЛ-ММЗ-4520 оставил положительный след в истории и хорошие впечатления. Градостроителей и коммунальщиков понять несложно: достойная маневренность; семь кубометров полезного объема; не очень экономичный, но вполне приемлемый расход дизеля; неприхотливость; простота обслуживания и ремонта — вполне экономичный автомобиль. Но неумолимый отказ от прямой эксплуатации в истории отечественного автомобилестроения: запчасти как к дизелю ЗИЛ-645, так и к другим узлам и агрегатам ЗИЛ 4520 с каждым годом становятся все сложнее.
Стоимость б/у самосвала ЗИЛ 4520
Предложений о продаже самосвалов этой модели в наше время практически нет. В ноябре 2021 года таких предложений на электронных досках объявлений на всю нашу необъятную страну было найдено не более трех. Один из Татарстана и двое из разных регионов Краснодарского края. Цены, которые просят за ЗИЛ 4520: 360 000, 650 000 и 700 000 рублей. Годы выпуска автомобилей не указаны ни в одном из этих объявлений, судя по всему, это вторая половина 1990-х годов. Гораздо больше ЗИЛ-ММЗ-4520 продается в рабочем состоянии, но на запчасти.
Нормы расхода смазочных и эксплуатационных материалов
Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспорт.
Эксплуатационный расход смазочных материалов (с учетом замены и текущей заправки) устанавливается из расчета 100 литров от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам данного автомобиля. Нормы расхода масла устанавливаются в литрах на 100 литров расхода топлива, расход смазочных материалов — в килограммах на 100 литров расхода топлива.
Расход масла увеличивается до 20 процентов для автомобилей после капитального ремонта и эксплуатации более пяти лет.
Расход смазочных материалов при капитальном ремонте узлов автомобиля устанавливается в количестве, соответствующем одной заправочной емкости системы смазки данного узла.
Расход тормозной, охлаждающей и других рабочих жидкостей определяется количеством и объемом заправок и заправок на одно транспортное средство в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкцией по эксплуатации и т.п.
Сколько горючего потребляет ЗИЛ?
ЗИЛ — самосвал, поэтому расход топлива у него довольно большой. Расход топлива у ЗИЛ 130 – 31,5 литра по официальным данным.
Эта цифра указана во всех документах, но она соответствует действительности только тогда, когда машина относительно разгружена и находится в исправном состоянии. И все же интереснее узнать, какой реальный расход топлива у ЗИЛ 130.
Особенности эксплуатации ЗИЛ-4505
Базовая модель ЗИЛ серии ММЗ-4505 легла в основу используемых сегодня модификаций. Технические характеристики автомобилей подходят для разных климатических условий, служат разным целям. Вот как работает транспорт:
- Модификация 0501 с двойными окнами и утеплением в кабине предназначена для северных регионов. Заднее стекло заменено на металлическую пластину. В конструкцию заложен дополнительный топливный бак емкостью 65 литров. Система охлаждения двигателя имеет автономный подогрев. Некоторые версии оснащены лебедкой. Он начинает работать с ВОМ.
- Модификация 054 базировалась на шасси серии 138Б. Самосвал разрабатывался в качестве эксперимента. Цилиндрические газовые баллоны были смонтированы под платформой. Установлен двигатель мощностью 120 л.с. С. В дальнейшем конструкцию доработали, чтобы двигатель мог работать не только на газу, но и на бензине АИ-93. Мощность возросла до 150 л.с. С.
В ходе серийного производства грузовики серии ЗИЛ 4505 оснащались дополнительными опциями. К ним относятся:
- предпусковой подогреватель двигателя;
- стабилизатор задней подвески;
- спальная полка, оснащенная дополнительным утеплителем;
- утеплитель на капоте;
- микропроцессорная система зажигания.
По бывалым заверениям владельцев транспорта, все узлы и агрегаты остаются в эксплуатации долгие годы. Они не ломаются под воздействием перепадов температур, безотказно работают в диапазоне от 50 ºC до -50 ºC. Автомобиль хорошо справляется с проселочными дорогами, благодаря высокому дорожному просвету.
Для городских условий машине не хватает скорости. А вот в сельской местности такой транспорт незаменим. Фермеры ценят доступную цену, ремонтопригодность, долговечность.
Грузовая платформа
Все модификации этого грузовика оснащались самосвальным кузовом со скошенными нижними кромками. Такая конструкция предотвращала заклинивание и примерзание сыпучих грузов при работе в тяжелых условиях. Нередко на корпус устанавливались надставки, что позволяло увеличить его полезный объем.
Стоит отметить, что в стандартной версии кузов имеет объем 3,8 куб.
Доступ к двигателю
Как и на всех других капотных грузовиках, доступ к силовому агрегату в модели ЗИЛ-4505 обеспечивается капотом, который можно откинуть назад. Угол раскрытия довольно большой, что вместе с увеличенным пространством в подкапотном пространстве означает, что можно легко добраться не только до самого двигателя, но и практически до всех остальных узлов и агрегатов, которые находятся в подкапотном пространстве.
Читайте также: Как сделать ободрыши из покрышек своими руками: шины низкого давления из грузовых колес для вездехода, УАЗа, Нивы, караката
Особенности конструкции. Ближайшие родственники – ЗИЛ-4514, ЗИЛ-4516
Основой самосвала ЗИЛ 4520 является базовое шасси ЗИЛ-133Д42 производства Московского автомобильного завода имени Лихачева. Это трехосное шасси изначально предназначалось именно для строительного самосвала ЗИЛ-4514. Эта модель была запущена в производство в 1993 году. Грузовая самосвальная платформа ЗИЛ-4514 — Нефтекамского самосвального завода, полностью аналогичная той, что устанавливалась на трехосные самосвалы КамАЗ-55111. Самосвалы ЗИЛ-4514 выпускались с 1993 по 1997 год, а грузовые платформы устанавливались на шасси ЗИЛ-133Д42 не только Нефтекамским заводом, но и Орским тракторно-прицепным заводом (хотя последний, конечно, выпускал немало меньше таких машин).
Другой производитель самосвалов (металлический кузов и гидравлическое опрокидывающее устройство для разгрузки кузова) — Мытищинский машиностроительный завод — также начал устанавливать свой вариант самосвала на шасси ЗИЛ-133Д42, в том же 1993 году. Результатом стала новая версия универсального самосвала для промышленного строительства — ЗИЛ-ММЗ-4520. Мытищинский кузов со скругленной «корытообразной» нижней частью существенно отличается от НефАЗовского – ковшеобразный, угловатый.
Грузовая платформа самосвала ЗИЛ-ММЗ-4520 была специально изготовлена с такими скошенными краями на боковых стенках, чтобы предотвратить застревание перевозимого влажного сыпучего груза. Управление гидравлическим опрокидывающим устройством: включение ВОМ и насоса — дистанционное управление, электропневматическое из кабины; гидрораспределитель включается вручную из кабины.
На базе шасси ЗИЛ-133Д42 также был разработан сельскохозяйственный самосвал: ЗИЛ-ММЗ-4516. Эта версия ЗИЛовского трехосного самосвала получила грузовую платформу с возможностью выгрузки на 3 стороны. Он предназначался для перевозки и быстрой выгрузки зерна и других сельскохозяйственных грузов по дорогам общей сети, в том числе грунтовым, и в поле. Конфигурация этого автомобиля предусматривала установку тента на кузов для обеспечения сохранности груза.
Стандартное оборудование шасси ЗИЛ-494560
Сцепление
- Однодисковый, фрикционный, с периферийными пружинами сжатия.
- Диаметр ведомого диска 340 мм.
- Гидравлический привод с пневматическим усилителем.
Коробка передач
- Пятиступенчатая.
- Передаточное число коробки передач:
- первый — 7,44
- второй — 4,10
- третий — 2,29
- четвертый — 1,47
- пятый — 1.00
- реверс — 7,09
- Синхронизаторы на II, III, IV, V передачах.
- Управление коробкой передач — кулисный рычаг.
- Допускается отбор мощности до 22 кВт.
Ведущий мост
- Одноступенчатая гипоидная главная передача.
- Передаточное число — 6,33.
Карданная передача
- открытый, со скользящим шлицем и промежуточной опорой.
- Карданные валы трубчатые, сбалансированные.
- Количество карданных валов – 2.
- Карданный шарнир на игольчатом подшипнике.
Колеса и шины ЗИЛ 494560
- Дисковое колесо, 7,0–20.
- Шины радиальные, камерные, 260R508.
Рулевое управление
- Рулевой шнек с гидроусилителем.
- Рабочая пара — винт с гайкой на циркулирующих шариках.
- Передаточное число — 20.
Тормозная система
- На всех колесах установлены тормозные механизмы барабанного типа с двумя внутренними колодками и разжимным кулаком.
- Привод тормозов пневматический, раздельный в тормозных механизмах переднего и заднего мостов, на последнем — с автоматическим регулированием тормозных усилий.
Система электрооборудования
- Однопроводная, с номинальным напряжением 12 В.
- Пусковое напряжение 12 В, с электромагнитным тяговым реле и дистанционным управлением.
- Аккумулятор один, 12 В.
- Динамо со встроенным выпрямителем.
Кабина ЗИЛ-494560
- Трехместный, двухдверный.
- Сиденье водителя раздельное, имеет механизм подвески с регулируемой жесткостью в зависимости от веса водителя. Кроме того, регулируется продольное положение, а также наклон спинки и подушки.
- Пассажирское сиденье вдвойне нерегулируемое.
- Деревянная щетка стеклоочистителя с электроприводом.
- Омыватель ветрового стекла — электрический насос.
ЗиЛ ММЗ-45065
Самосвал ЗИЛ-45085 выпускал специализированное машиностроительное предприятие, расположенное в городе Мытищи. Техника предназначена для перевозки строительных материалов по различным типам дорог. В качестве базы использовались грузовые шасси, оснащенные бензиновыми и дизельными двигателями.
Двигатель
ЗИЛ 45085 оснащен карбюраторным верхнеклапанным двигателем ЗИЛ-508.10, работающим на бензине. Двигатель крепится к раме в 3-х точках. Кронштейн крышки распределительного вала действует как передняя опора, собачки картера сцепления — как задняя опора. Устройство имеет V-образное расположение цилиндров (под углом 90 градусов).
Особенности двигателя ЗИЛ-508.10:
- блок цилиндров — высокопрочный чугун с легкосъемными гильзами и резиновыми уплотнительными кольцами;
- поршни — алюминий;
- головки блока цилиндров — алюминиевые с направляющими клапанами и вставными седлами;
- система смазки — смешанная (распылительная и под давлением). Масло охлаждается в радиаторе;
- система питания — принудительная;
- система охлаждения — жидкостного типа;
- топливный насос — диафрагменного типа В10;
- карбюраторный — К-90 с экономайзером принудительного холостого хода.
Характеристики мотора ЗИЛ-508.10:
- рабочий объем – 6 л;
- номинальная мощность — 110 (150) кВт (л.с.);
- максимальный крутящий момент – 402 Нм;
- степень сжатия — 7,1;
- количество цилиндров — 8;
- диаметр цилиндра — 100 мм;
- емкость топливного бака – 170 л;
- средний расход топлива при скорости 60 км/ч – 25,8 л/100 км.
Машина комплектуется дисковыми колесами (7.00-20) с радиальными камерными шинами 260R508.
ЗИЛ 45085, на базе шасси ЗИЛ 497442, оснащен дизельной силовой установкой ММЗ с промежуточным охлаждением и турбонаддувом. Рабочий объем двигателя 4,75 литра, номинальная мощность 136 л.с.
КПП
В составе коробки передач самосвала ЗИЛ-4505 имеется пятиступенчатая механическая коробка передач с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах.
Что касается сцепления, то в данном случае используется фрикционное однодисковое сцепление, снабженное периферийными пружинами и механическим приводом отключения.
Характеристики грузовой платформы: : Дополнительные опции
В связи с этим наибольшим спросом пользуется четырехцилиндровый дизель марки Д-245, максимальная мощность которого достигает отметки в 100 лошадиных сил. Что касается работы в городах, то они не требуют использования тяжелой техники. Для реализации подходят и относительно небольшие автомобили грузоподъемностью до 10 тонн.
Колесная формула | 4×2 |
Полная масса, кг | 11200 |
Полная масса автопоезда, кг | нет данных |
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг | 3000 |
Допустимая нагрузка на заднюю ось, кг | 8200 |
Грузоподъемность, кг | 5500 |
Площадь площадки, м2 | нет данных |
Объем платформы, м3 | 3,8 |
Масса снаряженного автомобиля, кг | 3915 |
Максимальная скорость (км/ч) | 90 |
Двигатель | ММЗ Д 245.9 Е2 дизель |
Мощность двигателя (л.с.) | 100 |
Передача | Механический |
Количество передач | 5 |
Передаточное отношение приводного вала | нет данных |
Приостановка | наш |
Размер шин | патронник 260R508 |
Бензобак | |
Коттедж | Трехместный, двухдверный |
органический тип | – |
Рулевое и тормозное управление. Колёса
Рулевой механизм самосвала ЗИЛ 4520 оснащен гидроусилителем. Рабочая пара — винт с гайкой на циркулирующих шариках. Передаточное число – 20. Все тормозные механизмы самосвала барабанного типа, с 2-мя внутренними колодками и разжимным кулаком, устанавливаются на все колеса автомобиля. Стояночная тормозная система — с пружинными энергоаккумуляторами.
Тормозное действие — пневматическое, раздельное для тормозов передней оси и оси тележки с автоматическим регулятором тормозного усилия на оси тележки. Колеса используются дисковые, 7,0 — 20. Шины — радиальные, камерные, размер 260R508, модель И-281.
Ходовая часть
Передняя часть грузовика оснащена зависимой подвеской, включающей пару продольных полуэллиптических рессор с задними скользящими концами, а также гидравлические телескопические амортизаторы двухстороннего действия.
Зависима и конструкция задней подвески. Имеются основные и вспомогательные полуэллиптические рессоры с задними скользящими концами.
Габаритные размеры
- Полная длина – 6185 мм;
- Полная ширина — 2500 мм;
- Полная высота – 2525 мм;
- Длина колесной базы – 3800 мм;
- Дорожный просвет – 275 мм;
- Наименьший радиус поворота – 8900 мм;
- Ширина передней колеи – 1800 мм;
- Ширина задней колеи – 1790 мм;
- Длина грузовой платформы – 2990 мм;
- Ширина грузовой платформы – 2270 мм;
- Высота стандартных плит 580 мм.
Устройство и технические характеристки
В качестве основы для самосвала использовалось шасси модели 495710, оснащенное 2-секционным тормозным краном. На задней поперечине рамы имелось тягово-сцепное устройство, снабженное двухходовым резиновым демпфером. Рядом были установлены разъемы для подключения тормозов и электрических цепей к прицепу. Конструкция машины позволяла подключать гидросистему к прицепу и осуществлять одновременную или раздельную выгрузку кузовов.
На самосвалах применялся карбюраторный двигатель мощностью 150 л. С при 3200 об/мин. Двигатель был построен по V-образной схеме, угол развала блоков цилиндров составлял 90°. Низкая степень сжатия позволяла использовать бензин класса А 76. Запас топлива хранился в 170-литровом баке, установленном на специальной ложе, которая крепилась сбоку на боковой балке.
На машинах использовалась 5-ступенчатая коробка передач, оснащенная коробкой отбора мощности для привода гидронасоса. Насосная станция была оборудована предохранительным клапаном, препятствовавшим повышению давления выше 14 МПа. Запас жидкости хранился в отдельной емкости емкостью 19-21 литр. Опрокидывающее оборудование монтировалось на стальном подрамнике, закрепленном на раме основного шасси через амортизирующие подушки.
Технические характеристики самосвала:
- грузоподъемность — 6000 кг;
- снаряженная масса (с запасом топлива, но без водителя) – 4905 кг;
- допустимая масса прицепа – 8000 кг;
- колесная база – 3800 мм;
- длина — 6185 мм;
- ширина (без учета вылета боковых зеркал) – 2500 мм;
- высота (до края защитного устройства) — 2525 мм;
- высота пола кузова от земли – 1330 мм;
- скорость (с полной загрузкой на ровном участке шоссе) — 90 км/ч.
ЗИЛ-ММЗ-4505 использует платформу со следующими параметрами:
- количество направлений разгрузки — 1;
- предельный угол подъема платформы — 50°;
- время, необходимое для разгрузки кузова – не более 15 секунд;
- объем кузова – 3,8 м³;
- длина — 2990 мм;
- ширина — 2270 мм;
- высота лотка — 580 мм.
Модификация 450501 собиралась небольшими партиями, предназначена для работы в условиях Крайнего Севера. Стены кабины были покрыты утеплителем, применено двойное остекление. Заднее стекло было закрыто металлическим листом. Между шпангоутами помещался дополнительный бак, рассчитанный на 65 литров бензина. В систему охлаждения был установлен автономный отопитель. Часть машин имела лебедку с приводом от карданного вала от коробки отбора мощности.
Обозначение ММЗ-45054 имел опытный самосвал, смонтированный на газобаллонном шасси ЗИЛ-138АБ. На машинах с планировалось использовать двигатель мощностью 120 л.с., запас газа хранился в цилиндрических баллонах, установленных под днищем платформы. В 1982 году появился еще один опытный ММЗ-45054, отличавшийся двигателем с повышенной степенью сжатия, развивающим 135 л.с. С. В качестве топлива может использоваться газ или этилированный бензин АИ-93.
Завод в Мытищах не мог быстро освоить производство надстройки, поэтому самосвалы поступили в серию в 1987 году. Техника имела грузоподъемность 5100-5300 кг (в зависимости от типа цилиндров). Сжатый газ находился в 8 баллонах емкостью 50 литров каждый. Часть баллонов крепилась к раме, а 3 — к подрамнику. Имеющегося запаса газового топлива хватало на 200 км пробега, поэтому на самосвалах сохранили штатный бензобак. Завод собирал автомобили для внутреннего рынка, а также экспортировал их в страны с умеренным и тропическим климатом.